Наряду с глобализацией в мире разворачивается и противоположный тренд — сецессии, стремления регионов с традициями национализма и осознания своей специфики выйти из состава государств, где жили веками. Яркий пример — курды и каталонцы.

Если выступления первых десятилетиями не покидают новости, то вторые привлекли внимание относительно недавно, но зато мощно: взяв и объявив прошлой осенью об отделении от Испании. Если курды (точнее, организации в их среде) ведут вооружённую борьбу и находятся в эпицентре «горячего» региона, то каталонцы живут в самом гнезде демократии и прав человека, Евросоюзе. Первые — Восток, вторые — Запад. Первые отрезаны от моря и живут в горах, вторые же — самая что ни на есть морская нация.

О чём говорит опыт курдов и каталонцев? Не появляется ли на наших глазах тренд международной политики? Есть ли шанс у тех и других создать своё государство?

Чтобы ответить на эти вопросы, следует проанализировать сходство и различия между их целями и требованиями, движущие силы борьбы, особенности и причины.

Откуда есть пошла курдская земля?

Курдов в мире сегодня, по разным оценкам, от 30 до 45 миллионов. В основном они живут в Большом Курдистане — смежных районах юго-восточной Турции (Северный Курдистан), северного Ирака (Южный Курдистан), северо-восточной Сирии (Западный Курдистан, или Рожава по-курдски) и северо-западного Ирана (Восточный Курдистан). Есть они в городах Турции, в Закавказье и даже в Хорасане. В Ираке и Сирии курды почти независимы. По разным оценкам, в Турции их от 18 до 25% (они настаивают на последней цифре), 15—20% в Ираке, 7—10% в Иране и 9% в Сирии (до гражданской войны).

Растёт диаспора на Западе (до 1,5 млн), особенно в Германии и Великобритании. Всё больше курдов в Канаде (свыше 11 тыс.) и США (свыше 15 тыс.), в Нэшвилле 11-тысячная община прозвана «Маленьким Курдистаном».

Культурно и лингвистически они иранцы. Историк XVI в. Шараф-хан Битлиси писал, что это 4 народа: курманджи, луры, келхури и гурани. Сегодня луров не относят к курдам. Гурани и келхури (вместе с лаки и фейли) составляют южнокурдскую общность, населяющую иранские останы Керманшах и Илам и соседние районы Ирака.

Курдский язык — группа диалектов, поэтому можно говорить о языках. Он относится к северо-западной подгруппе иранских языков индоевропейской семьи. Алфавит разработали английские, российские и французские ученые в XX веке. В Ираке у курдского статус национального вместе с арабским, в Иране он признан региональным, а в Армении — языком меньшинства. Выделяют три группы диалектов: северная (курманджи), центральная и южная (сорани). Курманджи отличается от сорани, как английский от немецкого. Языки гурани и заза не курдские, но эти племена считаются курдами.


Территория проживания курдов

Их называют крупнейшим этносом без государства. Они славятся религиозным либерализмом. Есть поговорка: «По сравнению с неверующим курд — мусульманин».

Большинство — сунниты одного из 4 мазхабов (школ), шафиитского. Шиитов 5—7% (в Иране). В Турции и Сирии среди курдов до 30% алевитов (не путать с алавитами), считающихся ветвью шиизма (в основном заза). У гурани и южных курдов популярен «ахл-е-хакк» («люди истины»), или ярсанизм (от 0,5 до 1 млн). Самая экзотическая вера — езидизм, есть небольшое число зороастрийцев, растущее в последние годы. В 2016-м в Сулеймании (Иракский Курдистан) открыт первый за тысячу лет храм огня. Около 25 тысяч — христиане. В XIX в. сообщали о христианских племенах и о том, что курды защищают христиан. Есть даже курдские иудеи (лахлухи), почти все уже в Израиле.

Курды переняли элементы других культур, сохраняя свои, например, общеиранское празднование Навруза (нового года) 21 марта или татуировки («дек»). Женщины пользуются большой свободой, даже воюют наравне с мужчинами.

