Конец прошлой недели в Беларуси можно охарактеризовать фразой «Болтон-2» в том смысле, что всё это мы уже видели в сентябре прошлого года, когда Минск посетил советник президента США по национальной безопасности Джон Болтон. Вернее, уже экс-советник, поскольку вскоре после этого визита Болтон ушёл в отставку. Теперь же столицу Беларуси посетил сразу госсекретарь США Майк Помпео. 

Точнее, не только Минск. Для американских чиновников это уже устоявшаяся практика — визиты сразу в несколько стран региона. В этот раз госсекретарь посетил также Украину и страны Средней Азии. 

В интернете уже вовсю обсуждается пакет предложений, которые (будто бы) Помпео привёз Александру Лукашенко: снятие санкций, вступление в ВТО, НАТО и ЕС (любопытно, какое право обещать вступление в ЕС имеет Помпео?), кредит в размере 25 млрд долларов. Если допустить, что Помпео действительно всё это обещал, то цену этим обещаниям он сам же и выдал — предложением о готовности американских производителей  обеспечить Минск нефтью. 


Напомним, США похожим образом уже пытались гарантировать энергонезависимость Украине, обеспечив её углём и сжиженным газом. 

Суть же визита от смены ранга американского чиновника не меняется: это предложение торгануть суверенитетом под видом заботы о нём. Поэтому мы не зря вспомнили Болтона — все сделанные тогда выводы справедливы и сегодня.


К слову, визит был небесполезным. «Если мы не сделаем Беларуси реального предложения партнёрских отношений, у нас не будет шанса связать её с ядром Центральной Европы», — такое заявление сделал на днях в интервью польской газете Rzeczpospolita заместитель министра иностранных дел Польши Павел Яблонский.

Тут сразу два в одном, особенно ярко проявляется польский суверенитет: замминистра иностранных дел занят информационным сопровождением госсекретаря США в Беларусь. Плюс собственные амбиции Польши по построению своей мини-империи из зависимых Украины и Беларуси. Непонятно одно: самой Беларуси это зачем?

Как ранее и прогнозировало издание «Коммерсант» со ссылкой на собственные источники, спор по тарифам на транзит нефти был разрешён межправительственным соглашением. «Это среднегодовой темп инфляции, установленный прогнозом Российской Федерации, увеличенный на три процентных пункта», — уточнил министр антимонопольного регулирования и торговли РБ Владимир Колтович. В деньгах это +6,6 % к действовавшему тарифу, т. е. даже больше, чем сообщалось ранее (6 %). 

Что же касается договорённостей о стоимости российской нефти для белорусских НПЗ, то, видимо, этот вопрос отложат до встречи премьер-министров РФ и РБ — она уже согласована. 


Между тем соседи Беларуси стараются опередить друг друга, обеспечив её транзитной нефтью. Так, посол Украины в Беларуси Игорь Кизим заявляет,  что нефтепровод «Одесса — Броды» готов прокачивать нефть в Беларусь. А глава МИД Латвии Эдгар Ринкевич распекает латвийских бизнесменов за то, что те не пользуются случаем занять транзитную нишу. Впрочем, бизнесмены в данном случае понимают ситуацию и просчитывают риски куда лучше министра иностранных дел. И один норвежский танкер их не убедил в серьёзности намерений Минска. 

Гендиректор Мозырского НПЗ Виталий Павлов снял как минимум один вопрос, связанный с поставками нероссийской нефти. «Есть опыт работы с азербайджанской, иранской, венесуэльской нефтью», — заявил он, давая тем самым понять, что вопрос лежит не в технической, а исключительно в экономической плоскости. 

А вот с экономикой будет сложнее. По его же словам, только за последние 3 года завод инвестировал в работы по модернизации 1,6 млрд BYN.