5 сентября 2017 года министр обороны РФ Сергей Шойгу официально сообщил о завершении армиями России и Беларуси подготовительных мероприятий к предстоящим учениям "Запад 2017", которые станут новой вехой в военном сотрудничестве между странами - участницами Союза. Учения пройдут с 14 по 20 сентября на территории Беларуси и трех российских регионов, включая Калининградскую область. По словам генерала армии Шойгу, они станут "самым значимым мероприятием подготовки Вооруженных сил в текущем году". Не меньшее значение они имеют и для белорусской армии. Важно отметить, что, несмотря на давние традиции учений серии "Запад", в текущем году их концепция претерпела принципиальные изменения.

Как это делается. Вспоминая Югославию

Существует много определений гибридной войны, но при всем их разнообразии, в базовой сути они описывают один и тот же механизм.

Сначала в целевой стране дестабилизируется обстановка. Некие силы начинают обстреливать мирные города и села. Это вызывает эскалацию страха и паники, активно подогреваемых в средствах массовой информации. Особенно зарубежных. Нарастающее социальное напряжение выливается в публичные акции протеста, перерастающие в антигосударственные. Следующим шагом становится рост радикализации протестующих групп и их переход к прямому, в том числе вооруженному, столкновению с государственными силовыми структурами, действия которых не успевают за темпами развития деструктивных процессов. В определенный момент власти начинают утрачивать контроль не только над происходящим, но и непосредственно над территорией своей страны. Возникает вакуум, тут же заполняющийся откровенно криминальным насилием.


Боснийские солдаты в Сараево, 12 июля 1992 г. / AFP

Вот тогда-то и западные страны публично выражают свою крайнюю озабоченность страданиями мирного населения и под прикрытием какого-либо международного решения, начинают прямое военное вмешательство, а фактически – агрессию. Впрочем, при необходимости можно обойтись и без него. Вторжение в Югославию было оформлено "решением НАТО", а уничтожение Ливии производилось откровенно тенденциозным исполнением "международного" решения о создании там только лишь бесполетной зоны. Просто "так получилось", что запрет на полеты распространялся как бы на всех, но при этом авиация имелась только у правительства. А чтобы ливийские власти не вздумали ослушаться, ВВС западных стран перешли к нанесению бомбоштурмовых ударов по военной и государственной инфраструктуре страны и позициям армейских частей, сохранявших верность официальной власти.


Ливия после вмешательства западной коалиции

Закончилось все везде одинаково – свержением правительств, физическим уничтожением лидеров, с последующей имитацией "новых демократических выборов", в ходе которых, под сенью штыков армий НАТО, к власти приводились уже угодные Западу лидеры. Нередко в процессе сами атакованные страны переставали существовать. В настоящий момент на бывшей югославской территории созданы семь разных государств, включая частично признанную Республику Косово, а Ливия вообще находится в условиях правового безвременья, лишь слегка сдерживаемого двумя образовавшимися самозваными правительствами. Безопасность гражданского населения стала там понятием весьма условным.

Уроки войны августа 2008 года

Впрочем, конфликт 08/08/08 показал, что апробированная в Югославии стратегия может быть использована не только для целевого развала атакованного государства. С ее помощью вполне возможно и захват сопредельных территорий. Главное, чтобы они хоть в малой степени являлись "спорными" и содержали в себе какие-либо разногласия, лучше всего религиозные или этнические.

Хотя считается, что боевые действия в этом конфликте начались с ракетно-артиллерийского удара грузинской армии по столице Южной Осетии городу Цхинвал в 0 часов 15 минут 8 августа, в действительности приведшая к нему цепочка событий началась значительно раньше. По заявлению грузинской стороны, еще утром 1 августа на двух фугасах подорвался автомобиль с грузинскими полицейскими, пятеро из которых получили серьезные ранения. Впоследствии, 2-го, 3-го и 6-го августа грузинские села подверглись артиллерийским и минометным обстрелам со стороны неизвестных лиц, а в ночь с 6 на 7 неизвестная артиллерия накрыла позиции грузинских силовиков. Тем самым Тбилиси получил официальный повод к вторжению.

