По крайней мере бельгийский политолог Танги де Вильд твёрдо уверен в том, что нынешний комплекс отношений России с Западом этим термином характеризовать неправильно. Главная причина этого «нонеча не то, что давеча» — экономические связи, которые можно расценивать как взаимозависимость. Европе некуда деваться от того факта, что примерно 40% её потребностей в природном газе покрывает РФ. А для РФ страны Европы — важный рынок сбыта, считает политолог. А всё, что кроме, — информационная шелуха.


Из этой позиции следует как минимум 2 важных вывода. Если экономическая взаимозависимость, в т. ч. энергопоставки, — своего рода гарантия от новой холодной войны, то любые меры, которыми эта зависимость ослабляется или ликвидируется, — суть средство её разжигания. В этом смысле Украина и США, выступающие против строительства «Северного потока — 2», выступают явными поджигателями.


Второе. В 1960–80-е годы мы уже наблюдали нечто подобное во время строительства нефтепровода «Дружба», а также системы газопроводов, проходящих, в частности, через нынешнюю Украину. Компании ФРГ, заключившие тогда с СССР соглашение «газ — трубы», также получали тогда предложения со стороны США отказаться от договора и получить компенсацию в виде помощи со строительством АЭС, сжиженного газа из Северной Африки и даже поставок африканского угля (sic!). Однако тогдашний канцлер ФРГ Гельмут Шмидт ещё на встрече с Леонидом Брежневым сформулировал своё видение ситуации: «Два государства, зависимые друг от друга экономически, не будут враждовать. Значит, экономическое сотрудничество, которое я не устаю превозносить в своей стране, служит делу мира». Примерно то же самое руководство ФРГ позже повторило Рональду Рейгану. Что как раз и объясняет, почему сегодняшняя ФРГ с разницей в один день участвует в акции по высылке российских дипломатов и даёт согласие на строительство «Северного потока — 2».

Это, конечно, утешающая аналогия. И всё же хотелось бы заметить, что в те времена Рейгана с его предложениями «послала» не только ФРГ, но даже Великобритания и Франция. Сегодня понимания способов избежать новой холодной войны у европейских лидеров наблюдается куда меньше.

Так, если ФРГ и Франция обменялись с РФ дипломатами и выразили по этому поводу сожаление, то министр обороны Великобритании Гэвин Уильямсон (тот самый джентльмен, которого мы запомнили по совету «отойти и заткнуться») намерен ещё и гонку вооружений затеять. Или, как формулирует это он, «активизировать меры в области повышения оборонных возможностей в условиях растущей угрозы со стороны России». Видимо, поэтому в ответ на высылку пары десятков российских дипломатов в России решили ответить отправкой на родину более 50 человек. С запасом, так сказать.

Ситуация с торговлей продуктами питания РФ и Беларуси постепенно улучшается. Россельхознадзор принял решение с сегодняшнего дня снять запрет на поставки мясной продукции для двух белорусских производителей. Помогла этому, в частности, электронная система прослеживаемости продукции, вернее, обмен информацией между российской и белорусской системами, о начале которого мы сообщали на днях. Запрет пока продолжает действовать в отношении 59 предприятий. Однако к моменту полноценной интеграции систем отслеживаемости это количество может значительно снизиться.