Если основатель христианства Иисус с симпатией относился к страждущим и обездоленным в силу своего пролетарского происхождения, то пророк Мухаммед к социалистическим убеждениям пришёл с другого полюса классового общества. Он был из богатой семьи и видел бедность только со стороны. Так, дед Мухаммеда был весьма уважаемым человеком в Мекке, его назначили главным распорядителем для паломников, посещавших Каабу — святое место, где стояло три сотни идолов разных арабских богов.

Элитное происхождение Мухаммед подкрепил выгодным браком. Его жена Хадиджа унаследовала большое состояние, которое она ещё и приумножила удачными инвестициями. Хадиджа занималась тем, что финансировала стартапы. Она давала деньги тем, кто хотел заниматься посреднической торговлей, но не имел для этого достаточного капитала. Узнав о благом нраве и надёжности Мухаммеда, Хадиджа доверила ему намного более значительную сумму, чем обычно предоставляла в таких случаях. Когда молодой купец успешно вернулся из Сирии, «забитая женщина Востока» сделала ему другое предложение. Свадьба состоялась через 2 месяца.

Для Аравии того времени посредническая торговля оказалась золотым дном. Традиционный путь из Индии в Европу через Красное море в VI веке перекрыли пираты. Купцы попробовали ходить через Персидский залив, а дальше вверх по течению Тигра и Евфрата, однако территория современного Ирака оказалась зоной постоянных войн между персами и византийцами. Так товаропотоки мировой торговли пошли через Аравийский полуостров, который тогда считался периферией цивилизации.


Индийские специи и ткани прибывали в морские порты на юге Аравии, на верблюдах переправлялись в Сирию и Египет, а дальше шли в Константинополь и Западную Европу.

Стремительное накопление первичного капитала разделило арабское общество на очень богатых и очень бедных. Одни строили дворцы, другие заживо закапывали новорождённых детей, если боялись не прокормить их. Бедуины никогда особо не жировали, но ранее было равенство в бедности. Теперь жуткое положение арабских племён стало отчётливо контрастным на фоне благополучия элиты.

Мухаммед раздавал голодным еду, помогал неимущим, предоставлял приют путешественникам. Однако личное благополучие тяготило его. Он часто уходил из Мекки в горы, сидел в пещере и в одиночестве размышлял над несправедливостью мира. На этой почве в возрасте 40 лет у него начались видения — диалоги с ангелами, которые объясняли ему, как обустроить правильное общество.

Эти события имеют большое значение не только для истории и религии позапрошлого тысячелетия. Идеология, заложенная Мухаммедом, никуда не делась. Более того. В XXI веке события в исламском мире всё больше и больше влияют на мировую политику. Поэтому, чтобы понять, что будет дальше, необходимо копнуть к самым основам, к тем временам, когда всё только начиналось.


Мухаммеду в пещере Хира неподалёку от Мекки является мукаррабун Джибриль (архангел Гавриил).

Братство Мухаммеда

После первого откровения Мухаммед в смятении вернулся домой, полагая, что на него напал злой дух — джинн. Хадиджа отвела приболевшего мужа к своему двоюродному брату, который считался большим экспертом в таких делах. Варака ибн Навфаль, читавший Библию и переписавший Новый Завет на арабский язык, обнадёжил будущего пророка и одновременно пообещал, что судьба проповедника будет непростой:

«Это тот же ангел, которого Аллах направил к Мусе (Моисею)! О, если бы я был молод и мог дожить до того времени, когда народ твой станет изгонять тебя…  Ибо когда бы не являлся человек с чем-либо подобным тому, что принёс с собой ты, с ним всегда враждовали, но если я доживу до этого дня, то буду помогать тебе как только смогу!»

«Мухтасар Сахих аль-Бухари» (сборник преданий о словах и действиях пророка Мухаммеда), хадис № 3

Так богатый аравийский купец Мухаммед в 610 году нашей эры начал свою пророческую миссию.


Проповедь Мухаммеда. Вокруг него начали собираться идейные сторонники, поэтому олигархи Мекки обвинили проповедника в том, что Мухаммед «колдун, который разлучает человека от своего отца, от брата, от его жены, от его родных».

Что такого опасного для существующего общественного строя мог сказать этот человек? Вот некоторые цитаты из проповеди Мухаммеда:

«Знайте, что мусульманин мусульманину — брат, и вместе они образуют братство… Так не притесняйте же друг друга.

Ростовщичество запрещено, но вы можете вернуть себе номинальную сумму долга. Не сотворите никому несправедливости — и несправедливость минует вас.

О люди! Прислушивайтесь и подчиняйтесь даже искалеченному абиссинскому рабу, который будет вашим амиром (предводителем), если он поставлен среди вас и исполняет предписания Книги Аллаха.

