В анализируемый период точкой притяжения интересов стран — членов ЕАЭС на китайском направлении, безусловно, стал Шанхай, а именно Китайская международная импортная выставка.


В EXPO приняли участие 172 страны, региона и международные организации, более 3600 компаний. Выставку посетили свыше 400 тыс. китайских и зарубежных закупщиков.

Справка. За январь — октябрь 2018 года объём внешней торговли Китая составил 25,05 трлн юаней (3,63 трлн долларов). Это на 11,3 % больше, чем за январь — октябрь 2017 года. За десять месяцев 2018 года объём торговли КНР со странами Европейского союза составил 3,68 трлн юаней с приростом на 8,4 %, а с США — 3,44 трлн юаней с увеличением на 7,4 %.

В ходе мероприятия участники EXPO заключили многочисленные соглашения о намерениях покупки товаров и услуг в течение ближайшего года. Общий финансовый объём указанных договоров составляет 57,83 млрд долларов США.

В частности, сумма потенциальных сделок, касающихся интеллектуального и высокотехнологичного оборудования, составила 16,46 млрд, пищевых продуктов и сельскохозяйственной продукции — 12,68 млрд, автомобилей — 11,99 млрд, медицинской аппаратуры и лекарственно-оздоровительных продуктов — 5,76 млрд, потребительской электроники и бытовой техники — 4,33 млрд, одежды, украшений и товаров повседневного спроса — 3,37 млрд, услуг — 3,24 млрд.

Российская сторона на столь важном для себя направлении была представлена на уровне премьер-министра страны. Так, к открытию выставки фактически оказался приурочен официальный визит в Китай Дмитрия Медведева.


В Шанхае с главой российского правительства встретился китайский лидер Си Цзиньпин, премьер госсовета Ли Кэцян (вторая встреча за месяц, предыдущая прошла 12 октября в Душанбе на полях саммита глав правительств ШОС), а также председатель Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей Ли Чжаньшу (один из ключевых сторонников и идеологов российско-китайского сближения).

В ходе визита подписан ряд межправительственных документов, а также обсуждён ход сопряжения китайского проекта «Пояса и пути» с Евразийским экономическим союзом.

Справка. По данным Главного таможенного управления КНР, за десять месяцев двусторонний торговый оборот России и Китая вырос почти на треть (до 87,2 млрд), экспорт увеличился на 44 % (до 48 млрд), импорт же вырос только на 13 % (до 39,3 млрд).

В Шанхае премьер-министр России Д. Медведев анонсировал проведение в Пекине Российско-китайского форума, целью которого станет распространение российской продукции несырьевой отрасли, включая сельскохозяйственные и высокотехнологичные товары.

Касаясь продовольственного потенциала, стоит отметить, что Россия занимает второе место среди стран — экспортёров продовольствия в мире, в частности, по объёму экспорта пшеницы — первое место.


По статистике, за первые шесть месяцев 2018 года объём экспорта сельскохозяйственных продуктов из России в Китай увеличился на 50 %, а общий объём поставок зерна — на 656 тыс. тонн, что превышает объём экспорта за весь 2017 год.

По данным Экспортного центра России, Китай уже стал крупным потребителем российских продуктов. В 2017 году Китай закупил российских продуктов на сумму 1,171 млрд долларов США. Китайские потребители всё больше интересуются российской рыбой, морскими деликатесами и растительным маслом.


Важным показательным моментом на направлении российско-китайского высокотехнологичного сотрудничества стала демонстрация полномасштабного макета самолёта CR929 на площадке 12-го Китайского международного авиационно-космического салона (Airshow China).

По словам президента ОАК, в настоящее время работа над проектом CR929 находится на этапе эскизного проектирования и отбора поставщиков основных систем и оборудования для самолёта. Ожидается, что эти работы будут завершены к концу 2019 года. Согласно актуальному плану, лётные испытания CR929 начнутся в 2023 году, в 2025-м ожидается выход лайнера на рынок, в 2027 году — старт промышленной эксплуатации самолёта.

Экономическая эффективность лайнера будет обеспечена за счёт снижения расходов на обслуживание, в целях чего предполагается внедрение специализированной информационной системы, которая будет следить за состоянием планера и всех узлов самолёта. Это также позволит повысить безопасность эксплуатации воздушного судна.