Высказываются разные гипотезы происхождения курдов, чаще скифско-мидийская. Античные источники говорят о мидийских племенах куртиев (древнегреч. Κύρτιοι, лат. Cyrtii), населявших горы на стыке Персии и Атропатены. Сами курды считают себя потомками мидийцев, их календарь ведёт отсчёт с 612 г. до н. э., когда те разрушили Ниневию. Ряд историков считают царство Кордуена рубежа нашей эры к югу от озера Ван государством древних курдов. Термин «курды» появляется в арабских источниках VII в., где сказано, что сасанидский военачальник Хормузан призвал их на помощь против арабов. В 639 году они были разбиты и подпали под власть Халифата.

Формирование курдской идентичности относят к ХI—XII вв., когда они создали свои эмираты. Их завоевали сельджуки, но курд Саладин взял власть в Египте и Леванте, выбил крестоносцев из Иерусалима и учредил державу Эйюбидов. Курдов покоряли монголы и Тимур, а в начале XVI в. — основатель империи Сефевидов Исмаил-шах I. Но уже в 1514-м османский султан Селим I Грозный разбил его при Чалдыране, и большая часть Курдистана отошла к туркам. Если Османы были суннитами (как и большинство курдов), то Сефевиды — шиитами. Сложилась граница двух империй по Курдистану. В 1590 году турки вытеснили персов, но через 20 лет те стали наступать. Воспользовавшись этим, курды восстали, и шах Аббас I почти год вёл с ними эпическую битву за крепость Димдим близ озера Урмия (1609—10). Он устроил резню и выселил многих в Хорасан. В XVIII в. в Персии правила династия Зендов (лурская или лакская).

Османы же поручили устройство Курдистана курду Идрису аль-Битлиси, создавшему санджаки по землям племён и назначившему губернаторами вождей. Султаны долго не вмешивались, но в XIX в. стали проводить централизаторскую политику.

Начало курдскому национальному движению положили традиционные вожди-шейхи, сочетавшие клановый и духовный авторитет. В 1880 г. восстал Шейх Убейдулла, глава влиятельного клана Шемдинан, считавшийся потомком пророка — сейидом. Он впервые потребовал автономии. Восстание было направлено против и Турции, и Ирана, шейх искал поддержки у европейских держав. В письмах христианским миссионерам (!) он писал, что курды разобщены, у них разное право, обычаи и религия, но они хотят «сами решать свои дела». Восстание поддержали христиане (в основном ассирийцы). Шейх вторгся в курдские земли Ирана, но его разбил шах, а затем и турки. Султан Абдул-Хамид II старался умаслить курдскую элиту важными постами. А вот младотурецкое правительство видело в них пятую колонну и массово депортировало в Анатолию.

Поражение Османской империи в Первой мировой войне и слабость Каджарской династии в Персии активизировали курдов. В Иране районы близ озера Урмия в 1920 г. были охвачены движением вождя Исмаила Ага Шикака, известного как Симко. Он разбил армию шаха и фактически создал своё государство, хотя и не выдвигал национальных лозунгов. В 1922 г. властям удалось выдавить его в Турцию, где Симко Шикак и был убит.


Лидер курдских повстанцев Симко Шикак (в центре)

Британцы стимулировали антитурецкие настроения курдов, обещая помочь им с государством. Но обманывали, зная о запасах нефти на их землях.

В 1921—24 годах на севере Ирака существовало Королевство Курдистан во главе с шейхом Махмудом Барзанджи, объявившим себя королём в Сулеймании. Администратор Ирака сэр Перси Кокс убедил Лондон, что это единственная гарантия контроля там, и добился его назначения… губернатором. В 1922-м была подписана англо-иракская декларация о самоуправлении Курдистана. Но британцы знали, что племена не договорятся. Шейх Махмуд снова объявил себя королём и отверг соглашение, начав переговоры о союзе с Ататюрком. Кокс разорвал договор, британцы подавили восстание. В 1926-м Лига Наций выдала Лондону мандат на эти земли с условием особых прав курдов. «Король курдов» продолжал борьбу до 30-х. Его сегодня почитают героем.