И подумайте о рабах ваших! Кормите их той пищей, которой питаетесь сами, и одевайте их в ту же одежду, которую носите сами. И если они совершают проступки, которые вы не можете простить, — тогда расстаньтесь с ними, ибо они слуги Аллаха — и не вам исправлять их пути.

О люди! Воистину, у вас один Господь и у вас один отец. Все вы — потомки Адама, а Адам был сотворён из глины. И нет преимущества у араба перед неарабом, и нет преимущества у неараба — перед арабом. И нет преимущества у белого человека перед чернокожим, и у чернокожего — перед белым, разве что лишь в богобоязненности. Истинно, истинно говорю вам — благороднейший из вас тот, кто наиболее богобоязнен».

В конце концов конфликт с властями вынудил сторонников Мухаммеда уехать в Медину — город, который располагался по караванному пути на четыреста километров севернее Мекки. Эмигранты создали нечто вроде социалистической коммуны и жили братской общиной по тем религиозным правилам, которые предписал им Мухаммед.

Борьбу с бедностью мусульманская община вела самым  бескомпромиссным способом — грабила караваны купцов из Мекки, которые проходили мимо города. По роду предпринимательской деятельности это можно называть «колхозом», занимающимся экспроприацией материальных ценностей. Постепенно небольшая община превратилась в огромную корпорацию, которая для поддержания высокого уровня благосостояния своих членов обратила энергию на завоевание окружающего мира.

Исламские фундаменталисты и сегодня ссылаются на мединскую общину, как прецедент. Смысл их тезиса заключается в том, что в исламе нет разделения на государственную и религиозную жизнь. Подобно членам братства Мухаммеда, каждый мусульманин в мирской жизни, в любой социальной ситуации и роли должен вести себя так, как верующий человек. А как верующий человек он должен следовать примеру пророка.

Рай с вечно молодыми жёнами

Информацию об очередном налёте мусульман на караван в марте 624 года н. э. мекканские купцы получили заранее. На перехват разбойников был отправлен отряд в тысячу воинов. У Мухаммеда было всего лишь 313 человек, к тому же плохо вооружённых. На всю армию пророка было всего лишь две лошади и семьдесят верблюдов. Однако он не уклонился от боя. Моральным духом мусульмане намного превосходили противника.


Битва при Бадре, первая победа армии пророка. Современная реконструкция.

Вот как описывает убийство вражеского военачальника один из участников сражения на стороне Мухаммеда:

«Во время сражения при Бадре мы выстроились в ряд. Взглянув направо и налево, я обнаружил, что нахожусь между двумя юношами из числа ансаров. В тот момент я подумал, что лучше бы рядом со мной находились более могучие воины. Тут один из двоих молодых людей прикоснулся ко мне и спросил: "Дядя (имеется в виду не родственная связь, а братство мусульман), знаешь ли ты Абу Джахля?" Я сказал: "Да. А зачем он тебе понадобился, племянник?" Он сказал: "Я слышал, что он оскорбляет Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. Клянусь Тем, в чьей длани находится моя душа! Если я увижу его, то не расстанусь с ним до тех пор, пока один из нас не умрёт". Я был поражён его словами, но тут второй юноша прикоснулся ко мне и спросил то же самое. Спустя некоторое время я увидел, как Абу Джахль встревоженно ходит между воинами, и сказал: "Посмотрите! Вот человек, о котором вы спрашивали меня". Юноши бросились к нему и закололи его своими мечами до смерти».

Воины пророка были фанатиками. Они слепо и безоговорочно пошли за вождём. Они поверили той картине мира, которую представил им Мухаммед, — социальная справедливость в земной жизни и достойное воздаяние в загробной.

В мусульманском раю не холодно и не жарко, праведникам всё время 33 года, они окружены вечно молодыми жёнами, пейзаж рая представляет буйную зелёную растительность, с веток свисают плоды граната и виноград, райский алкоголь не вызывает похмелья.


Откровенная чувственность коранических описаний рая нередко смущала мусульманских богословов, которые хотели бы сместить акцент с телесных наслаждений на духовные. Однако на заре исламского мира это оказалось именно тем, что нужно было предложить жителям бесплодной и бедной пустыни.

В этом заключается секрет арабских завоеваний. Очень скоро Мухаммед триумфально вошёл в Мекку и разрушил всех идолов Каабы, сохранив только изображения Марийям (девы Марии) и Исы (Иисуса).

В последующие несколько десятилетий мусульмане распространили власть на огромную империю, растянувшуюся с запада на восток на шесть тысяч километров. Они гибли в бесконечных походах, зная, что прямо с поля боя попадут в райский сад. На смену павших вставали миллионы новообращённых.


Карта арабских завоеваний — от Медины до халифата. После IX века распространение ислама шло уже преимущественно мирным путём — благодаря усилиям проповедников.

