Форум высокого уровня по международному сотрудничеству в рамках «Пояса и пути», организуемый в Китае на регулярной основе (запланирован на третью декаду апреля), станет одним из наиболее значимых политико-экономических событий в мире и, бесспорно, важнейшим мероприятием 2019 года в Азии — таково мнение подавляющего числа экспертов.

Председатель КНР Си Цзиньпин примет участие в церемонии открытия Форума и выступит с программной речью.

Главным же гостем мероприятия станет президент России Владимир Путин. В форуме также примут участие порядка 40 лидеров стран и правительств, в том числе главы стран — членов ЕАЭС.


По итогам первого Форума, состоявшегося в Пекине в 2017 году, 68 стран и международных организаций подписали с Китаем соглашения о сотрудничестве в рамках инициативы «Пояса и пути», кроме того, подписано более 270 договорённостей в торгово-экономической сфере.

Значимость саммита и тех решений, которые на нём предстоит принять, многократно возрастает перед лицом усиливающейся напряжённости как на политическом, так и экономическом фронтах противостояния «социалистического» Китая и «капиталистического» Запада во главе с США.

Белорусские и российские эксперты во многом сходятся во мнении, что разногласия между США и Китаем очень глубоки и это не просто очередная «торговая война», начатая Америкой против «непослушной» страны.

Нынешние торговые противоречия между Штатами и КНР, то обостряющиеся, то затихающие в зависимости от политической конъюнктуры, — только часть общей картины. Экономическое противостояние дополняется политическим, и не исключено, что в недалёкой перспективе (20202022 гг.) оно перерастёт и в военный конфликт (прямое столкновение либо косвенное, через третьи страны).

Сейчас экономики США и Китая крупнейшие в мире. Уже фактически более 20 лет эти две страны обеспечивают свыше половины роста всего мирового внутреннего валового продукта. ВВП США по итогам 2018 года составил более 20,5 трлн долларов. ВВП Китая — 13,28 трлн долларов.


Взаимозависимость двух стран за указанный выше срок резко выросла, вплоть до того, что в обиходе политологов (на недолгое время) появился новый термин — Чимерика (Chimerica = China + America).

Справка. Историк Нил Фергюсон и экономист Мориц Шуларик, занимающиеся изучением экономической истории, в своё время придумали неологизм Чимерика (Chimerica), чтобы показать связь между ростом Китая, в основе которого лежит экспорт, и избыточным потреблением американцев. В 2009 году Фергюсон и Шуларик предсказали коллапс Чимерики.

По оценкам аналитиков, Китаю в такой схеме отводилась роль глобальной фабрики, которая удовлетворяла спрос «развитого мира» (прежде всего США) на дешёвые товары и поднимала собственную экономику за счёт массового аутсорсинга глобальных транснациональных корпораций, а также абсорбировала дефицит торгового баланса, в основном всё тех же США.

Таким образом, Америка открывала свой огромный и богатый потребительский рынок для Китая и давала ему шанс для роста, точно так же, как ранее она открыла рынок для японских и южнокорейских товаров.

Первоначально США рассчитывали, что останутся гегемоном в этой паре и КНР будет «безропотно следовать» в американском фарватере.

Сейчас же американский истеблишмент (те силы, которые определяют вектор развития США и всего Запада) в полной мере осознал, что политическое руководство Китая, сплочённое вокруг лидера страны Си Цзиньпина, не намерено оставаться «младшим партнёром» в данном дуэте и что Пекин выбирает свой путь развития, отличный от либерального пути Запада.

Обостряет противоречия и тот факт, что для США (и их сателлитов в Западной Европе, а также Юго-Восточной Азии) вследствие высокой эффективности экономической политики по наращиванию потенциала страны в области высоких технологий (в частности, реализации стратегии «Сделано в Китае — 2025»), проводимой руководством КНР, есть реальная опасность потери технологического превосходства в горизонте событий 10–15 лет.


Программа «Сделано в Китае — 2025» (MIC 2025) реализуется с 2015 года. Цель программы — удержать статус «мировой фабрики» с помощью новых технологий. По официальным данным, непосредственно к Программе имеют отношение 1078 проектов, на реализацию которых Пекин выделил финансирование 557 организациям: 112 университетам, 225 государственным научно-исследовательским учреждениям и 220 компаниям. По данным World Finance, для реализации MIC 2025 созданы два фонда — Национальный инвестиционный фонд и Национальный интегральный фонд.