В Турции же курды, подстрекаемые Британией, в 1927 году провозгласили «Араратскую республику», но в 1930-м были разбиты. Иран помогал им, как Турция Симко Шикаку.

Курды в Иране

На Парижской мирной конференции 1919 года Персия, подчёркивая родство с курдами, требовала территории до Мосула и Диярбакыра. Реза Шах Пехлеви (1925—1941), свергший Каджаров, разделял идеи паниранизма в противовес пантюркизму и панарабизму. Паниранисты поддерживали курдов в Турции и Ираке. Мохаммед Реза Шах (1941—1979) отзывался о них как «одном из благороднейших иранских народов».

К 40-м годам под влиянием СССР стал популярен марксизм, он пришёлся по душе курдам с их тягой к равенству. В 1946 г. на небольшой территории существовала Мехабадская республика, ликвидированная после вывода советских войск из Ирана.

Иранские курды поднимали ещё ряд восстаний. Ими руководили Курдская демократическая партия Ирана (КДПИ) и Комала (Общество революционных трудящихся Иранского Курдистана). КДПИ — военизированная левая сила, запрещённая в Иране как террористическая. Борется за автономию в рамках федерации, с 1979 г. ведёт партизанскую войну против ИРИ. Была главной силой курдских восстаний 1979—1983 и 1989—1996 годов и столкновений 2016 года. Отмечается малое число жертв и террор лишь в крайних случаях. Её основал президент Мехабадской республики Кази Мухаммад в 1945 г. В 1958-м едва не слилась с иракской ДПК, но шах стал поддерживать ту назло иракскому режиму, свергшему короля, и она перестала сотрудничать с КДПИ. Та помогла свергнуть шаха в 1979 г., но аятолла Хомейни, придя к власти, обрушил на неё репрессии. Она продолжила борьбу в подполье, требуя «демократической федеративной республики». Ей помогал Саддам Хусейн, но иранские войска едва её не уничтожили.

В 1989-м генсек партии А. Р. Гассемлу был убит, в 1992-м его преемник С. Шарафканди и два других руководителя убиты в берлинском ресторане. Немецкий суд, приговорив виновных к пожизненному заключению, выдал ордер на арест министра разведки Ирана, обвинив его в организации. С 2004 года генсек КДПИ — Мустафа Хиджри (р. 1945), ветеран борьбы, выступающий за федеральное устройство и добрососедство народов Ирана.

В 2015-м детонатором стало самоубийство в Мехабаде курдской женщины, обвинившей бойца Корпуса стражей исламской революции в изнасиловании. Выступления были подавлены, и в 2016-м КДПИ и другие объявили о возврате к вооружённой борьбе. Они заявляют, что режим слаб, народ недоволен, скоро грянет буря.


Отряд «Орлов Загроса» иранских курдов

Вторая сила Иранского Курдистана — Комала. Это также левая националистическая партия, но имеющая отряды и в Ираке. В списке террористических организаций Ирана и Турции. Именно она впервые создала отряды пешмерга. Её создала в подполье ещё при шахе группа тегеранских студентов-курдов во главе с Фуадом Мустафой Солтани, известным под прозвищем Как-Фуад. После революции 1979 г. Комала стала одной из ведущих курдских сил. Как-Фуад стремился к переговорам, налаживая контакт с КДПИ и лидером иракского Патриотического союза Курдистана Джалялем Талабани. Хомейни издал фетву против Комалы, развернулась кампания подавления, Как-Фуад был убит. В 2012-м КДПИ и Комала подписали соглашение о сотрудничестве.