Тут важно отметить четыре момента. Во-первых, по сей день, даже спустя девять лет с тех событий, лица, ответственных за те анонимные обстрелы (имевшие место как по грузинским, так и по осетинским населенным пунктам) официально не установлены. При том, что впоследствии появилось множество информации об оперировании там самых разных формирований, от самозваных националистических и частных военных компаний до частей спецназначения. В том числе, из состава армий стран НАТО – это, во-вторых. Ну, и в-третьих, как уже доподлинно установлено, грузинские войска начали массовую передислокацию к грузино-осетинской границе еще 2 августа, то есть практически за неделю до "внезапных событий". И последнее: прежде чем российские миротворцы подверглись обстрелу с грузинской стороны, еще в 14:45 7 августа грузинские представители покинули расположение Объединенного штаба миротворцев. Так что фактически имела место прямая наступательная военная операция, которую агрессор попытался легитимизировать, создавая видимость вынужденности ответных действий.

Агрессия имела достаточно высокие шансы на успех и основывалась на убеждении в способности грузинских войск превзойти не столько южноосетинские вооруженные формирования, сколько в неспособности российской армии быстро сосредоточить в отдаленном регионе достаточную войсковую группировку. Единственная российская коммуникативная линия, проходящая через Рокский тоннель, по мнению грузинского военно-политического руководства, легко блокируется малыми силами спецназа. Не исключалось и его частичное обрушение для полного прекращения любого движения по нему. А численное превосходство ВВС РФ предполагалось купировать упреждающим развертыванием на ТВД зенитно-ракетных батарей. В том числе обслуживаемых иностранными, в частности украинскими, военными специалистами.


Российские танки проходят через Рокский тоннель

Однако вопреки расчетам руководства Грузии и западных военных советников, российские вооруженные силы сумели опередить противника в темпах развертывания и обеспечить их прикрытие действиями авиации. Благодаря чему грузинский блицкриг начал буксовать уже во второй половине дня 8 августа, полностью остановился к утру 9-го, и превратился в отступление, потом перешедшее в откровенное бегство, уже с утра 10-го августа. Мы же смогли учесть грузинский опыт и опыт других современных «гибридных» конфликтов в формировании собственной военной стратегии, что и отражается, в частности, в замысле учений «Запад-2017».

Тяжело в учении - легко в бою

Постоянство, с которым западные страны прибегали к стратегии "мягкой силы" на Ближнем Востоке и на Украине, а также анализ причин, позволивших им добиться успеха, показал, что эта стратегия стала основным инструментом западной политики в отношении неугодных стран. А значит, возникла необходимость отработки методик и способов противостояния ей. Тем более, что грузинские события продемонстрировали ее уязвимые места.

В конфликтах подобного рода залогом победы является:

- способность страны удержать контроль над ключевыми элементами государства и его инфраструктуры;

- оперативная локализация, изоляция и ликвидация бандформирований, созданных противником на месте или заранее заброшенных им из-за рубежа;

- решительное отражение иностранного военного вторжения (если таковое последует), но лучше его предотвращение за счет оперативного развертывания в регионе достаточной войсковой группировки и обеспечения ее снабжения.

Именно это и будет отрабатываться на учениях "Запад 2017".

Северные за Вейшнорию против Западных

Основные черты предстоящих стратегических учений 2017 года изложил Начальник Генерального штаба Вооруженных сил, первый замминистра обороны Беларуси генерал-майор Олег Белоконев. По замыслу учений на границе с Беларусью расположены три вымышленные страны: Вейшнория, Весбария и Лубения.


По легенде, автономная Вейшнория занимает северо-западную часть белорусской территории, Весбария приходится на Литву и часть Латвии, а Лубения охватывает польско-литовскую границу в районе упомянутого выше Фульдский коридов и Северную Польшу до балтийского побережья. Западные, в лице Весбарии и Лубении, пытаются дестабилизировать обстановку в Вейшнории путем быстрого разжигания там гражданской войны с целью ее последующего отделения от Беларуси и дальнейшего кардинального ухудшения отношений между Беларусью и Россией. За обтекаемыми дипломатическими формулировками стоит проникновение на территорию Беларуси и Калининградской области различных экстремистских группировок, которые, с помощью широкой внешней материально-технической и прямой военной иностранной поддержки на суше, с моря и воздуха, планируют развернуть на территории Вейшнории террористические операции. Северные, в лице вооруженных сил Союза России и Беларуси, стремятся не допустить дестабилизации обстановки и предотвратить развязывания вооруженного конфликта, тем самым обеспечивая военную безопасность Союзного государства.

Учения "Запад 2017" пройдут в два этапа. В течение первых трех суток предполагается отработать оперативные меры по купированию угрозы, а также взаимодействию штабов и подразделений всех уровней в рамках командно-управленческих структур Союза по практическому инициированию механизмов коллективной безопасности. Передовые части должны будут выявить, обнаружить и изолировать бандформирования террористов, а также обеспечить прикрытие ключевых государственных и инфраструктурных объектов. На втором этапе в течение четырех суток будет производиться оперативная переброска войск, в том числе подкреплений из России, с их развертыванием на новой территории и включением в оперативные мероприятия по противодействию вооруженным бандформированиям и общему отражению агрессии.