В одной лодке с правоверными

Нельзя сказать, что за последние 1400 лет все мусульманские державы строились по заветам пророка. Бывало по-разному. Да, сподвижники Мухаммеда выступали против накопления богатства правящим классом. Их наследовали многие халифы. Из бюджета бедные получали социальную помощь, старики — пенсию. В каждой области правительство создавало склады продовольствия для раздачи населению на случай неурожая. В отдельные эпохи халифат без натяжек можно назвать социальным государством.

Однако для Востока не менее привычной является другая модель общества, с жёсткой стратификацией, показной роскошью элиты, придавленным народом и авторитарной властью. В эти игры восточные элиты играют очень давно. Собственно, древневосточная деспотия — это самая первая в истории человечества форма государственного правления.

Конфликт свободного, социалистического начала в исламе с традиционными ценностями Востока так и не разрешился за тысячу лет. Это является одной из причин нестабильности мусульманского мира. Ислам — это бомба, готовая взорваться в любой момент. И она обязательно взорвётся, потому что для этого есть не только внутренние, но и внешние предпосылки.

Вот голая статистика. В Соединённых Штатах численность мусульман составляет 3,45 млн человек, или 1,1% населения страны. Даже тотальная война против исламского мира не приведёт к серьёзному внутреннему расколу в США.  Чего нельзя сказать о геополитических конкурентах Америки.


В мусульманской школе. Российская империя, 1902 г. Для России ислам традиционно является второй по значимости религиозной конфессией.

Так, в Европе сейчас проживают 26 миллионов мусульман, а к 2050 году их число удвоится. В России численность мусульманского населения тоже значительна и она также имеет тенденцию к росту. Кроме того, под боком преимущественно мусульманская Средняя Азия.

Что же касается Китая, там живёт 19,5 миллиона мусульман. Вроде немного, если смотреть относительно общей численности населения. Но мусульманское меньшинство не «размазано» равномерно по огромной стране, а компактно расположено на западе Китая.


Женщина-уйгурка рядом с китайским полицейским во время столкновений в Синьцзяне. Одна из попыток экспортировать «арабскую весну» в Китай.

Таким образом, стабильность и дальнейшее развитие Евразии напрямую связано с решением проблем мусульманского мира. Это зона наших жизненных интересов. Хотим этого или нет, но мы в одной лодке. Напротив, для США ислам является «зоной игры». Тут они могут позволить себе любые эксперименты с максимально негативными последствиями для всех соседей нестабильного региона. И поэтому наверняка будут так делать. Это логично, а потому неизбежно.

Воображаемый ислам в европейских учебниках

Тот факт, что мы не одни стоим перед сложным вызовом, позволяет подсмотреть удачные решения проблемы и отказаться от глупых и бесполезных. Очень поучительна история о том, как в ЕС ради примирения с мусульманами переписали школьные учебники истории.

Образовательные программы поставили задачу резко сократить в истории количество «военных контактов» между мусульманским миром и Западной Европой. Напротив, больше внимания уделить «мирному сосуществованию», торговле, науке. О крестовых походах — минимум, о джихаде — ни слова. Стараются также избегать обобщения, что ислам расширялся вообще-то путём завоеваний, а Мухаммед — это не только пророк, но и главнокомандующий мусульманской армией, вступившей на путь войны. Всё описано так, чтобы ни в коем случае не задеть религиозные чувства некоторых учеников и их родителей. Чтобы ни в коем случае не сказать, что ислам — это идеология агрессивного преобразования реальности с целью построения более справедливого (как считают мусульмане) общества.


Обложка немецкого учебника по исламу для школьников мусульманского происхождения с прекраснодушным названием: «Вместе в пути».

В наших старых учебниках долгое время не было даже намёков на подобную толерантность. В эпизоде крещения Руси без всякой задней мысли, что это может обидеть чьи-то чувства, пересказывался анекдот из «Повести временных лет» о том, как князь Владимир выбирал религию. Князь почти уже согласился на ислам благодаря многожёнству, но так и не смог принять отказ от вина и свинины: «На Руси есть веселие пити». Не закрывали глаза и на жестокие религиозные конфликты во время завоевания Кавказа.

Возможно, это уже перебор, но смягчение конфликтности по европейскому пути тоже не выход. Хорошо известна идея, которая транслируется по всем каналам (не только школьным), что настоящий ислам — это гуманизм, добро и культура, а во всём плохом виноваты мусульманские экстремисты, извратившие суть религии. Прекрасный посыл. Но он не сработает.

Наивно думать, что экстремисты — малограмотные люди, которые не знают историю собственной религии. Идейно они подкованы безупречно. Они с лёгкостью рекрутируют сторонников среди мусульман толерантной Европы. Они обращаются к самим основам, к вопросам человеческого бытия, которые поднял Мухаммед в начале VII века нашей эры. Такие фундаментальные противоречия нельзя заретушировать вымышленной историей и лживой пропагандой толерантности. Однако их можно решить в рамках вполне светской, а не религиозной идеологии.