Пешмерга была создана в 1978 г. после гибели в Ираке «первого мученика Комалы», Саида Моини (Ксане). Он был отправлен к иракским курдам учиться партизанской войне, но попал в засаду и погиб. День его смерти (21 июня) отмечается как день «комальской пешмерги». В ней сражаются и женщины — именно она стала набирать их. К 1990-му прекратила вооружённую борьбу, в 2015-м приняла участие в боях с ИГИЛ.

В ирано-иракскую войну Тегеран помогал курдам Ирака и дал убежище 1,4 млн беженцев, в т. ч. многим курдам. Это сказалось на позиции общины. Фактор, снижающий недовольство иранских курдов, — то, что они интегрированы в жизнь страны. Ещё при шахе были курды-министры, депутаты и генералы. Курдам давали льготы, например, по земельной реформе 60-х. В ИРИ у них есть газеты, школы, депутаты, существует остан (провинция) Курдистан. Бывший вице-президент М. Р. Рахими и мэр Тегерана М. Б. Галибаф (занявший второе место на президентских выборах 2013 г.) — курды.

Курды в Турции

По данным ЦРУ, в 2008 году в Турции проживало 14 млн курдов (18% населения). Курды же говорят о 20 и даже 25 миллионах. Говорящих на курдском намного меньше, но в любом случае это основное меньшинство страны. Использование курдского языка в турецких СМИ долго было запрещено, и только недавно ситуация стала меняться. С 2009-го в Турции ведутся регулярные телепередачи на нём. А вот в 80-е вместо понятия «курды» был в ходу термин «восточные турки» (Doğulu). С 30-х шло подавление курдской культуры. В 50-е ситуация стала лучше, но переворот 1960 года нанёс новый удар. В 70-е приобрёл популярность марксизм — молодёжь была настроена против «феодалов». Возникла Рабочая партия Курдистана, выступившая за вооружённые методы. Другие партии («Социалистическая партия Курдистана — Турция» и др.) настаивали на отказе от насилия и участии в выборах. В 1977-м член СПК-Т Мехди Зана прошёл на местных выборах в Диярбакыре. Легально действует прокурдская Партия мира и демократии.

Рабочая партия Курдистана (РПК, также Курдская рабочая партия, курд. PKK, с 2000 года Демократический народный союз, c 2002-го Конгресс свободы и демократии Курдистана, с 2005-го снова РПК) была создана в 1978 году как социалистическая. После переворота 1980 г. почти всё руководство было арестовано. Основатель партии Абдулла Оджалан и ряд членов бежали в Сирию. В 80-х создала партизанскую Армию освобождения народов Курдистана (ARGK, в 1999-м преобразована в Народные силы самообороны, с базами в горных районах Курдистана) и разветвлённые политические структуры, объединённые во Фронт национального освобождения Курдистана (ERNK). Контролирует курдское общество в Турции и часть в Европе, имеет солидный бюджет.

В 1998 году РПК лишилась поддержки Сирии. В 1999-м выдвинула идею Демократической конфедерации, объединяющей курдские автономии в составе стран, разделивших Курдистан. С 1993-го 5 раз объявляла односторонние перемирия, с 2006-го действует бессрочный мораторий. Признана экстремистской или террористической и запрещена в ФРГ (1993), США (1997), Великобритании (2001), Канаде (2002), Австралии, Азербайджане, Ираке, Казахстане, Молдове, Нидерландах, Франции и др. Но ООН, Россия, Китай, Индия и Швейцария отказались это делать. В 2002-м включена в список террористических организаций ЕС, что означает запрет во всех странах-членах. Но в 2008-м Европейский суд признал это незаконным… из-за процедурных ошибок, но оставил РПК в списке, отметив, что ошибки устранены!

Абдулла Оджалан (р. 1949) учился на факультете политологии Анкарского университета, но не закончил. В 1974-м организовал политгруппу, в 1978  г. преобразованную в РПК. Накануне переворота 1980 г. уехал в Сирию, где создал боевые отряды и начал борьбу с Турцией. До 1998 г. жил в Дамаске, но под нажимом Анкары его попросили покинуть страну. После попыток найти убежище в России, Италии и Греции в 1999-м был похищен спецслужбами Турции и Израиля в Кении и помещён в тюрьму на о. Имралы в Мраморном море. Приговорён к смертной казни, под международным давлением заменённой на пожизненное заключение.

