Сначала к главному. В Беларуси решили не откладывать в долгий ящик в целом одобренный позавчера декрет о цифровой экономике. Президент РБ Александр Лукашенко подписал документ в тот же день, поздно вечером. «Беларусь становится фактически первым в мире государством, которое открывает широкие возможности для использования технологии блокчейн. У нас есть все шансы стать региональным центром компетенций в этой области», — пояснил он свои мотивы, а также мотивы тех, кто этот документ готовил и лоббировал.

Основные положения документа:

1.  Блокчейн и майнинг. И то и другое теперь законно. Все операции с криптовалютами в Беларуси отныне не только разрешены, но и не требуют специального лицензирования: их добыча и/или обмен, продажа не являются предпринимательской деятельностью. Учитывая, что у ближайших соседей это никак не урегулировано, можно прогнозировать постепенное возникновение в РБ майнинг-центров, в которые будут переноситься мощности по добыче криптовалют из Украины и РФ. Помимо инвестиций, такие центры станут хорошим способом утилизации избыточного производства электроэнергии БелАЭС.

Операции с криптовалютами освобождены от налогов.

2. Срок действия специального правового режима ПВТ «Высокий камень» продлевается до 1 января 2049 года. Учредителям резидентов ПВТ и наёмному персоналу резидентов даётся право безвизового въезда на полгода, им не нужно получать разрешение на привлечение иностранной рабочей силы, разрешение на работу и т. п.

Резиденты ПВТ получили возможность при заключении соглашений использовать английское право (как в МФЦ «Астана»). Продлеваются также налоговые льготы.

3. Расширен перечень видов деятельности, которые дают право стать резидентом парка. Сейчас это 36 направлений, и список открыт. Сейчас там, конечно же, появились майнинг-фермы и биржи криптовалют, однако ПВТ не замкнётся только на этом направлении. Уже в 2018 году резидентом ПВТ станет американская компания, специализирующаяся на выпуске станков с лазерной резкой.

Управляющий партнёр израильского фонда ATOORO Йонатан Брендер по поводу подписания документа заявил: «Беларусь — великолепный, не до конца раскрытый клад с потрясающим количеством умнейших программистов. Наш фонд инвестирует в семи странах, скажу честно (я и на совещании вчера это сказал): такого уровня специалистов, программистов я не встречал».

Председатель коллегии Евразийской экономической комиссии Тигран Саркисян отметил, что принятие декрета может стать толчком для всего ЕАЭС в плане пересмотра цифрового законодательства: «Принятый документ, возможно, ляжет в основу изменений в Договоре о Евразийском экономическом союзе. Речь идёт о единой цифровой платформе для 5 государств-участников. Все страны занимаются сейчас цифровыми программами. Необходимо проводить согласованную политику в этой сфере, иначе появятся новые барьеры. И невозможно представить ЕАЭС без цифровой трансформации».

Как ранее сообщалось, руководство республики поддерживает не только IT-сферу, но и предпринимательство. Частный бизнес получил свой декрет даже раньше, ещё в конце ноября.

Но власть поддерживает бизнес не только одними лишь декретами. Как сообщает председатель правления Национального банка Павел Каллаур, малый и средний бизнес в этом году получил на 17,7% больше кредитов, чем в прошлом: «А если мы возьмём процентную ставку, то она составила в ноябре по новым кредитам 11,6%. Эта ставка даже ниже, чем в целом по экономике. Если посмотрим на ситуацию в сравнении с прошлым годом, то ставка по кредитам в валюте была 10%, сейчас предприниматели могут получить в валюте кредиты под 7,4%».

Вице-премьер Беларуси Владимир Семашко пока исключает массовое перенаправление транзита нефтепродуктов в российские порты. Главное условие РБ остаётся прежним — бизнес не должен потерять на перебросе. С другой стороны, заявленный 1 млн тонн транзита в порты ЛО  — тоже не мелочь.

Важное для России решение наконец-то вынес арбитражный суд Стокгольма. Оно касается судебного разбирательства, тянущегося вот уже 3,5 года. Причина спора — газовый контракт, подписанный Юлией Тимошенко в январе 2009 года.

На Украине традиционно поспешили отпраздновать «перемогу». Однако обозреватели едко отмечают: Украина победила, но придётся заплатить. А именно 1,5 млрд долларов, где 650 млн — разница между стоимостью газа, установленного судом, и фактическими проплатами Украины в 2014–2015 гг; 630 млн — оплата  газа, поставленного ещё в 2013 году; 240 млн — штрафные санкции. Кроме того, с 22 декабря за каждый день на эту сумму будет насчитываться пеня в размере 0,03% (примерно 11% годовых). Это ещё порядка 450 тысяч долларов в сутки, и накапать может немало — платить Украина не собирается. Помимо этого, в 2018-2019 годах Украина будет обязана возобновить закупки газа в России (по 5 млрд кубометров в год).

В «Нафтогазе» же одновременно умудряются и справлять «перемогу», и готовить апелляцию.

Вторая сегодняшняя «перемога» Украины, как и положено, также со вкусом «зрады»: поставки летального оружия из США будут, но Javelin’ов среди него нет. А без этого, уверены американские эксперты, решение является полумерой, его можно было и не принимать.

The National Interest без труда считал посыл армии РФ, получившей С-400 для размещения на Дальнем Востоке: Россия укрепляет противовоздушную и противоракетную оборону на фоне вероятной агрессии в отношении КНДР. По мнению экспертов, Россия стремится обезопасить себя от случайных ударов по своей территории, а кроме того, хочет быть уверенной в том, что самолёты ВВС США в случае принятия решения об ударе по КНДР будут держаться подальше от госграницы РФ.