В течение последнего зимнего месяца экс-президент Речи Посполитой Лех Валенса дважды общался с российскими журналистами. В интервью газете «Собеседник» бывший лидер профсоюза «Солидарность» посмеялся над разговорами о репарациях, которые Варшава собирается потребовать от Москвы.


А беседуя с корреспондентом телеканала Russia Today, Валенса назвал собственную страну пятой колонной, разрушающей Евросоюз. Негодованию польских СМИ, работающих на партию «Право и справедливость», не было предела. Одни обвиняли президента-пенсионера в пособничестве кремлёвской пропаганде, другие отказывались верить в реальность происходящего.

Леха Валенсу также вспоминала газета Rzeczpospolita. По её заказу социологи выясняли, кто лучший президент в новейшей истории Польши. С 1990-го данный пост занимали пять человек. Валенса занял предпоследнее место, а победителем стал Александр Квасьневский, дважды выигрывавший выборы главы государства и находившийся у власти с 1995 по 2005 год. Действующий президент Анджей Дуда занял в рейтинге симпатий вторую строчку.

Кандидат мечты

Социсследование проводилось накануне официального объявления даты президентских выборов. 5 февраля маршал Сейма Эльжбета Витек дала старт избирательной кампании. Голосование состоится 10 мая; если одного тура окажется недостаточно, то через две недели пройдёт второй раунд народного волеизъявления.

Через несколько часов после выступления Эльжбеты Витек о своём участии в гонке сообщил Анджей Дуда. 15 февраля его выдвижение поддержала «Право и справедливость», а председатель партии Ярослав Качиньский даже назвал Дуду кандидатом мечты. Сам он с напускной скромностью заявляет, что рассматривает пребывание в должности главы государства как служение во благо поляков. Пан Анджей хочет для них лучшей жизни (во всех смыслах, включая безопасность страны). А ещё Дуде очень важно быть вместе с народом, и каждый соотечественник должен чувствовать: президент рядом.


Основной инструмент сближения — это «дудабус». Он представляет собой автобус, в котором претендент на высший пост колесит по стране.  В 2015-м, когда Анджей Дуда впервые выиграл выборы, передвижной агитпункт достаточно успешно использовался «Правом и справедливостью». Выглядело всё примерно так: «дудабус» прибывает в какой-нибудь населённый пункт, из него выходит улыбающийся кандидат, угощает пончиками, общается с народом и раздаёт обещания.

Сейчас удачный опыт решили повторить. Оппозиционные СМИ тут же язвительно заметили: пять лет назад за «дудабусом» не тянулся длинный кортеж из лимузинов. Однако во время избирательной кампании 2015-го Дуда не был президентом и ему не полагалось столько охраны. Здесь показательно, что в стремлении очернить кандидата из враждебного лагеря в ход идут любые средства. Это убедительно продемонстрировал дебютный рейс «дудабуса» в Лович (Лодзинское воеводство).

Там президента ждали сторонники, но не только — Дуду встретили представители Комитета по защите демократии и группа активистов, получившая с легкой руки польских газет прозвище «летучей бригады оппозиции». Комитет образовался в конце 2015 года в знак протеста против действий «Права и справедливости», контролировавшей тогда все ветви исполнительной и законодательной власти. Бывший лидер защитников демократии Магдалина Филикс ныне заседает в Сейме Речи Посполитой. «Летучая бригада» появилась несколько лет назад, и с помощью всяких эпатажных акций она пытается третировать партию Качиньского и разных госчиновников.

Сегодня оппозиционеры сосредоточились на избирательной кампании Анджея Дуды. На своей странице в «Фейсбуке» они с притворным изумлением вопрошают: почему один из кандидатов в президенты постоянно таскается за нами? На самом деле «летучая бригада» целенаправленно преследует главу государства, и там, куда он приезжает, его освистывают под крики: «Позор!», «Марионетка!» или «Ты сядешь!»


Дуду подвергли обструкции даже во время мероприятий, посвящённых столетию «Обручения Польши с морем». Век назад возрождённой Речи Посполитой великие державы передали часть балтийского побережья и по данному поводу провели церемонию, во время которой командующий Поморским фронтом генерал Галлер бросил в воду обручальное кольцо.

Юбилейные даты, связанные с восстановлением польской государственности, официальная Варшава отмечает широко, и в город Пуцк, на место «помолвки», прибыл президент. Там он снова услышал выкрики: «Дуда — позор нации!»

