«В течение месяца, я уверен, мировая экономика, особенно у наших соседей, будет работать. В том числе и в России»,  такой прогноз озвучил Александр Лукашенко 21 апреля. В Кремле на эту оценку уже успели опосредованно ответить. «Очевидно, что выход из этой ситуации будет поэтапный, это уже можно сказать однозначно. Но эту этапность нам ещё предстоит разработать»,  говорит пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков. «Предстоит», т. е. пока этого алгоритма и его этапов ещё нет. 

Зато известно обратное. «Пока угроза... сильного превышения эпидемиологического порога будет оставаться актуальной, продолжится режим, о котором вчера говорил президент»,  предупреждал Дмитрий Песков ещё в начале апреля. 

По состоянию на середину дня 26 апреля количество диагностированных случаев COVID-19 в России приближалось к 81 тыс., более 6,3 тыс. из них были выявлены за предыдущие сутки (пока является рекордным количеством с момента начала эпидемии в РФ). Иными словами, за несколько дней до мая пока нет оснований говорить о прохождении пика (или выходе на плато), что давало бы основания для смягчения карантинных мер в РФ. 

В свою очередь, в Беларуси на ту же дату было известно о 10,46 тыс. случаев заражения (+873 случая за 25 апреля). 

К тому же, как предупреждает глава Роспотребнадзора Анна Попова, совсем скоро и россиян, и белорусов ждёт опасный период  майские праздники. И только от сознательности граждан обеих стран зависит, не принесёт ли вторая неделя мая новых всплесков заболеваемости. 

Похожую оценку высказал и губернатор Московской области Андрей Воробьев, по словам которого май наверняка станет ещё более сложным месяцем, чем был апрель: «Наша задача  понять, что в следующем месяце нас ждёт, может быть, ещё более сложный период. И этот сложный период мы с вами должны пройти».


С другой стороны, во Всемирной организации здравоохранения указывают на эффективность ограничительных мер, введённых в РФ. Представитель ВОЗ Мелита Вуйнович: «Действительно, в Москве и в целом по России наметилась тенденция к снижению общего количества новых случаев COVID-19 начиная с 20 апреля 2020 года. Это обнадёживает... Необходимо убедиться, что положительные изменения происходят повсеместно в стране на протяжении достаточно длительного времени, прежде чем мы сможем с уверенностью говорить о прохождении пика заболеваемости. Пока можно сказать, что применяемые ограничительные меры работают и система в целом справляется с эпидемией в стране». 

Как это сочетается с информацией о рекордном приросте 25 апреля? Очень просто: без принятых мер прирост был бы ещё более значительным, а на графике роста заболеваемости мы бы видели резкий вертикальный рост. 


На этом графике мы видим уровень заболеваемости по состоянию на 26 апреля. Как видим, рост в РФ есть, однако сам график довольно пологий. 

Если вернуться к изначальной фразе белорусского президента, то она, очевидно, базируется на оценке министра здравоохранения РБ Владимира Караника, который прогнозировал пик эпидемии в РБ на конец апреля — начало мая. 

Однако глава белорусского Центра стратегических и внешнеполитических исследований Арсений Сивицкий, которого цитирует в своём материале «Коммерсант», имеет иное мнение: «По нашим оценкам, основанным на результатах SEIR-моделирования (самого распространённого инструмента для решения подобных задач), он будет чуть позже и гораздо более масштабный. И к этому нужно готовиться и с медицинской точки зрения, и информационно, и политически». Подробнее о SEIR-моделировании говорится тут.

Конечно, Беларусь и РФ болеют не одинаково (разное количество и плотность населения, разнятся ограничительные меры). Однако пока ни заявления чиновников, ни статистика не говорят в пользу того, что экономика РФ будет готова к перезапуску в течение месяца. 

То же самое говорит пока и динамика производства на гигантах белорусской промышленности, для которых РФ является важным рынком сбыта. К примеру, известно, что завод сверхкрупногабаритных шин («Белшина») остановился с 22 апреля, завод массовых шин  с 25 апреля, а завод крупногабаритных шин  с 27 апреля (такую информацию приводит телеграм-канал «Баста» со ссылкой на сотрудников предприятий). 

На МТЗ заявили об уходе в недельный отгул с 4 по 8 мая (с переносом рабочих дней на осень), ряд цехов «Белджи» приостановил работу до 12 мая. Причина  карантинные меры в РФ, из-за чего российские дилеры приостановили продажи. 

Иными словами, даже если Беларусь будет придерживаться собственного пути борьбы с распространением эпидемии, ей всё равно трудно будет уйти от необходимости временно приостанавливать работу некоторых предприятий. Впрочем, эта ситуация не уникальна. 


Эпидемия не мешает странам Балтии вынашивать планы об ограничении импорта белорусской электроэнергии после введения в действие БелАЭС. «Соответствующее соглашение будет подписано в ближайшее время»,  заявляет министр энергетики Литвы Жигимантас Вайчюнас. Напомним, подписание такого соглашения было анонсировано ещё прошлой осенью, однако стороны (в частности, Латвия) тогда не смогли согласовать свои позиции. 

Ведётся работа, направленная на то, чтобы сделать соглашение четырёхсторонним, подключив к нему и Польшу. «Беларусь начнёт навязывать Польше электричество с новой АЭС, а заработает на этом Россия» материал с таким заголовком публикует польское издание Gazeta Wyborcza.