15 мая — югославский (а теперь сербский) День Победы. В такой день мы решили поговорить с председателем партии социалистов в сербском парламенте Джорджи Комленски о том, как в современной Сербии относятся к вкладу СССР в разгром нацистов, как была остановлена война с памятниками, чего ждут простые сербы от России сегодня и что нас объединяет.


— Уважаемый Джорджи! 9 мая американский Белый дом опубликовал запись, в которой было сказано, что нацизм победили США и Великобритания. Это вызвало большое возмущение в России, но, похоже, что такую искажённую версию истории готовы принять во многих европейских странах, особенно таких, где уже много лет ведут войну с советскими памятниками. Вы в своём недавнем заявлении говорили о том, что искажать правду о войне недопустимо. А как к вашей позиции относятся в Сербии? Много ли людей её разделяют?

— Видите ли, действительно, несложно говорить правду и то, во что вы искренне верите. Конечно, мы не застали войну и 9 мая 1945 года, но мы узнали правду о ней из учебников истории, из рассказов наших дедов и родителей. Для нас это абсолютная правда. Мы уверены, что победили именно Советская армия и тогдашнее югославское антифашистское движение, прежде всего партизанское движение, которое признано четвёртой освободительной силой в борьбе с фашизмом. Прежде чем я скажу, что думают мои коллеги, мои друзья и знакомые, обычные граждане, проживающие в Республике Сербия, я хотел бы, несмотря на эту небольшую задержку, поздравить вас с 9 Мая как с Днём Победы над фашизмом!

Причина, по которой я поздравляю вас, заключается в том, что я сам родился и вырос в другой стране, в стране под названием Югославия. В Югославии война против фашизма велась до 15 мая, боевые действия закончились не 9 мая, а 15-го. Это говорит лишь о том, насколько ожесточённой была битва с фашизмом, нацизмом и борьба за свободу на территории современной Республики Сербии и на всей территории бывшей Югославии.

Я вижу, что большинство граждан Республики Сербия разделяет мою позицию. Может быть, некоторые мои коллеги-политики по разным причинам не хотят говорить об этом так прямо. Я это даже могу понять. Но для нас, левых, истина является самым сильным оружием. Даже если она непопулярна и кто-то будет критиковать нас за неё, мы всегда будем говорить правду.

Однако мы тоже видим попытки искажения истории. Научный прогресс и цифровизация должны были дать нам доступ к знаниям, сделать правду доступнее для масс, но мы оказались в ситуации, когда приходится ещё яростнее бороться за неё.

К сожалению, в 1945 году фашизм не был уничтожен танками, винтовками, сердцами, жизнью и бескомпромиссной борьбой. Мы, кажется, заблуждались на протяжении 75 лет, что фашизм был искоренён и полностью уничтожен. К сожалению, похоже, что это было лишь одно из грандиозных сражений, но война ещё не закончена. И в России, и в Сербии мы, считая себя окончательными победителями, расслабились, занялись другими проблемами. Это открыло пространство тем, кто был на другой стороне, кто сражался на стороне фашистов, против нашей свободы, против свободы всего мира. Сейчас они пытаются реабилитироваться и подменить правду о Второй мировой войне.

— Как вы считаете, должна ли Россия более активно защищать правду о войне? В частности, на Балканах? Какие действия России не позволят переписать историю: более активное использование инструментов «мягкой силы» или более жёсткая реакция на недружественные действия отдельных стран?

— Вопрос очень серьёзный и, конечно, требует серьёзного анализа, провести который я сам не могу. Поэтому скажу лишь о своих впечатлениях.

Мне кажется, что голос России недостаточно слышен. Например, сегодня Сербия нуждается в голосе России, так же, как югославским подразделениям нужны были советские подразделения, чтобы избавиться от фашизма. В настоящий момент абсолютно необходимо, чтобы Россия была гораздо более активной, более агрессивно говорила истину и боролась за неё. Почему я так считаю?