Позднее глава государства выразил сожаление, что празднование великой годовщины испортили столь позорным способом. Однако он заявил: «Мои враги меня не спровоцируют». Власть одними словами не ограничилась. Прокуратура в Пуцке занялась расследованием инцидента. Кроме того, разбирательство устроила парламентская фракция «Права и справедливости». Основным докладчиком назначили Иоанну Лихоцкую. Она сама недавно стала героиней скандала, показав представителям оппозиции непристойный жест. Произошло всё в зале заседаний Сейма, и миллионы телезрителей увидели, как Лихоцкая демонстрирует средний палец. Оппозиционеры возмутились, а Качиньский резко поговорил с разнузданной дамочкой, но без серьёзных для неё последствий.

Несмотря на попытки давления, преследование Дуды не прекращается, и в конце февраля президента освистали в Жирадуве (Мазовецкое воеводство). Попутно протестующие сравнили «Право и справедливость» с коммунистами времён ПНР. Для престарелых антисоветчиков, составляющих верхушку партии Качиньского, это крайне оскорбительно.

Подал голос и Адам Михник, главный редактор либеральной Gazeta Wyborcza — одного из ведущих изданий страны. Кампанию Дуды Михник назвал неуклюжей, ведущей к проигрышу и искренне пожелал действующему президенту поражения на выборах.

Впрочем, соцопросы свидетельствуют об обратном. Так, результаты своего исследования обнародовал Центр изучения общественного мнения, относящийся к числу более-менее адекватных социологических служб Польши. По данным Центра, на участки для голосования собираются 85 % избирателей, поддержать Анджея Дуду готовы 50 % респондентов.

А согласно исследовательской компании Ipsos, 78 % населения реально считают президента «кандидатом мечты». И только фонд IBRiS отметил в феврале рост рейтинга основной соперницы Дуды — Малгожаты Кидавы-Блоньской из оппозиционной «Гражданской платформы». Малгожате симпатизируют 29 % участников исследования IBRiS.

Хотя социология и в пользу Дуды, ничего ещё не решено. В случае второго тура разрыв между кандидатами может резко сократиться, и тогда итоги выборов окажутся менее прогнозируемыми. Для победы в первом раунде необходимы 50 % плюс один голос. Сейчас трудно предсказать, получит ли глава государства нужные ему цифры. Проверкой на прочность для власти станет коронавирус, добравшийся до ЕС.

Для «Гражданской платформы» смертельная болезнь, как ни цинично это прозвучит, настоящий подарок. Председатель партии Борис Будка публично призвал не политизировать тему коронавируса и сразу же сделал выпад против правительства. А Малгожата Кидава-Блоньская заявила, что «Гражданская платформа» подготовила замечательный законопроект, позволяющий защитить население от эпидемии, но «Право и справедливость» не пошевелила и пальцем для спасения поляков. Оно и понятно: у правительства имелся собственный проект, обретший уже силу закона: 3 марта Сейм поддержал его большинством голосов.

Признание «агента Томека»

Помимо охоты на «дудабус» и спекуляций вокруг коронавируса, в феврале Речь Посполитую сотрясали несколько скандалов, связанных с Центральным антикоррупционным бюро (ЦАБ). Данную спецслужбу создали в 2006-м по инициативе «Права и справедливости». Первым шефом ЦАБ был Мариуш Каминский. Сегодня он министр внутренних дел, министр — координатор специальных служб и заместитель председателя партии. В общем, большой начальник.

И вот вдруг стала появляться информация о некоей Катаржине Г., трудившейся бухгалтером в ЦАБ. Год за годом она воровала деньги из кассы агентства, а потом её муж проматывал краденое у букмекеров. Суммы назывались разные — от 5,5 до 15 миллионов злотых. Даже если остановиться на первой цифре, то масштаб преступления всё равно поражает — речь идёт о без малого полутора миллионах американских долларов. Антикоррупционное бюро ушло в отказ, хотя суд выдал ордер на арест Катаржины вместе с супругом.


Не успело общество переварить историю о казнокрадстве, как грохнул следующий скандал. В центре внимания оказался Томаш Качмарек, известный под прозвищами «агент Томек» и «польский Джеймс Бонд».

В 2006–2011 гг. он состоял на службе в ЦАБ. Работая под прикрытием, Качмарек втирался в доверие к высокопоставленным и богатым дамам, склоняя их к разным комбинациям коррупционного толка. По сути «агент Томек» был классическим провокатором. Он, в частности, разоблачил Беату Савицкую, депутата Сейма. Ей удалось добиться оправдания, но политическая карьера Савицкой серьёзно пострадала. Самая знаменитая операция Качмарека — «дело Квасьневских». По сведениям секретного сотрудника ЦАБ, президентская чета втайне купила себе шикарную виллу, записанную на подставных лиц.