В 2013-м правительство согласовало с ним план урегулирования: боевики покинут Турцию в обмен на освобождение активистов и закрепление в конституции равноправия народов. Передал послание о необходимости отхода от вооружённой борьбы. В 2015 г. стал почётным доктором Стратклайдского университета (Шотландия), автор 40 научных трудов. В 1998-м Госдума РФ абсолютным большинством утвердила обращение к президенту Ельцину о предоставлении ему политического убежища в России, но оно осталось без рассмотрения. В 1999-м суд Рима постановил предоставить ему убежище в Италии, но тот был уже приговорён к смертной казни.

В 1984—99 гг. шла настоящая война, целые районы обезлюдели, курды переселялись в крупные города и Европу. Европейский суд по правам человека признал факты разрушения деревень, незаконных арестов, пыток, насилия и т. д. По словам госминистра по правам человека А. Койлюоглу, до 2 млн человек остались без крова.


Курдские повстанки с портретом Абдуллы Оджалана

В 1994 г. Лейла Зана (жена Мехди Заны), первая женщина-депутат турецкого парламента от курдов, вызвала скандал, добавив к присяге по-курдски: «Присягаю на верность братству турецкого и курдского народов». Вскоре парламент лишил иммунитета 6 депутатов-курдов, включая и Лейлу. Она и ещё трое были осуждены на 15 лет. Европарламент присудил ей Сахаровскую премию, а освобождение четвёрки стало одним из условий переговоров о вступлении Турции в ЕС. Это сделал в 2004-м кабинет Реджепа Тайипа Эрдогана.

Иракский Курдистан

Курды составляют большинство в трёх провинциях, называемых Иракским Курдистаном, часть населения Киркука и Мосула, в Багдаде их 300 тысяч. Фактически создали своё государство ещё после разгрома Саддама Хусейна в 1991 г. Второй подряд президент Ирака — курд (Дж. Талабани в 2005—14 гг. и Ф. Масум с 2014-го). Ведущие курдские силы — Демократическая партия Курдистана и Патриотический союз Курдистана.

ДПК — «близнец» иранской КДПИ. Создана в 1946 г. в том же Мехабаде Кази Мухаммадом, но её возглавил пассионарный клановый вождь Мустафа Барзани. Соперники называют её феодальной и подконтрольной клану Барзани.

Мустафа Барзани родился в семье вождя племени в 1903 г., с детства участвовал в борьбе с османскими властями, ещё ребенком сидел с матерью в тюрьме. Был лучшим учеником медресе и за знания получил прозвище «Мулла Мустафа». В боях с 16 лет, выдвинулся во время последнего восстания шейха Барзанджи в 1932 г. В 1943-м собрал в Иране отряд и вторгся в родные места. Британцы надавили на Багдад и добились перемирия. В 1945 г. ушёл с 10-тысячным племенем в Мехабад, где советские инструкторы посоветовали Кази Мухаммаду объединить усилия. Барзани стал главкомом Мехабадской республики в звании генерала. Но у него не сложились отношения с Кази, и он начал переговоры с Багдадом о возвращении. Его популярность была велика, он гарантировал поддержку клановых вождей.

В 1946 г. сторонники Барзани провели в Багдаде съезд, создали ДПК и заочно избрали его председателем. Партия выступила за автономию, но не выдвинула социально-экономической программы, чтобы не отпугнуть ни левых, ни «феодалов».

После разгрома Мехабадской республики Барзани решил: племя возвращается, а он сам с отрядом уйдёт в СССР. Весной 1947 г. он прорвался к Араксу, разбив по пути иранские войска, и в июне вступил в Нахичевань. В СССР его людей готовили в военных училищах, но вскоре интернировали в Узбекистан.