Эксперты сходятся во мнении, что сегодняшняя цель Вашингтона намного шире, чем просто выравнивание дисбалансов в торговле с Китаем. Главная и конечная цель такого противостояния — принуждение Китая к отказу от выбранного самостоятельного пути развития, а также контроль Запада над производственным потенциалом страны.

Практическая же суть «торговой войны» — разрыв глобальных производственных цепочек, которые сделали многие американские компании зависимыми от китайской промышленности. Далее — торможение и остановка экономического развития Китая; понижение его статуса с мировой до региональной державы; погружение Китая в перманентный политико-экономический спад через обострение внутрисоциальных конфликтов в стране, а также противоречий (конфликтов) с ближайшими государствами-соседями.

Тем не менее под давлением Вашингтона Пекин всё же идёт на определенные уступки, но делает это именно в восточной манере, когда становится непонятным, кто от данных уступок в конечном итоге выйдет победителем, а кто останется проигравшим.


Так, в соответствии с информацией министра промышленности и информационных технологий КНР Мяо Вэй, политика Китая будет соответствовать принципу конкурентного нейтралитета, который запрещает правительствам (провинций) предоставлять привилегии компаниям с государственным участием. Проблемы с дискриминацией, наблюдаемые в прошлом, будут устранены.

Суть этого решения состоит в том, что, с одной стороны, Китай пошёл на компромисс с США по программе «Сделано в Китае — 2025», а с другой — Пекин усиливает конкурентоспособность собственных технологий с помощью развития инновационных кластеров. По данным Национальной комиссии по развитию и реформам КНР, Пекин будет содействовать развитию ряда промышленных кластеров, имеющих стратегическое значение.

По оценкам российских экспертов, в этих целях в Китае снижается налоговое бремя для инновационных компаний, оптимизируется госбюджет для активизации деятельности сектора реальной экономики, создаётся благоприятная среда для научно-технологических разработок, усиливается защита интеллектуальной собственности. Такие задачи, в частности, были озвучены в докладе премьера Госсовета КНР Ли Кэцяна на открытии 2-й сессии Всекитайского собрания народных представителей 5 марта.

Как и Китай, но в более жёсткой форме, давлению Запада подвергается и крупнейшая экономика ЕАЭС — Российская Федерация. И если в отношении Китая риторика Запада носит в основном предупредительный характер, то в отношении России она давно перешла все нормы дипломатического приличия и носит открытый конфронтационный характер.

Следует отметить, что руководство Беларуси последовательно занимает позицию, направленную на смягчение российско-американских отношений и снижение общего градуса политической напряжённости. Стоит особо подчеркнуть, что остроту ситуации для Беларуси придаёт и тот факт, что 2019–2020 годы — это период важных политических событий в стране и в первую очередь выборов главы государства.

Вместе с тем, являясь в том числе и надёжным военным союзником России, Беларусь в полной мере свидетельствует об активных военных приготовлениях стран — членов НАТО на западных границах Республики. Речь идёт главным образом о Польше и странах Прибалтики. Кроме того, курс на интенсификацию военных противоречий, проводимый США, крайне чувствителен для белорусского руководства, поскольку географически Беларусь разделяет Восток и Запад и находится на линии потенциального столкновения России и НАТО (во главе с США).

Бесспорным является следующий факт — мир вступил в эпоху сильной политической волатильности (высокая неопределённость параметров и принципов легитимации хозяйственных связей за пределами зон национального контроля). Сегодня это является одной из важнейших глобальных проблем.

Снижению уровня данной неопределённости и росту политико-экономической стабильности в мире, по оценкам белорусских политологов, в немалой степени призвано послужить эффективное проведение саммита «Пояса и Пути» в Пекине.

Эксперты полагают, что Китай продемонстрирует в этом году свои новые возможности: Пекин окончательно закрепится в высшей лиге стран, ответственных за судьбы всего цивилизованного мира, продемонстрировав свою политическую и экономическую созидательную волю.

Стоит подчеркнуть, что для Беларуси и России, фактически перманентно находящихся под санкционным давлением Запада (существенно ограничивающим потенциал роста национальных экономик Москвы и Минска), саммит является крайне важным событием, поскольку взаимодействие с Китаем, в первую очередь в логистических и энергетических проектах, становится всё более важным.

Кроме того, специалисты считают, что переход Китая на внутренние инвестиционные механизмы роста предоставляет странам — членам ЕАЭС уникальную возможность по ускорению развития своих собственных экономик за счёт более интегрированного взаимодействия с Пекином.