В 2011-м Томаш ушел из агентства и вскоре избрался в Сейм, пройдя в парламент по спискам «Права и справедливости». Через два года Качмарека исключили из фракции. Причиной стало обнародование записи разговора, где «польский Джеймс Бонд» угрожал физической расправой мужу своей любовницы. «Агенту Томеку» пришлось переквалифицироваться в независимого депутата, а в 2015-м он досрочно сложил полномочия, мотивируя данный шаг семейными обстоятельствами.

В нынешнем году Качмарек получил новую порцию сомнительной славы. Он публично извинился перед Савицкой и другими жертвами его провокаций, а затем в прямом эфире телевидения «агент Томек» признался: донесения по делу Квасьневских являются ложными, а сфальсифицировал он их по приказу начальства. Начальство — это в первую очередь Мариуш Каминский, руководивший в тот момент ЦАБ. Александру Квасьневскому признания Качмарека, конечно, пришлись по сердцу, и он теперь с удовольствием рассказывает журналистам о ведущемся целых тринадцать лет расследовании, которое обошлось налогоплательщикам дороже, чем стоит пресловутая вилла.

Учитывая резонанс, вызванный разоблачениями «агента Томека», антикоррупционному бюро пришлось обнародовать материалы следствия. Выяснилось, что убедительных доказательств по делу четы Квасьневских нет. 19 февраля в Сейме обсуждался вопрос вотума недоверия Каминскому. Дебаты после выступления Качмарека по ТВ инициировала оппозиционная «Гражданская коалиция» («Гражданская платформа» и либеральные политсилы поменьше).


Сам Мариуш Каминский сказанное бывшим агентом не комментировал и проявлял спокойствие. Это неудивительно — большинство «Права и справедливости» в Сейме надёжно защищало министра.

Страсти полыхали до глубокой ночи. Увольнение Каминского поддержали 216 депутатов, 233 проголосовали против. Отставка не состоялась, а товарищи по партии назвали шефа МВД одним из самых честных и идейных политиков современной Польши.

Каминского в обиду не дали, но вот отстоять доверенного и многолетнего соратника — Эрнеста Бейду, начальника ЦАБ, — он не смог. У того закончился срок пребывания в должности, а повторное назначение в условиях громкого скандала оказалось невозможным. Бейда публично заявляет, что нисколечко не жалеет, хотя для Каминского его уход — новость не из приятных (министр внутренних дел потерял надёжного человека, занимавшего важный пост). Месяцем ранее со службы пришлось уйти Петру Погоновскому, возглавлявшему Агентство внутренней безопасности. Погоновский тоже был креатурой Каминского.

Ну а «агент Томек» сидит. 19 февраля ловеласа под прикрытием арестовали сроком на три месяца. Представители власти, разумеется, изображают полное непонимание, когда слышат слово «месть». Формально Качмареку предъявили обвинение в мошенничестве. Квасьневский же считает «агента Томека» наказанным за правду. В свою очередь, «Гражданская платформа» называет задержание отставного сотрудника ЦАБ сведением счётов, как на Сицилии.

Конституция не велит

На исходе зимы получила новое развитие и история с Марьяном Банасем, председателем Верховной контрольной палаты. В «тёмные времена» коммунизма он боролся с режимом Ярузельского, в 90-х работал с Лехом Качиньским, после его гибели пользовался покровительством Ярослава Качиньского и дослужился до высоких должностей: руководил таможней, налоговой администрацией, был министром финансов.

Осенью «бронированный Марьян» (прозвище Банася) стал фигурантом журналистского расследования: топ-чиновника обвинили в укрывательстве доходов и связях с преступным миром. Возникла угроза репутации «Права и справедливости», поэтому Банася начали склонять к добровольной отставке. Не вышло. Вопреки давлению и уговорам Качиньского, Каминского, премьера Моравецкого и президента Дуды, глава контрольного органа уходить отказался, а просто взять и уволить Банася закон не позволяет. А тот затеял в ответ масштабные проверки всего и вся. Особо пристальное внимание ревизоры обратили на министерство юстиции.

