Беларусь весьма удачно для себя не является стороной соглашения ОПЕК+, подписанного этой весной в Вене и обязывающего каждого из участников сокращать суточную добычу нефти согласно установленным квотам. Поэтому ничто не мешает ей планировать увеличение добычи.

Так, 5 октября мы сообщали о том, что «Белоруснефть» планирует увеличивать добычу в СП «Петролера БелоВенесолана» (Венесуэла). Предприятие создано ещё 10 лет назад и всё это время занималось реанимацией скважин, считавшихся в Венесуэле неприбыльными.


Прибыль там действительно невелика: за 10 лет «Белоруснефть» заработала в Венесуэле 70 млн долл., причитающихся ей за 40% доли в «Петролера БелоВенесолана», ведущего добычу на семи нефтяных и шести газовых скважинах. Но зарабатывать можно и дальше, если вложить инвестиции, с которыми добыча увеличится с сегодняшних 0,83 млн тонн до 2-3 млн в год.  По крайней мере, на такие цифры рассчитывает заместитель премьер-министра Белоруссии Владимир Семашко.

Очень похожий проект «Белоруснефть» собирается реализовывать в Индии. Компания выиграла тендер, объявленный Oil India. Последней необходим партнёр, который помог бы возродить добычу на месторождении Чабуа. Белорусских специалистов тут уже знают. Ранее БелНИПИнефть аналогичным образом давала вторую жизнь скважинам месторождения Дигбой, поэтому результат тендера вряд ли можно считать случайным: это уже наработанная репутация.


И даже в России, где, в общем-то, и своих нефтяников хватает, «Белоруснефти» удалось получить заказ на проведение гидроразрыва пласта для «РН-Ставропольнефтегаз». Впрочем, тут как раз всё просто: в прошлом году международная Ассоциация специалистов по колтюбингу и внутрискважинным работам (ICoTA) признала «Белоруснефть» лучшей в СНГ среди компаний, специализирующихся на ГРП.

По сути, РБ таким образом экспортирует не только инженерные и сервисные работы, но и «продукцию» белорусских вузов, т. е. специалистов. Которые, кстати, обеспечивают этим вузам обратную связь, позволяя готовить новые кадры на примерах живой работы и нефтедобычи в различных условиях и в разных точках мира.

Хотя не забывают нефтяники и собственные месторождения. «С учётом проведённых геолого-разведочных работ ожидается, что к 2020 году прирост запасов нефти составит 3 млн тонн и будут выявлены новые участки, перспективные для добычи углеводородного сырья. В текущей пятилетке работы по поиску новых залежей углеводородов будут продолжены с применением новых методов и технологий, которые успешно применяются в странах СНГ — бурение скважин под взрывы, вибрационная сейсморазведка, проведение скважинных исследований методом вертикального сейсмопрофилирования», — рассказал в интервью информагентству БелТА министр природных ресурсов и охраны окружающей среды Андрей Худык.

Белстат в недавно опубликованном тематическом отчёте отмечает, что РБ самодостаточна в плане производства с/х продукции. «Беларусь лидирует среди стран СНГ по производству на душу населения картофеля (в 2016 году — 630 килограммов), мяса (123 килограмма), молока (752 килограмма), яиц (386 штук)», — говорится в отчёте. Именно это обстоятельство позволяет республике поставлять каждый десятый килограмм продуктов питания в столицу, что не так давно отмечал мэр Москвы Сергей Собянин. Каждый десятый — это 1,2 млн тонн в год. Забавно, что благодарить за это Беларусь должна в первую очередь... ЕС: «Те санкции, которые были введены Российской Федерацией, и запрет на поставку сельскохозяйственной продукции из стран ЕС дали серьёзный импульс развитию сельскохозяйственного экспорта именно из Беларуси. Мы искренне этому рады», — заявил в интервью soyuz.by министр правительства Москвы Сергей Черёмин. В ЕС только теперь начинают осознавать свою роль в интеграционных процессах между РФ и РБ и даже пробуют отмотать назад. Как известно, на прошлой неделе Александр Лукашенко получил приглашение принять участие в ноябрьском саммите «Восточного партнёрства». Знаковое приглашение, последние пару лет не звали.

Уже третья за последнее время азиатская страна объявляет о покупке либо переговорах о покупке зенитно-ракетных комплексов С-400 производства РФ. Чуть более месяца тому назад президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что договорился с Россией о покупке этих систем и даже внёс за них залог (количество не сообщается). Затем о такой сделке просил король Саудовской Аравии Сальман бен Абдель Азиз Аль Сауд во время своего визита в Москву — и получил согласие. Теперь же стало известно, что командующий гвардией Бахрейна шейх Насер бен Хамад аль-Халифа намерен («с Божьей помощью») заключить с РФ аналогичное соглашение.


Несмотря на то, что С-400 был принят на вооружение уже 10 лет назад, к настоящему моменту он имеется только у самой РФ и у Китая. Кроме того, в этом году ожидается подписание крупного контракта с Индией, однако она обсуждает покупку как минимум с 2015 года.

Такой взрывной рост интереса к системе, конечно же, не случаен и объясняется тем, что комплекс прошёл обкатку в условиях сирийской кампании. Следует отметить, что, когда речь идёт о С-400, нужно сразу готовиться оперировать миллиардами долларов. Так, для Китая поставка обошлась в 3 млрд. В случае с Индией речь идёт о крупной закупке, С-400 — лишь один из пунктов списка. Однако по стоимости он составляет примерно половину этого контракта — 5,5 млрд долл. Турция, по некоторым данным, закупилась на 2 млрд.


Сколько заплатят ближневосточные монархии, пока неизвестно хотя бы потому, что спрос слишком опережает предложение. «Турции и то два года придётся ждать, пока Россия не обеспечит свою армию этой системой, пока она не выполнит свои обязательства по контрактам перед Китаем. Только потом будет Турция, может быть, Индия и Саудовская Аравия», — комментирует военный эксперт Виктор Литовкин. Кстати, это дополнительный показатель: покупатели стоят в очереди и готовы ждать несколько лет.