Тем временем у ДПК появился новый лидер — Ибрагим Ахмад из иранской КДПИ. Он привлёк массы, сотрудничал с коммунистами и в 1951 г. был избран генсеком. Партия выступила за свержение монархии, что не нравилось клановым вождям. Те обратились к британцам за помощью в создании «некоммунистического Курдистана».

В 1958 г. «свободные офицеры» во главе с А. Касемом совершили революцию и убили короля Фейсала II. Они вначале ладили с курдами, Касем создал «Высший совет» из суннита, шиита и курда. Но на него давили панарабисты и Баас (Партия социалистического возрождения), не желавшие автономии курдов, а он рассматривал тех как противовес. Когда Барзани вернулся в Ирак как герой, он выделил ему дворец и утвердил главой ДПК. А тот помог подавить мятеж панарабистов и баасистов в Мосуле. Но в 1960-м произошёл разрыв из-за вопроса автономии, а в 1961-м курды восстали. Барзани купил оружие (на советские деньги) и фактически отделился от Ирака (хотя и не требовал независимости, не желая внешнеполитических осложнений). Он получал помощь и от Британии с США, и от СССР с Египтом, и даже от Израиля. Призывал курдов других стран решать свои проблемы самим, что устраивало Турцию и Иран.


Мустафа Барзани (в центре)

В 1964-м противники Барзани бежали в Иран, а он стал безоговорочным лидером ДПК и поладил с новым президентом Арефом. В 1968-м к власти пришла Баас, президентом стал Ахмед аль-Бакр, а его замом — Саддам Хусейн. Он и вёл переговоры с курдами, вначале выступая за компромисс, и в 1970 г. заключил соглашение с Барзани о федерации. Но яблоком раздора был богатый нефтью Киркук. Барзани обратился к Ирану и США, те помогли в ответ на сближение Багдада с Москвой. Ему выделил 50 тыс. долл. Израиль, что возмутило арабов. Правительство стало национализировать месторождения нефти, встревожив курдов. Начались столкновения. Барзани заявил в интервью «Вашингтон пост», что готов следовать политике США, если его «защитят от волков» и помогут взять Киркук, а он передаст нефтедобычу американцам. Для Багдада это было слишком, авиация стала бомбить курдские позиции. В 1974 г. Саддам предложил автономию, дав Барзани две недели. Надеясь на США и Иран, он проигнорировал это, но когда Иран договорился с Ираком при посредничестве США и прекратил помощь, в 1975-м ушёл в Иран с 200 тысячами беженцев. Саддам, ставший президентом в 1979-м, из сторонника компромисса превратился в приверженца жёсткой линии. Армия разрушила деревни близ турецкой и иранской границы, 200 тыс. человек было выселено.

В 1975-м была создана альтернатива ДПК — Патриотический союз Курдистана. Его возглавил Джаляль Талабани, среди основателей был Фуад Масуд (ныне президент Ирака). ПСК опирался на юг Курдистана и был левее ДПК. Барзани умер в изгнании, ДПК возглавил его сын Масуд. ДПК, коммунисты и социалисты сражались с ПСК, все несли потери и обвиняли друг друга в сговоре с Багдадом. Лишь в 1986-м они заключили союз против Саддама, создав Курдистанский фронт, и помогли иранскому наступлению. Саддам в 1987-м развернул кампанию террора «Анфаль», унёсшую 182 тыс. жизней.

После «Бури в пустыне» 1991 г. восстали все антисаддамовские силы — спонтанно, по словам Барзани. Но пешмерга была разбита, 1,5 млн курдов бежали. Совбез ООН принял резолюцию 688, осудившую репрессии (первый международный документ со времён Мосульского арбитража Лиги Наций 1926 г., где упоминаются курды). Резолюция ввела бесполётную зону, курды заняли Эрбиль и Сулейманию, Багдад ввёл блокаду, позволившую провести выборы и создать Региональное правительство Курдистана.

