В последнюю неделю июля со стороны руководства концерна «Белнефтехим» прозвучало важное заявление: «Решение о необходимости выработки механизмов компенсаций есть, создана специальная рабочая группа. К сожалению, из-за занятости российской стороны она практически не приступила к работе». Это не могло не вызвать некоторого напряжения у белорусской стороны, в особенности у прессы. Поэтому вполне объяснимо, что вопрос компенсаций всплыл на встрече посла России в Беларуси Дмитрия Мезенцева со СМИ. «По итогам завершения работ по подсчёту убытков убытки, которые понесла белорусская сторона, будут компенсированы. По этому поводу никто не спорит, никто не пытается от ситуации уйти или трактовать её как-то по-другому», — успокоил он журналистов. Кроме того, он заявил, что российская сторона с пониманием относится к проблемам белорусских производителей, в связи с чем обязательно удовлетворит запрос НПЗ «Нафтан» на дополнительную поставку 98 тысяч тонн нефти «буквально в считаные недели».


Помимо этого, посол ответил и на другие проблемные вопросы, касающиеся энергетики. В частности, переговоры по стоимости газа на будущий год завершатся только в декабре 2019-го. Мезенцев отдельно намекнул, что не следует увязывать этот срок с подписанием интеграционного соглашения: «Те переговоры, которые будут вестись до конца этого года, полагаю, дадут самый оптимальный и комфортный вариант в рамках уже заключённого соглашения. Цена есть следствие уже заключённого соглашения [соглашения 2017 года, в котором установлена действующая формула, а также механизм изменения цены. — Ред.], а не новых переговоров».

За последнюю неделю министры связи РФ и РБ сделали ряд заявлений, после которых оптимистичная позиция посла Беларуси в России Владимира Семашко и председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко несколько померкла. Напомним, что из слов и Семашко, и Матвиенко выходило, что уже в сентябре плата за роуминг между РФ и РБ может быть отменена. 

Между тем министр связи РФ Константин Носков в последних числах июля заявил, что у сторон есть базовые отличия в подходах: «Отличаются прежде всего в понимании, что такое роуминг. В нашем понимании отсутствие роуминга — это бесплатные входящие звонки. До этого мы договориться с нашими белорусскими коллегами не можем». 


Его белорусский коллега Константин Шульган прогнозирует, что жителям РФ и РБ предстоит ещё подготовительный период, который займёт 6–9 месяцев. Причём он ожидает любые значимые подвижки в этом вопросе не ранее чем к Новому году. 

Пока мобильные операторы не могут договориться, другие времени не теряют. В частности, 2 августа СМИ сообщили о подписании соглашения между Российским зерновым союзом и Белорусской универсальной товарной биржей. «Соглашение позволит объединить усилия БУТБ и РЗС по привлечению на биржевую площадку крупных российских продавцов зерна, оперативно решать такие вопросы, как обучение трейдеров, проверка надёжности контрагентов, контроль качества товаров, организация логистики», — пояснили в пресс-службе БУТБ. 


В связи с этим вспоминается давно канувший в небытие проект создания зернового союза с участием России, Украины и Казахстана, что объединило бы в единый пул крупнейших экспортёров зерновых и позволило бы влиять на мировые цены. Тут, конечно же, масштаб поменьше, а влияние будет разве что региональным, но это тоже неплохо.

Едва ли не в каждом втором обзоре мы дежурно сообщаем о том, что Россельхознадзор ввёл либо снял ограничения на поставку продукции для тех или иных белорусских предприятий. Однако на самом деле эти сообщения отнюдь не дежурные и раз от раза в них кое-что меняется. Скажем, в этот раз такие ограничения были введены для пяти предприятий за нарушения ветеринарно-санитарных требований ЕАЭС. Не российских требований, а ЕАЭС. Это важно.

Дело в том, что именно к органам ЕАЭС затем апеллировали белорусские производители. В РСН, в свою очередь, поняли и исправили просчёт.