По официальным данным в учениях примут участие до 12700 солдат и офицеров. В том числе на белорусской территории – примерно 10200 человек, из них примерно 7200 человек из состава ВС РБ, и около 3000 человек из ВС РФ. В ходе развертывания из России в Беларусь будет переброшено 280 танков и бронемашин, до 200 единиц различных видов артиллерии, не менее 25 самолетов и вертолетов. К мероприятиям по ходу учений предполагается привлечь 10 кораблей Балтийского флота России. По предварительным данным, для обеспечения логистики потребуется до 2 тыс. железнодорожных вагонов "в один конец". Учения пройдут на белорусских полигонах: Лепельский, Борисовский, Лосвидо, Осиповский, двух полигонах ВВС и ПВ (Ружанский и Доманово), а также на участке местности "Дретунь". На российской территории будут задействованы полигоны: Лужский, Струги Красные и Правдинский.

Следует отметить, что подготовительные мероприятия собственно "Запад 2017", только в России предусматривали проведение 18 других отдельных учений меньшего масштаба штабных, инженерно-технических и обеспечивающих структур, каждое из которых отрабатывало свой элемент общего замысла. Таким образом, силами всего полутора бригад фактически полноценно отрабатываются действия армейской группировки в 200 тыс. человек, что примерно соответствует уровню фронта масштаба Великой Отечественной Войны.

Как хорошо войска сумеют справиться с поставленными задачами будет видно по окончанию учений, однако уже сам факт выхода на такой их уровень позволяет говорить о явном успехе на пути формирования российско-белорусских механизмов коллективной безопасности и их адаптации к современным военным угрозам и геополитическим реалиям.

СПРАВКА:

Военные учения стран-участниц под кодовым наименованием "Запад" должны были обеспечить повышение эффективности взаимодействия национальных армий, а также наработке опыта командования и управления крупными смешанными многонациональными формированиями в условиях быстро меняющейся обстановки современной войны. Первые учения серии – "Запад 77" – были проведены в течение мая-июня 1977 года. Они стали результатом целого комплекса менее масштабных учений дружественных армий, проходивших на протяжении всей первой половины 70х годов. Несмотря на изменения в деталях в последующие годы, в целом базовый замысел "Запада" оставался неизменным. Армии стран Варшавского договора отражают массированный удар внешнего врага, под которым подразумевалось НАТО. Потому противник, по традиции, на картах обозначавшийся синим цветом (отсюда - "сторона синих"), всегда действовал так, как прописывалось в уставах и боевых наставлениях армий западных стран, а также как это отрабатывалось на их собственных военных учениях. Соответственно, "сторона красных", училась отражать внезапное нападение, перегруппировывать силы, подтягивать резервы и контратаковать, с последующим переходом в общее стратегическое наступление.



Последний момент на Западе служил традиционным основанием обвинять Советский Союз в подготовке, под видом учений, прямого военного вторжения в Европу. Особенно после проведения "Запад 81", ставших крупнейшими за всю их "советскую" историю. В течение 4-12 сентября 1981 года на территории Белорусского, Киевского и Прибалтийского военных округов в учениях участвовало около 100 тыс. человек, была задействована автоматизированная система управления войсками и опробованы некоторые виды высокоточного оружия. Западные военные наблюдатели и присутствовавшие там иностранные военные атташе признали, что вторгшиеся войска НАТО были бы опрокинуты максимум на четвертые сутки. Еще одним косвенным подтверждением обоснованности таких выводов служит существовавший (и реализованный) план Альянса по закладке в пределах так называемого Фульдского коридора 141 ядерного фугаса мощностью от 0,1 до 100 килотонн. По замыслу западных генералов, их одновременный подрыв должен был создать сплошной вал, крайне трудно преодолимый для советских танковых и механизированных частей. По этой же причине, все западные планы войны с СССР в обязательном порядке первым пунктом предусматривали нанесение первого массированного ядерного удара.

Хотя официально серия учений "Запад" задумывалась как стратегические командно-штабные, результирующие четырехлетний цикл менее масштабных, но более специализированных учений, "Запад 81" оказался последним в советский период. Потом учения проводились под другими наименованиями и с другим замыслом, а с роспуском Организации Варшавского договора и распадом СССР в 1991 году считалось, что они ушли в историю полностью.