В сербском обществе есть раскол относительно оценки вклада партизанского движения в борьбу с фашизмом. Дело в том, что не только это движение, которое поддержал Советский Союз, сражалось с оккупантами, были и другие. Но СССР поддержал именно партизан. Сегодня в нашей стране коммунизм не популярен, и это переносится и на нашу историю.

Я сам убеждённый коммунист, и мне хотелось бы, чтобы Россия сегодня заступилась за наше общее прошлое, обозначила свою чёткую позицию относительно того, почему СССР поддержал именно югославских партизан. Тогда нам в Сербии было бы гораздо проще разобраться с нашим внутренним идеологическим расколом. 

Сегодня мы видим, как в Чехии и Польше ведётся война с советскими памятниками. Если бы я не читал российский «Спутник», я бы просто не узнал об этом. Но буду честен: нечто подобное происходило и в Сербии после 2000 года. Когда к власти пришли проевропейские политики, они изменили названия улиц Белграда, которые были названы в честь русских генералов, они пытались убрать тот памятник, к которому мы на 9 Мая возлагали венки. Но против таких действий восстал сербский народ, и эта власть ушла, а пришедшая ей на смену уже не предпринимает таких попыток. Просто сербы не готовы принимать ложь, под каким бы соусом её ни подавали.

Но как говорил Геббельс: «Ложь, повторённая сто раз, становится истиной». Это то, что мы сейчас наблюдаем. И я боюсь, что молодое поколение будет восприимчиво к ней. Это поколение не было воспитано так, как мы, оно воспитывается современными медиа, которые постоянно унижают роль СССР, России, Китая, антифашистских движений. Огромные деньги направлены на такую информационную борьбу. России нужно активнее и смелее противостоять этому.

— По вашему мнению, достаточно ли сегодня Россия хорошо представлена в Сербии? Чего ждут простые сербы от России? Может быть, России нужно более смело заявлять о себе? Если да, то, каким образом? 

— В некоторых сферах Россия присутствует в Сербии, и мы здесь это очень ценим. Мы помним, что в 2014 году Россия была первой, кто пришёл нам на помощь в борьбе с последствиями наводнения в городе Обреновац. Ваши спасатели МЧС вытаскивали людей из воды, и мы это очень хорошо помним. Но мы даже не знаем имён наших спасителей! Конечно, они выполняли приказ и не ждали ничего взамен, ушли тихо и без всякой помпы. Это делает им честь, но жители города уже много лет хотят встретиться со своими спасителями или наладить какие-то контакты, хотя бы дистанционно. Такое нельзя забывать, и в информационном плане хотелось бы, чтобы Россия не стеснялась своих побед и не давала пространство враждебным голосам.

Да, у России сильная позиция, существует историческая близость, которую никто не вычеркнет никакими деньгами. Но многое ещё можно улучшить, например, наладить некие прямые контакты между сербским и русским народами. В этом есть огромная перспектива.

Например, в Сербии есть т. н. «Русский дом», но мало кто знает, что он делает. Я полагаю, что при минимальных затратах он мог бы существенно расширить присутствие России в Сербии, стать проводником российской культуры. Различные художественные, театральные и другие культурные коллективы из России должны быть представлены у нас намного шире. Это тоже важная часть борьбы за нашу общую правду.

Со своей стороны, мы предложили создать т. н. «Институт истины», и я с нетерпением жду начала его оформления. Может быть, это звучит помпезно, но я вижу, что пуповину, соединяющую Россию и Сербию, пытаются перерезать. Мы должны вместе противостоять этому любой ценой.

Сербов намного меньше, чем русских, но мы во многом похожи и думаем одинаково. И у нас, и у вас правда и справедливость намного выше материального интереса. И это то, что эти несчастные с Запада не могут понять и усвоить! 

Сегодня мы чрезвычайно обеспокоены теми новостями о большом количестве заболевших коронавирусом, которые слышим из России. У нас эта эпидемия немного пошла на спад. Поэтому я искренне желаю всем гражданам России быть здоровыми, а тем, кто, к несчастью, заболел, скорее поправиться, чтобы мы вместе могли продолжить нашу борьбу за правду. Будьте здоровы!