При развитии интеграции белорусская сторона предлагает идти по пути создания единого налогового кодекса. В основе этого лежит необходимость решения вопроса по так называемому налоговому манёвру в России, который связан с тем, что Беларусь может перестать получать доходы от экспортной пошлины на российскую нефть.

Не буду вдаваться в технические детали этих вопросов, только отмечу, что, конечно, Россия не против таких переговоров и даже за, но, когда дело касается налоговой политики, у нас нет правовых механизмов для решения этого вопроса. Поэтому нужно создавать прозрачную систему, оформлять её в правовом поле. Если стороны не достигнут конкретных результатов в переговорах, то я не удивлюсь, если Москва, например, откажется от подписания этих дорожных карт. Это вопрос достижения взаимных договорённостей. Но, полагаю, что Москва и Минск в конце концов поймут необходимость выработки прозрачной модели взаимодействия на общих стандартах. Либо есть другой сценарий — это взаимодействие в рамках Евразийского экономического союза, где такая правовая база уже создана, но, правда, нет налоговых элементов.

Хотелось бы также отметить, что попытки вмешиваться извне в эти переговоры часто проистекают из-за непонимания природы российско-белорусских отношений. Дело в том, что Беларусь всегда искала возможности везде: и на Западе, и на Востоке, и на Юге. При этом она опиралась на поддержку России. Так происходит и сегодня, хотя вполне возможно, что эта поддержка со временем сократится, отношения станут более самостоятельными. Но попытки вмешиваться в этот процесс не смогут остаться без ответа.

Россия заинтересована в прагматичных и предсказуемых отношениях с соседями, в том числе с близкой нам Беларусью. Будут ли это особые, привилегированные отношения или без специальных преференций, зависит от того, смогут ли стороны договориться. Если Беларусь захочет выстраивать отношения с Россией на полностью свободных принципах самостоятельности и многовекторности, то Россия будет уважать этот выбор.

В 90-е Россия пережила один из самых трудных периодов в своей истории. Тогда же был заключён Договор о Союзном государстве. Конечно, сегодня это мог бы быть уже совсем другой договор. Поэтому в стране понимают, что этот документ весьма выгоден для белорусских партнёров, и готовы вести переговоры о его обновлении.

Выступая недавно на Валдайском клубе в Сочи, Владимир Путин отметил, что именно между самостоятельными, суверенными государствами могут выстраиваться по-настоящему взаимоуважительные и прагматичные, а значит, предсказуемые и прочные отношения. Россия исходит из таких приоритетов и в своём взаимодействии в Европе. На наш взгляд, чем больше будет реализма в оценках ситуации в Восточной Европе, тем безопаснее будет регион. Наверное, понимание региональной обстановки, в том числе в ситуации российско-белорусских отношений, может снизить эти риски безопасности. И, конечно, вмешательство в эти отношения будет лить воду на мельницу конфронтации. Поэтому легче прочертить красную линию в переговорах, чем выяснять это опытным путём.