Для российской энергетики 2017 год имел множество знаковых событий — позитивных и негативных. Объёмы производства энергии и тепла практически не изменились за 11 месяцев года, составив 100,6% к данному периоду 2016 г., по информации Росстата.

Однако постепенно складывается тенденция для внутреннего и внешнего спроса на повышение, пока небольшое — на 1-1,3%. Это на ближайшую перспективу в 2018 г. даст более существенное увеличение производства.

На фоне повышения потребности в продукции энергетики и оборудования для неё знаковым событием года стал скандал с газовыми турбинами Siemens. Они предназначались для строительства ТЭС на Кубани, но в нарушение санкций оказались в Крыму. Инцидент высветил несколько черт, характерных для российской энергетики. С одной стороны, Siemens предпринял громкий демарш, опасаясь последствий для себя от Евросоюза. Скандал пока окончательно не разрешился. Но несмотря на это, концерн не намерен снижать своё присутствие на данном рынке в России и оценивает возможности новых поставок турбин. Это говорит о том, что на фоне спада запуска новых энергообъектов в мире, российский рынок — перспективный и ёмкий. Но он и очень уязвим с точки зрения отсутствия отечественного производства таких турбин, востребованных ТЭС. Сохраняется стратегическая зависимость от импортных поставок.

В то же время событием стал прорыв в организационном плане. Реформы в отрасли привели к тому, что в рейтинге Doing Business Россия впервые включена в топ-10 стран по критерию «Подключение к системе электроснабжения». Эта проблема вызывала справедливые нарекания пользователей, препятствуя развитию производств. Но в 2017 г. страна резко повысила данный рейтинг, перейдя с 30-го сразу на 10-е место.

Ещё одно стратегически значимое событие произошло в декабре. Запущено производство сжиженного газа на предприятии «Ямал СПГ». Выход на проектную мощность в 16,5 млн т в год — перспектива на следующие годы, 2018-й и 2019-й. В этом случае Россия способна потеснить других поставщиков СПГ и выйти на третье место в мире по поставкам данного ресурса, закрепившись на рынках АТР и Европы. Это поменяет и экономическую парадигму мирового рынка газа и будет иметь позитивный геополитический эффект для нашей страны.