— На ваш взгляд, как повлияет очередной в России налоговый манёвр в нефтяной сфере на экономику Беларуси и Союзного государства?

— Мой комментарий будет короткий, и вот почему. Мне уже надоело слушать про эту нефть и нефтяную иглу. Хотелось бы, чтобы в российской действительности в экономике опирались не на полезные ископаемые и не на цену нефти, а на собственную обрабатывающую высокотехнологичную индустрию. Бюджет России, по некоторым оценкам, наполовину, по другим, на две трети формируется за счёт сырьевой составляющей. Мне кажется, что это ненормально.

Я был бы более рад услышать новости, например, о стимулировании экспорта российских микропроцессоров в США или экспорта авиационных двигателей в Великобританию.

Надоело уже быть сырьевой провинцией цивилизованного мира. К сожалению, мы все на постсоветском пространстве, как сырьевая провинция, очень зависим от цены нефтяной бочки, что вообще-то унизительно и требует серьёзных изменений. Советский Союз в своё время задавал моду и темп на научно-технический прогресс: изобрели первый спутник, первый атомный ледокол, первый в мире лазер, наш человек первым побывал в космосе. За нами тогда едва успевали США и компания, а сейчас мы, к сожалению, зависим от этой нефтяной ренты.

— И всё-таки, к чему могут привести планируемые изменения в нефтяной отрасли?

Думаю, после очередного налогового манёвра в нефтяной сфере со временем нам следует ожидать падения курса российского рубля. Соответственно, это не лучшим образом скажется и на экономике Беларуси.

— Почему рубль должен упасть?

Сырьевая экономика подвержена капризам рыночной конъюнктуры, и они не заставят себя ждать. Беларусь, к сожалению, тоже зависит от цены нефтяной бочки.

Сейчас вовсю прогнозируют, что, наоборот, доллар будет падать. Но это мы уже не раз проходили. Когда говорят, что скоро будет падать доллар, у меня уже рефлекс, что, значит, надо уходить в доллар.

Я, если честно, не верю, что снятие экспортных пошлин и рост налога на добычу полезных ископаемых приведут к росту российской экономики. Сырьевые ресурсы всё равно потекут не в развитие отечественной экономики, а за рубеж.

Вместо налоговых манёвров надо создавать высокотехнологичную индустрию с хорошо оплачиваемыми рабочими местами.