Ключевой новостью прошедшей недели стало сообщение о том, что 7 декабря страны ОПЕК договорились сократить добычу нефти на 1,2 миллиона баррелей в сутки.


Как сообщает CNBC, «после двухдневных изнурительных переговоров и несмотря на противодействие президента США Дональда Трампа крупнейшие производители достигли соглашения по сокращению добычи нефти, чтобы стимулировать рынок. ОПЕК заключила сделку со странами — производителями нефти, включая Россию, в пятницу в своей штаб-квартире в Вене, после того как на встрече в четверг [6 декабря. — Ред.] в организации вскрылись глубокие противоречия, не позволившие участникам договориться об условиях сокращения добычи нефти».

Сообщается, что в первые 6 месяцев 2019 года участники соглашения сократят продажу нефти на 1,2 миллиона баррелей в сутки: «Картель ОПЕК, состоящий из 15 стран-участниц, согласился сократить добычу на 800 тысяч баррелей в сутки, тогда как Россия и союзные производители сократят добычу на 400 тысяч баррелей в сутки». В настоящее время рынок нефти приближается к дну худшего падения цен после финансового кризиса 2008 года. За последние два месяца цены на нефть упали примерно на 30 %, что усилило давление на бюджеты стран — экспортёров нефти. ОПЕК начала ограничивать продажу нефти в партнёрстве с Россией и рядом других стран в январе 2017 года, чтобы остановить катастрофическое падение цен. Однако в июне альянс изменил курс и принял решение увеличить добычу после того, как продажа нефти сократилась в большем объёме, чем планировалось, в основном из-за продолжающегося падения производства в Венесуэле и перебоев с поставками в Ливии.


Прогресс в переговорах произошёл в пятницу, после того как Россия согласилась сократить добычу. «Министр энергетики России Александр Новак заявил, что Россия сократит добычу на 2 % от октябрьской добычи в 11,4 миллиона баррелей в сутки, что составит около 228–230 тысяч баррелей в сутки. Однако Новак предупредил, что Россия будет сокращать добычу постепенно из-за условий, которые влияют на её нефтяные месторождения во время зимы». Ранее в пятницу переговоры зашли в тупик, потому что Саудовская Аравия не дала согласия на то, чтобы освободить Иран от сокращения добычи. Напомним, что Иран уже вынужден был значительно сократить экспорт нефти. Министр энергетики Ирана Биджан Зангане заявил, что его страна не будет сокращать объёмы добычи из-за санкций, которые поддерживаются саудитами. В конечном итоге ОПЕК согласилась освободить от сокращения добычи Иран вместе с Венесуэлой и Ливией.


Однако Forbes предлагает рассматривать встречу ОПЕК как «победу Трампа и добытчиков нефти из США, которые получат некоторую стабильность цен, не жертвуя долей рынка. Без сокращения добычи цены продолжили бы своё падение, уже опустившись с 75 долларов за баррель в сентябре до недавнего минимума ниже 50 долларов». Решение ОПЕК сократить добычу — это облегчение для США, учитывая, что ещё свежи воспоминания о 2014 г., когда ОПЕК противостояла быстро растущим производителям нефти из США и отказалась сокращать добычу, это привело к такому падению цен на нефть, что десятки операторов американского рынка обанкротились и более 250 тысяч рабочих мест были сокращены. Однако американцы быстро оправились от удара.

Как заявляет Forbes, американским добытчикам нефти больше не придётся переживать очередную депрессию, т. к. у «Трампа есть рычаг влияния на наследного принца Саудовской Аравии Мохаммеда бин Салмана (говорят, что у ЦРУ есть доказательства того, что он руководил убийством журналиста Хашогги). Действительно, саудиты согласились взять на себя большую часть сокращения добычи ОПЕК, около 500 тысяч баррелей в сутки, притом что Россия, как сообщается, согласилась сократить всего 200 тысяч из своих 10 миллионов баррелей в сутки (вероятно, меньше, чем она сокращает каждую зиму, когда скважины замерзают)». Влияние Трампа на нефтяные рынки уже стало легендой, и в этом году он в значительной степени обыграл картель.


В апреле он написал: «Похоже, ОПЕК снова взялась за своё. При рекордном количестве нефти повсюду, включая полностью загруженные суда в море, цены на нефть искусственно завышены! Это очень плохо, и мы этого не потерпим!»

В июле он написал в «Твиттере»: «Монополия ОПЕК должна помнить, что цены на бензин выросли, а они практически ничего не делают. А если и делают, то их действия ведут к ещё большему росту цен, в то время как Соединённые Штаты защищают многих её членов практически бесплатно. Движение должно быть двусторонним. СНИЗЬТЕ ЦЕНУ НЕМЕДЛЕННО!»

21 ноября он написал следующий твит: «Цены на нефть снижаются. Отлично! Это большое снижение налогов для Америки и мира. Наслаждайтесь! 54 доллара, а было 82 доллара. Спасибо, Саудовская Аравия, но давайте опустимся ещё ниже!»


Ссылаясь на новостное агентство Bloomberg, статья также говорит о том, что администрация Трампа причастна к результатам встречи ОПЕК: «Посланник Трампа Брайан Хук тайно встретился в начале этой недели [3–9 декабря. — Ред.] с министром нефтяной промышленности Саудовской Аравии Халидом аль-Фалихом, Королевство изначально опровергло факт встречи».


Forbes также отмечает, что американские нефтяники терпят призывы Трампа о снижении цен на нефть, потому что они понимают, что он хочет, чтобы Америка стала крупнейшим в мире производителем нефти.


10 декабря агентство Reuters сообщило, что министр нефтяной промышленности Саудовской Аравии Халид аль-Фалих заявил в своём «Твиттере», что он обсуждал состояние нефтяного рынка с министром энергетики США Риком Перри в понедельник в Дахране (Саудовская Аравия).

Встреча состоялась после того, как ОПЕК и страны — экспортёры нефти, не входящие в ОПЕК, отвергли давление со стороны президента США Дональда Трампа, который требовал дальнейшего снижения цен на нефть.

Однако не исключено, что единственной целью встречи Рика Перри со своим саудовским коллегой было стремление скормить ему дезинформацию. По крайней мере, такой вывод можно сделать из слов генерального директора нефтесервисной компании Canary LLC Дэна Эберхарта.


Он говорит о том, что доходность добычи сланцевой нефти в США в последние годы изменилась и добыча остаётся рентабельной даже при ценах в 45 долларов за баррель (прежде считалось, что при ценах в 60–65 долларов компании, добывающие сланцевую нефть, начинают резко сворачивать добычу). Эберхарт уверен, что Трамп играет мировым нефтяным рынком, а соглашение стран ОПЕК и ОПЕК+ перестало быть их супероружием. Они сокращают добычу в попытке нарастить цены? Окей, мы увеличим свою долю рынка.