На фоне роста российских поставок в Китай активно развивается и логистическая составляющая экспорта.


Транспортная группа FESCO подписала с китайской компанией AVIC Forestry соглашение о сотрудничестве в области логистики и транспортировки продукции лесопромышленного комплекса сроком на пять лет.

Так, FESCO обеспечит логистические услуги и транспортировку лесоматериалов AVIC Forestry, инвестировавшей 13 млрд рублей в российско-китайский лесопромышленный комплекс в Томской области. Планируемая площадь лесосек составляет 695 га. Основная производственная площадка компании расположена в Асино, где уже введён в эксплуатацию завод по производству шпона мощностью 110 тыс. куб. м в год. AVIC Forestry планирует в 2019 году открыть завод по изготовлению МДФ-плит, перерабатывающий около 200 тыс. кубометров древесины в год.

Справка. По данным Федеральной таможенной службы, в первом полугодии древесина и целлюлозно-бумажные изделия в структуре экспорта в Китай составили 9,55 % от всего объёма. Их стоимость превысила 6,79 млрд долларов США. При этом на 6 % уменьшились поставки круглого леса (8,8 млн куб. м), но почти на 9 % выросли объёмы экспорта фанеры (1,36 млн куб. м), на 3 % — товарной целлюлозы (1,05 млн т) и на 3 % — распиленной древесины (9,39 млн т). Ключевыми регионами РФ по поставкам леса являются Алтайский, Краснодарский, Приморский, Хабаровский края и Амурская область.

Беларусь — Китай

Белорусская сторона на Шанхайском EXPO была представлена куда менее значительно, чем российская. Делегацию возглавил заместитель главы Администрации президента Николай Снопков.


На экспортном направлении Беларусь делает основную ставку на наращивание сельскохозяйственной продукции.

По итогам января — сентября этого года республика поставила в Китай продовольствия на 52 млн долларов США. Лидирующие позиции в белорусском экспорте занимает молочная продукция, поставки которой по сравнению с аналогичным уровнем 2017 года выросли в 9 раз.

Для белорусской стороны одним из результатов участия в выставке стало подписание контракта между ЗАО «Мясо-молочная компания» и Sinoby Agriculture на поставку молочной продукции на сумму 30 млн долларов. Кроме того, подписано соглашение о сотрудничестве между Sinoby Agriculture и чунцинским логистическим оператором Chongqing Yuxinoy о задействовании контейнерных маршрутов для поставок белорусской продукции в Китай.

Справка. 8 ноября в г. Чунцин прибыл поезд из 41 контейнера с белорусской молочной продукцией.

В рамках EXPO также подписан меморандум о стратегическом партнёрстве и сотрудничестве ОАО «БелАЗ» и китайской моторостроительной компании Weichai Holding Group. Стоит отметить, что белорусский завод уже выпустил первый карьерный самосвал грузоподъёмностью 90 т с китайским двигателем. В ближайшее время завершатся заводские испытания этой машины. В дальнейшем двигатели Weichai планируется установить и на самосвалы грузоподъёмностью 130, 220 т. Они будут предназначены для китайского рынка. Договор с Weichai Holding Group даёт возможность создания в будущем совместного производства.


Организации нефтехимического комплекса Беларуси заключили контракты на поставку в Китай продукции более чем на 13 млн.

Контракт на 12 млн на поставку акрилового волокна подписан между ОАО «Нафтан» и компанией China National Fiber.

ОАО «Полоцк-Стекловолокно» и китайские компании DBW Automotive Components Shanghai и Lih Feng Jiing Enterprise подписали контракт на поставку кремнезёмного волокна на общую сумму 1 млн евро.

С ОАО «Светлогорск-Химволокно» подписали контракты на 500 тыс. долларов.

Меморандум о взаимопонимании в области сотрудничества по поставкам продукции подписан также между ОАО «Белшина» и компанией Taiyuan Iron and Steel Co., Ltd.

***

По оценкам экспертов, несырьевая отрасль экспорта может стать новым толчком для наращивания торгово-экономических отношений стран — членов Союза и Китая, который всё быстрее переходит к модели «в экономике доминирует потребление». Вместе с тем, касаясь в том числе рынка продовольствия, всё более отчётливой становится конкуренция субъектов хозяйствования стран-членов между собой на китайском направлении.