Перед Россией и Белоруссией, Союзным государством в целом стоит целый комплекс взаимосвязанных вызовов, которые обнаруживают тенденцию к эскалации. Усиливается давление глобальных институтов, полностью подконтрольных Западу. Открытый кризис того же олимпийского движения является одним из крайне неприятных, но не самых важных показателей тех действий, на которые, вопреки общеизвестным неолиберальным догмам, готово пойти глобальное сверхобщество по отношению к периферии капиталистической мир-системы.

В экономике одной из задач является выход из кризиса модели, полностью ориентированной на внешние инвестиции. Необходимо развитие внутренних инвестиций, которые невозможно реализовать без качественно нового проектного подхода в экономической и социальной сферах. Новым вызовом является цифровая экономика, в частности взрывной рост криптовалют, с которым государству нужно что-то делать, но единого политического решения нет. Белоруссия в данном случае уже приступила к важному эксперименту по легализации криптовалют, результаты которого, правда, далеко ещё не очевидны.

Однако приоритетными являются социальные вызовы, связанные с усилением социального расслоения, порождающего неравный доступ к образованию, здравоохранению и т. д., падением жизненного уровня, а также невозможностью сохранять уровень потребления тучных лет как главной витрины сложившейся социально-экономической системы. Именно эти проблемы создают реальные риски политической дестабилизации, которую провоцируют не только внешние силы, которые, конечно же, воспользуются любой возможностью в этом направлении, но прежде всего ростом внутренних противоречий в обществе. Решение этой проблемы зависит от возможности и способности отказа от пути неолиберальных реформ, разрушающих то самое «народное единство», о котором всё чаще справедливо говорится как о приоритетной задаче сохранения государства. Задача всех позитивных общественных и политических сил России и Белоруссии — подталкивать власть к таким изменениям. Проблема заключается в том, что общество уже подверглось деструктивным изменениям, новое поколение не знает альтернативного опыта социального устройства, у него нет соответствующей научной базы, а значит, растёт риск реализации деструктивной политической повестки по украинскому сценарию.

Союзное государство всегда существовало в режиме социально-экономической асинхронности: в России либеральный и неолиберальный курс проводится гораздо сильнее, Белоруссия же в массовом сознании россиян воспринимается как социальное государство, общество с элементами социализма. Усиление этого противоречия потенциально опасно для политического единства, которое, правда, до сих пор сохранялось, несмотря ни на какие конфликты.

Во многом главной задачей Союзного государства остаётся его сохранение. Тем более что нестабильность на всём постсоветском пространстве имеет тенденцию к нарастанию, это касается не только Украины, но и всей Центральной Азии, Закавказья. 

Постсоветское пространство входит в новый этап существования, так как всё больше зависит от мировой негативной повестки. Способность России и Белоруссии совместно противостоять общим вызовам, как бы это банально ни звучало, является залогом их сохранения в истории.