Во-первых, немаловажную роль играет налоговое регулирование. В будущем, конечно, эти условия надо выравнивать, подтянуть финансовую инфраструктуру для поддержки новых бизнесов. Мы здесь отстаём, скажем прямо (от России. — Прим. СОНАР-2050).

И, конечно, в рамках союзного договора, в рамках договора о ЕАЭС ещё много нерешённых задач и вопросов.

Приведу маленький пример. Мы много лет ставили вопрос о том, чтобы отменить роуминг. В Европе это обсуждалось на моей памяти 20 лет. Мы в ассоциации среднего и малого бизнеса в Брюсселе поставили этот вопрос, и 18 лет понадобилось для его решения.

В ЕАЭС, я полагаю, этот вопрос решается за два года. С другой стороны, и актуальность этого вопроса уже меньше, потому что коммуникации осуществляются через сети, через интернет. Так очень много контактов уже общаются. И тем не менее нужно уменьшить эти нагрузки, то есть роуминг. Тем самым мы выравняем информационное пространство. Это доступность бизнеса к работе во многих регионах. Это очень большие ресурсы. Форум регионов Беларуси и России в Могилёве и грядущий форум Беларуси и Украины в Гомеле, я думаю, сыграют большую роль в наращивании потенциала белорусского бизнеса.

Кроме того, честная конкуренция между белорусскими и российскими компаниями должна строиться на равных правилах игры. Условия для бизнесменов должны быть равными как на территории Беларуси, так и в России. Конкуренцию надо обеспечивать соответствующим законодательством, для этого нужна его определенная унификация. В этой области еще не все сделано. Например, надо обеспечить равный доступ к закупкам для государственных нужд. Существуют проблемы и в организации логистики международных транспортных перевозок, они обсуждаются. Кроме того, пока есть большая разница в цифровизации экономики - эта тема обсуждалась в Армении на форуме ЕАЭС.

Один из важнейших вопросов – предоставление предприятиями Беларуси и России равного доступа к энергоресурсам. Это была одна из первых причин нашего участия в Союзном государстве. Стоимость энергоресурсов напрямую влияет на себестоимость продукции. Когда белорусские предприятия входят на российский рынок со своей продукцией, она заранее дороже, а значит, и неконкурентоспособна.

Надо создать общественную палату Беларуси и России. Сейчас же все контакты случаются только на чиновничьем уровне, а гражданское общество не вовлечено в обсуждение союзных программ и решение проблемных вопросов. Вот и получается, что диалог пока узкий, основанный на субъективном мнении отдельных лиц. Почему в решение этих проблем не вовлечены, например, общества защиты прав потребителей Беларуси и России?

На мой взгляд, как никогда прав президент Беларуси Александр Лукашенко в этих обсуждениях. Что-то решается, что-то выравнивается, но обстановка какая-то дерганая, неровная.

Чем ближе Беларусь строит союз с Россией, тем больше на экономику республики влияют санкции, введенные Западом в отношении нашего партнера. За близость с Россией Беларусь бьют основательно по голове. Мы готовы разделять какие-то трудности, но тогда надо выравнивать условия конкуренции. Только чиновники не торопятся. Решение этого вопроса уже затянулось, и белорусское общество - интеллигенция, молодежь - начинает терять интерес, потому что разница между звучащими из телевизора словами и реальными делами очевидна.

Чтобы определить, какие именно барьеры мешают взаимной торговли и развитию союзных бизнес-проектов, лучше провести маркетинговые исследования. И в Беларуси, и в России есть нужные специалисты. Пускай бы они выявили все проблемы по сегментам и секторам. Нам не хватает научно-аналитической базы для принятия соответствующих решений. У чиновников нет желания выделять на это ресурсы, уделять этому вопросу внимание.

Необходимо работать в этих направлениях на профессиональном уровне, а не говорить о вещах, которые и так лежат на поверхности. В конце концов, Союзное государство – это проект. А раз так, то надо идти по нормам проектного управления, правильно формулировать цели, задачи, соизмерять средства. Здесь я последовательности не вижу. Демагогии слишком много, много слов и заявлений, а очень мало практических шагов.