Прошло несколько месяцев, и в конце января Матеуш Моравецкий неожиданно вспомнил о заслугах «бронированного Марьяна» на посту шефа фискального ведомства. У многих возник вопрос: неужели договорились? Оказалось, что нет.

В феврале партия «Право и справедливость» пригрозила изменить закон о Верховной контрольной палате и выгнать, наконец, Банася. А он сам объявил о грядущих ревизиях в Нацбанке, управлении президентской охраны и других учреждениях. Повторно провели проверки в Минюсте и вновь обнаружили множество нарушений финансовой дисциплины. Затем ревизоры взялись за Национальную прокуратуру.

Данная новость появилась 19 февраля, и по странному совпадению в тот же день Центральное антикоррупционное бюро устроило размашистую спецоперацию. Агенты ЦАБ пришли в офис главы контрольной палаты. Сначала их не пускали в кабинет Банася, но позже это сделать пришлось. Обыск произвели и в квартире «бронированного Марьяна». Параллельно сотрудники бюро нагрянули к дочери Банася, а сына ненадолго взяли под стражу и тоже подвергли процедуре обыска. Вообще ЦАБ побывало на двадцати (!) различных объектах, находящихся в разных городах и имеющих отношение к Марьяну и его родственникам.

Влодзимеж Чажастый, лидер Союза демократических левых сил (партия является наследницей коммунистов времён ПНР), даже посочувствовал Банасю: сам, мол, в 2007-м проходил через «маски-шоу» спецслужб. Либеральная оппозиция наблюдала за происходящим с плохо скрываемым удовлетворением. В частности, Малгожата Кидава-Блоньская сравнила рейды ЦАБ с гангстерскими разборками.


Председатель Верховной контрольной палаты обратился к маршалу Сейма Эльжбете Витек, поскольку формально Банась подчиняется только парламенту. После встречи Витек высказалась в духе «конституция не велит» и «спикер не может вмешиваться в работу следственных органов». Маршал посоветовала подать жалобу на антикоррупционное бюро. Банась так и поступил. Планирует он и обращение в Конституционный суд с просьбой разъяснить, распространяется ли его иммунитет, прописанный в законе, на рабочий кабинет и место жительства.

Пока непонятно, какую информацию ЦБА извлекло из ноутбука и прочих устройств, изъятых у «бронированного Марьяна». Известно лишь, что на изучение содержимого агентам понадобилось немало времени. Параллельно портал Onet провёл новое расследование и вроде бы отыскал дополнительный компромат на Банася. Согласно их версии, тот с ранних 90-х крутил дела с польским отделением YMCA (YMCA — Молодёжная христианская ассоциация, действующая по всему миру). По мнению Onet, нынешний главный контролёр хорошенько запустил руку в кассу Polska YMCA, из-за чего та едва не разорилась.

В довесок к этому журналисты подозревают Марьяна в связях с работниками силовых структур ПНР, разрушая тем самым образ пламенного оппозиционера и борца, пострадавшего от «тоталитарного» режима Ярузельского.

Следующий удар по Банасю нанесла Познанская региональная прокуратура. Она изучила отчёт Верховной контрольной палаты о нарушениях, выявленных в Минюсте, и отказалась возбуждать уголовное дело. В представленных документах прокуроры не нашли признаков каких-либо запрещённых действий. Теперь ведомство юстиции планирует обратиться в суд. В целом власть собралась-таки с силами и ответила непокорному чиновнику, хотя пока неясно, удастся спихнуть Банася с должности или нет.

Пока идёт война с «бронированным Марьяном», в Польше раскручивается очередной шумный скандал вокруг главы Минюста Збигнева Зьобро и Патриции Котецкой, супруги министра.


Популярная Gazeta Wyborcza утверждает, будто бы Патриция имела прочные контакты с варшавской мафией, а особенно с авторитетом по кличке Борода. Якобы в 90-х по её просьбе бандиты сожгли пиццерию, с владельцами которой Котецкая находилась в конфликте. Позднее, утверждает издание, она снабжала мафиози информацией из Минюста.

На защиту семейства Зьобро грудью встал премьер-министр Матеуш Моравецкий. Он с негодованием написал в «Твиттере», что вместо критики членов правительства Gazeta Wyborcza нападает на их беззащитных жён. Своё слово сказал и Центр мониторинга свободы прессы Ассоциации польских журналистов. Провластная организация, естественно, объявила разоблачение фальшивкой и призвала соблюдать этические принципы.

В общем, в Польше скучать не приходится, а по мере приближения президентских выборов в Речи Посполитой станет ещё веселее.