Для Беларуси предстоящий визит президента страны Александра Лукашенко в Китай для участия в саммите Шёлкового пути носит, несомненно, знаковый характер. Во-первых, на саммите произойдёт двусторонняя встреча глав Китая и Беларуси, а во-вторых, в отличие от прошлых лет, происходит он в переломный для современной истории момент, когда существенным образом меняется мировая политическая картина (санкции превращаются в интегральный элемент устанавливающейся в мире новой экономической системы).

Новое этому визиту придаёт и то, что сегодня не только Беларусь и Россия, но и Китай оказался объектом американских санкций и ограничений. Этот факт сам по себе уже должен существенно усилить взаимодействие стран — членов ЕАЭС и Китая.

Стоит отметить, что Беларусь поддерживает Китай в его борьбе за открытость глобальных рынков, осознаёт важность формирования новых источников роста мировой экономики и открытого пространства взаимовыгодного сотрудничества, где нет места протекционизму и ограничениям.

Что касается двусторонних белорусско-китайских отношений, то фон для визита также является вполне благоприятным. Растёт общий объём торгово-экономического сотрудничества, всё больше китайских компаний открывают для себя Беларусь, белорусский экспорт всё активнее ищет пути на рынок Китая.

Наряду с проблематикой научной, академической кооперации и вопросами совместных проектов в китайско-белорусском индустриальном парке «Великий камень», в повестке переговоров важное место, наравне с расширением экспортной доступности китайского рынка для белорусских товаров, займёт и тематика активизации сотрудничества в инвестиционно-финансовой сфере, в том числе расширения доли расчётов в торговле за национальные валюты.

Однако в центре внимания, по мнению белорусских экспертов, будут не только эти моменты, но и всё еще не решённые проблемы, препятствия на пути развития двусторонних отношений.

Так, несмотря на высокую открытость белорусского рынка и значительные преференции для китайских компаний, инвестиционный интерес китайского бизнеса к Беларуси остаётся на недостаточном уровне. Доминирующая доля финансовых вливаний китайского капитала в экономику республики носит кредитную составляющую.

Несмотря на рост долговой нагрузки на бюджет, Беларуси важно продолжать модернизацию и наращивание своего производственного потенциала. Большие надежды в инвестиционном плане руководство страны продолжает связывать именно с Китаем.
Справка. В 2019 году внешние и внутренние валютные долги Беларуси превышают 3,8 млрд долларов. По оценке правительства, в 2019 году в экономику Беларуси поступит 1,6 млрд долларов прямых инвестиций на чистой основе — примерно столько же, как и в 2018 году. По оценке белорусских экспертов, эти инвестиции представляют собой в основном реинвестированные потоки ранее выведенной из Беларуси прибыли, в то время как национальная экономика продолжает испытывать дефицит инвестиций. Объём потенциальных рисков, связанных с неустойчивым финансовым положением крупнейших отечественных предприятий, Национальный банк Беларуси оценил примерно в 15 % ВВП.

Безусловно, данная тематика будет озвучена и на двусторонних переговорах в ходе апрельского саммита. Стоит подчеркнуть, что, несмотря на наличие таких проблемных проектов, как «неудачная» модернизация ряда крупнейших государственных предприятий, белорусское руководство намерено продолжать привлекать китайские компании для модернизации стратегически важных для национальной экономики производств.

Кроме того, китайской стороне с высокой долей вероятности для участия в акционерном капитале будет предложен ряд белорусских предприятий. Так, Государственный комитет по имуществу Республики Беларусь опубликовал перечень белорусских предприятий, государственные пакеты акций которых готовы продать инвесторам. Всего перечень включает в себя на настоящий момент госпакеты акций 23 ОАО для возможной продажи их в 2019 году по конкурсу и на аукционах. Самый большой список у министерства промышленности — 10 предприятий.

В списке находятся ОАО «Барановичский завод станкопринадлежностей» (по конкурсу продаётся весь госпакет в размере 76,6 % акций), «Гомсельмаш» (49,9 %), «БАТЭ» — управляющая компания холдинга «Автокомпоненты» (48,9 %), «Управляющая компания холдинга "Горизонт"» (99 %), «Завод "Визас"» (98,69 %), «Коралл» (100 %), «Минский завод отопительного оборудования» (43,48 %), «Гомельский завод измерительных приборов» (99,86 %), «Промлинкс» (97,25 %). Во всех этих ОАО государство готово продать весь госпакет, за исключением «БАТЭ» — управляющая компания холдинга «Автокомпоненты» и ОАО «Гомсельмаш».

