За гонкой вооружений, Сирией и превращением СМИ в иноагентов не будем забывать, что у нас вообще-то продолжается стройка века — мост в Крым. И там очередной промежуточный успех: «Строители Крымского моста соединили автодорожными пролётами косу и остров Тузла. Между косой и островом на 21 морской опоре установлено 44 пролётных строения — по 22 для каждого направления проезжей части (в сторону Крыма и Кубани)», — говорится в сообщении информационного центра «Крымский мост». Всего же к середине ноября сформировано более 430 из 595 опор моста и собрано порядка 44% металлоконструкций.


Прихожанам секты «Это всё снято на Мосфильме!» — пламенный привет.

Впрочем, от вооружений мы всё-таки никуда не денемся. Дело в том, что конец года традиционное время подведения итогов учений, выставок, планов на будущий год. В конце года про вооружения говорят непропорционально много, это повторяется регулярно.

Так, стало известно, что на «Фарнборо-2018» российской делегации, по-видимому, не будет: организаторы запретили нашей стране экспонировать продукцию военного назначения.

С трудностями при участии в этой выставке Россия сталкивается не впервые, однако прецедентов прямого запрета до последнего времени не было, гадили исподтишка. Причиной запрета стало эмбарго ЕС на продажу оружия в РФ, а также покупки вооружений у России. Особенно забавно слышать об этом от Британии и её организации по контролю за экспортом: процесс выхода страны из ЕС будет долгим, однако он уже стартовал. Тем более что экспонирование напрямую эмбарго не нарушает. Хотя это уже мелочи, тем более что более вероятная причина запрета на участие на поверхности. Вот уже третий год Россия активно участвует в наведении порядка в Сирии. За это время ряд образцов вооружений успели пройти обкатку в боевых условиях. Её результаты приводят к тому, что прочие государства, также не чуждые конфликту, рвутся, к примеру, покупать российскую ЗРС С-400. А ту же Турцию не останавливают даже прямые угрозы США и НАТО. Наоборот, она грозит в ответ. Учитывая, что и сама Британия — один из крупных игроков на мировом рынке вооружений (а их заокеанский старший партнёр — и вовсе самый крупный), возникает вопрос: зачем им за свои деньги делать дополнительную рекламу тому, что и так ежедневно рекламируется в новостных выпусках? «Под контролем правительственных войск в Сирии находится уже сегодня более 98% территории», — отметил президент РФ Владимир Путин на встрече с со своим чешским коллегой Милошем Земаном. Тут и без «Фарнборо» всё очевидно.

«Глупо лишать своих посетителей удовольствия увидеть лучшую в мире боевую авиацию, оказавшую решающее воздействие на исход войны в Сирии», — написал в своём Twitter вице-премьер Дмитрий Рогозин, хотя вряд ли для него такое решение стало неожиданностью, учитывая опыт 2014-2016 годов.

Глава комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Бондарёв в своём недавнем выступлении, возможно, перечислил образцы вооружений, которых посетители «Фарнборо» не увидят. В частности, он заявил, что в ВС РФ поступили гиперзвуковые ракеты «Циркон» и ракеты донного базирования «Скиф». Это первое признание того факта, что они состоят на вооружении нашей армии. Что же касается ракеты «Скиф», то о ней вообще не было слышно с 2013 года. 

Между тем войне в Сирии приходит конец, а новое устройство сирийского государства, похоже, будет писаться в нашей стране. На вчерашней встрече с президентом Сирии Башаром Асадом Владимир Путин обсуждал проведение Конгресса народов Сирии в Сочи. Дата мероприятия пока неизвестна, однако приглашение уже получили представители свыше 30 сирийских организаций, ООН, ВОЗ, Красный крест. «До полной победы над терроризмом, конечно, ещё очень далеко. Но что касается нашей совместной работы по борьбе с террористами на территории Сирии, эта военная операция действительно завершается», — отметил Путин.


Представители Ирана и Турции прибудут в Сочи только сегодня, однако, по сути, им остаётся только закрепить в целом согласованный проект своим согласием, а также обсудить с сирийским лидером проблему курдов и ряд гуманитарных вопросов.

Польские генералы, разумеется, продолжат рассказывать об агрессивных амбициях России. Однако процессы, стартующие сейчас в Сочи, это и есть тот результат, к которому мы шли с 2015 года. Раздолбать террористов не штука, стать тем, кто поможет Сирии установить мир (а тем самым, опосредованно, новую конфигурацию на Ближнем Востоке), вот что ценно. Тем более что мир в Европе России приходилось устанавливать не раз, а вот на Ближнем Востоке пока ещё ни разу. От результатов конгресса в Сочи будет зависеть, станет ли он только оформлением мира в Сирии или своего рода шагом к ближневосточному аналогу Венского конгресса 1815 года. 

События разворачиваются так стремительно, что даже в плотном графике президента США Дональда Трампа нашёлся целый час, чтобы поговорить со своим российским коллегой. В ходе переговоров были затронуты все те вопросы, которые Трамп планировал обсудить в ходе саммита АТЭС во Вьетнаме. Однако, скорее всего, главным вопросом была не Украина, не КНДР и не Иран, а всё-таки Сирия. Пока неясно, как расценивать тот факт, что в сочинском конгрессе будут принимать участие в т. ч. представители сирийской оппозиции, во многом несущие ответственность за многолетнюю войну. Возможно, это своего рода уступка Трампу, дающая возможность сохранить лицо пресловутой широкой коалиции. Широкой, но не слишком результативной.  

В качестве компенсации можно рассматривать одобрение Госдепом США продажи ПТРК Javelin грузинской армии. Сумма сделки — 75 млн долларов. Впрочем, тут дело не только в Грузии. Учитывая опыт торговли оружием между Грузией и Украиной, только вопрос времени, когда Javelin’ы появятся на Украине. Разумеется, в таких случаях контракты накладывают запреты на передачу образцов вооружений третьей стороне. Однако что-то заставляет думать, что в этом случае США не станет слишком уж настаивать на соблюдении запрета.

Интрига с делегацией РБ на саммите «Восточного партнёрства» в Брюсселе разрешилась — в качестве главы поедет министр иностранных дел Владимир Макей. Решение разумное, учитывая, что в ходе саммита наверняка всплывёт не самая приятная из последних историй между Беларусью и Украиной, а именно недавний шпионский скандал с арестом «журналиста» Павла Шаройко, оказавшегося отставником ГУР МО Украины.

С любопытным предложением выступил глава правительства РБ Михаил Мясникович. На докладе президенту он предложил идею налоговой автономии регионов республики: «У областей должны быть законодательные гарантии, что сверхплановые доходы местных бюджетов не обусловят соответствующее снижение плановых дотаций из республиканского бюджета. Тема не новая, но решения не приняты. Никаких угроз республиканским интересам такое предложение не несёт, а стимулы регионам даст однозначные». Идея, в общем, понятна: привлекли больше инвестиций, простимулировали мелкий бизнес к активности, получили больше налоговых сборов — распоряжайтесь частью сверхплановых поступлений по собственному разумению. Особенно актуально это теперь, когда под декрет № 3 государство и регионы активно умножают виды самозанятости, не требующей регистрации ИП.