Как человек, побывавший на полуострове трижды после этого, могу констатировать следующее:

1. Несмотря на попытку продовольственной и энергетической блокады со стороны украинских сил, Россия достаточно быстро купировала проблемы поставок продовольствия в основные сети ретейла и запустила энергомост через Керченский пролив, присоединив полуостров к единой энергосистеме с Россией, избежав веерных отключений электричества, в том числе в больницах, школах, жилых домах. Ни одна попытка эскалации конфликта через прорыв диверсионных групп со стороны Украины и организацию подпольных подрывных центров на территории Крыма не увенчалась успехом. А такие попытки, инспирированные как извне, так и украинскими националистами, были.

2. Начинают восстанавливаться ключевые индустриальные отрасли, разрушенные в период украинского правления, как то судостроение, включая военное кораблестроение современных фрегатов и ракетных катеров. Это гарантированно даст новые рабочие места крымчанам и будет способствовать развитию ВМФ России.

3. Расширились возможности транспортной логистики благодаря запуску новых терминалов в аэропорту Симферополя, а в ближайший год, после открытия железнодорожного сообщения через Крымский мост, вопросы регламентации туристического потока и продовольственного трафика будут окончательно решены.

4. Главное достижение — мир в Крыму. Националисты не смогли провести в Крыму свой сценарий. Признание Крыма государствами, ведущими с Россией санкционную войну, на повестке не стоит. Крым борется вместе с Россией за право выбора. А выбор был сделан однозначно. Почему косовский сценарий не служит для США прецедентом? Это вписывается лишь в логику двойных стандартов, для янки «закон, что дышло...». Встав на сторону косовских албанцев, США бомбили суверенную страну, терявшую исконную территорию. В данном случае Крым, омытый кровью российских моряков и солдат, провёл аналогичный референдум. Ждать признания права народа на самоопределение, увязывать его с какими-либо уступками не стоит. Де-факто всё уже произошло, и мечта крымчан осуществилась вопреки противодействию коллективного Запада. Это решительная победа над попыткой вытравливания исторической памяти населения полуострова.

5. Поведение Сбербанка в Крыму вполне оправданно. Крупнейший банк страны должен делать выверенные и структурированные шаги в интересах большинства граждан России, а не только Крыма. В Крыму уже налажена финансовая система, которая позволяет гражданам не претерпевать неудобства и чувствовать себя защищёнными. Работают банки, обменники, пункты приёма переводов. «Серая зона», о которой твердят в Киеве, — плод воображения киевских политиков. Поток туристов неукоснительно растёт и достиг в 2017 году 4,5 млн в высокий сезон. Причём крымское авианаправление для россиян было лидирующим. Нужно заметить, что паромная переправа берёт на себя 48 процентов пассажиропотока. Представьте, насколько увеличится трафик после введения в строй моста.

6. Признание Крыма частью России — суверенное право находящихся в военно-политическом союзе независимых государств. Однако, уверен, что всё надо рассматривать в контексте противостояния с НАТО и наращивания сил этого военного блока в непосредственной близости от белорусских границ под надуманными предлогами. Не оставляет сомнения тот факт, что альтернативное развитие крымского сценария после государственного переворота на Украине привело бы к ослаблению ОДКБ на южном направлении.