После назначения Назарбаева на наднациональный пост в ЕАЭС некоторые СМИ, как это принято, начали размышлять: «Что это было?»

Естественно, озвучено мнение, что это просто почётная должность, чтобы «уважить». Другие говорят, что у Назарбаева сохранена реальная власть в Казахстане, а «ЕАЭСовская» должность нужна для допуска на саммиты и прочие мероприятия. Есть и другие точки зрения.

Но всё же лучше дождаться каких-то первых более-менее осязаемых результатов пребывания Назарбаева на этом посту, а потом уже делать выводы.

Если пост окажется не декоративным, то вполне возможно, что Назарбаев первым из лидеров ЕАЭС испытывает на себе горизонтальный карьерный лифт. Транзит власти — вещь очень деликатная. В Армении и Кыргызстане этот вопрос решался не без кризисов, мягко говоря. Когда дойдёт очередь до России и Беларуси, хотелось бы, чтобы всё прошло без потрясений.

Учитывая, что Назарбаев пробыл в правящей элите республики намного дольше, чем Путин и Лукашенко в своих странах (ещё в середине 1980-х он был главой Совмина КазССР), он вполне мог взять на себя роль первопроходца по транзиту власти. До него из мирных вариантов самым известным в истории стран ЕАЭС стал российский переход от Ельцина к Путину. Но тогда это был внутренний процесс без задействования наднациональных механизмов.

В любом случае сейчас нам остаётся только наблюдать за этим евразийским сюжетом, а уже потом делать окончательные выводы. Пока мы можем делать только предположения.