Справка. По данным Национального статистического комитета Республики Беларусь, чистая прибыль организаций на 1 января 2019 года составила 5 млрд 159,5 млн рублей, что на 38,9 % меньше, чем в 2017 году. Прибыль до налогообложения составила 7 млрд 559,5 млн (на 30,6 % меньше). Рентабельность продаж и реализованной продукции составила 7,6 и 9,5 % соответственно (за 2017 год — 8,2 и 10,2 %).

Как уже отмечалось, для экономик как Беларуси, так и России особую важность представляют логистические планы Пекина, связанные с реализацией национальной стратегии «Пояс и Путь». Речь идёт о северных маршрутах, связывающих Китай и Европу посредством железнодорожного сообщения. Москва и Минск являются важным звеном данной стратегии. И если для России первостепенную важность представляет маршрут в сторону портов Санкт-Петербурга, то для Беларуси — железнодорожное направление в сторону Польши. По оценкам экспертов, планы Москвы и Минска по наращиванию логистического потенциала данных маршрутов гармонично дополняют друг друга и не вступают в противоречия в силу своей кардинальной разницы в товаропропускной способности.

Кроме того, «Пояс и Путь» выступает дополнительным связывающим звеном между этими странами, ещё более укрепляющим экономические связи Москвы и Минска. Таким образом, через реализацию и расширение логистических проектов Китай выступает третьей силой, ещё более закрепляющей дружбу России и Беларуси.


Стоит подчеркнуть, что, по оценкам экспертов, ввиду растущей напряжённости на южных торговых маршрутах Китай — Европа, одним из результатов предстоящего саммита в Пекине может стать существенная активизация инвестиционной деятельности Китая именно на северном направлении «Пояса и Пути» — на Северном морском пути и железнодорожном сообщении в направлении Европы.

Примечателен и тот факт, что если ранее российский бизнес смотрел с настороженностью на планы промышленной кооперации Минска и Пекина, то в настоящее время как по причине формирования чётких правил по доступу на рынок Евразийского союза (принятие Таможенного кодекса ЕАЭС), так и из-за невысокого уровня указанной промкооперации взгляды изменились.


Индустриальный парк «Великий камень» так и не стал зоной промышленного производства (заявленные на 2018 год резиденты парка так и не начали выпуск высокотехнологичных товаров в промышленных объёмах и не нарастили поставки соответствующих продуктов на рынок стран — членов ЕАЭС, а также ЕС). Скорее наоборот, парк постепенно превращается не в центр «научно-технологической мысли и производства», а в крупный логистический хаб, что, в принципе, устраивает российских производителей и не в полной мере устраивает белорусское руководство.

Основные подходы к сотрудничеству с Китаем со стороны Беларуси с момента проведения прошлого саммита «Пояса и Пути» в 2017 году остались неизменными. Это сотрудничество в кредитно-финансовой сфере (в первую очередь привлечение прямых иностранных инвестиций), развитие инфраструктуры индустриального парка «Великий камень» и привлечение в него китайских компаний, расширение взаимодействия в гуманитарной сфере, совместное развитие логистических проектов в рамках «Пояса и Пути», а также наращивание белорусского экспорта в Китай. С наращиванием уровня взаимодействия по указанным направлениям и связаны основные надежды белорусского руководства от эффективного проведения саммита «Пояс и Путь» в Пекине в апреле 2019 года.

Если в области культуры, науки и дипломатии препятствий становится всё меньше, сотрудничество развивается и явно прогрессирует, то в сфере ведения бизнеса дела обстоят не так гладко, как хотелось бы белорусской стороне. Наряду с очевидными успехами в торговле спектр проблем в налаживании эффективного и взаимовыгодного взаимодействия с китайским бизнесом достаточно широк. Эффективно противодействовать этому, по оценкам белорусских экспертов, может правильное позиционирование китайского бизнеса в Беларуси.

В целом на современном этапе белорусско-китайское взаимодействие характеризуется широким спектром областей сотрудничества, включающим интенсивные контакты на высшем и высоком уровнях, торгово-экономические и гуманитарные связи, а также сотрудничество на международной арене. Пекин является важным экономическим партнёром Минска.