Его возглавляет президент, избираемый населением (до 2009 г. парламентом), он же главком пешмерги. Столица — Эрбиль. На первых выборах 1992 г. из-за барьера в 7% 100 мест поделили обе партии 50:50, создав правительство единства. Но в 1994—97 гг. дошло до гражданской войны. ДПК правила на севере, в Сулеймании (Силемани по-курдски), ПСК — на юге, в Эрбиле (Хевлер).

После свержения Саддама в 2003 г. пешмерга заняла Киркук. Новая конституция Ирака признала автономию. На выборах 2005 г. ДПК и ПСК, создав Демократический патриотический альянс Курдистана, взяли 89% и 104 из 111 мест. Барзани стал президентом, его племянник Нечирван — премьером, а Талабани — президентом Ирака. На выборах 2009 г. блок снова победил — 57% и 59 мест. Но впервые появилась оппозиция (отколовшаяся от него): «Список за перемены» взял 25 мест, «Список реформ» (включая исламистов) — 13. 11 мест отвели меньшинствам: 5 туркоманам, 5 ассирийцам и 1 армянам. Блок снова сформировал кабинет, президентом всенародно был переизбран Барзани (70%).

На выборы 2013 г. ДПК и ПСК пошли раздельно. ДПК получила 38 кресел, а ПСК оказался на третьем месте с 18 мандатами, потеряв треть. Второе же место заняло либеральное Движение за перемены (24). Три исламистские партии набрали 17 (на 6 больше прежнего). Из 111 депутатов 34 женщины. 11 мест снова у меньшинств. Коалиционный кабинет ДПК–ДП возглавил Нечирван Барзани (премьер с 2012 г.).

Пешмерга («До смерти») имеет статус армии (иракским частям по конституции запрещено вступать в автономию). В автономии их две: одна подчиняется ДПК, а вторая — ПСК, но обе присягают Региональному правительству. Им помогают курдские спецслужбы, в т. ч. разведка. Пешмерга играла важную роль в поимке Саддама, помогла найти бен Ладена. С 2014 г. заметная сила в борьбе с ИГИЛ.

Сирийские курды

Курды накануне гражданской войны насчитывали 9% населения (1,6 млн чел.). Это крупнейшее этническое меньшинство Сирии (хотя есть мнение, что туркоманов больше). Они живут на севере, а также в Алеппо и столице. Amnesty International упрекало Дамаск в нарушениях их прав, утверждая, что 300 тысяч не имели гражданства.


В ходе боёв распространили контроль на запад вдоль всей турецкой границы. Они называют это «революцией Рожава» (по-курдски Западный Курдистан). В боях с ИГИЛ заняли большую территорию на север от Тигра. Создана Демократическая федерация Северной Сирии, фактически независимая от Дамаска, где проводится светская политика «демократического социализма и гендерного равенства с учётом полиэтничности и поликонфессиональности». Ни одно государство или международная организация её не признаёт, но курды предлагают её как образец для всей Сирии.

Курды на постсоветском пространстве

В XIX в. из-за неурожаев много курдов переселилось из Турции и Персии в российские губернии Закавказья. В 1920—29 гг. два района Армении (Джаваншир и восточный Зангезур) были Курдистанским округом («Красный Курдистан»). В 1937-м курдов Армении и Азербайджана, а в 1944-м и Грузии депортировали в Казахстан и Среднюю Азию. Позднее в Армянской ССР они имели статус нацменьшинства. В 1989—90 гг. многие переехали в южные регионы России. Курды есть в Азербайджане, Армении, Грузии, Туркменистане и Казахстане. В РФ, по переписи 2010-го, 23,2 тыс. курдов и 40,6 тыс. езидов.

Каталонцы

Теперь рассмотрим Каталонию. Это автономное сообщество Испании с населением 7,5 млн. Каталонцы (catalans по-каталонски) — романоязычный народ, частично населяющий и т. н. «каталонские страны» (Països Catalans): Валенсию, Балеарские острова, восточную полосу Арагона — Ла Франжа (La Franja, «Полоса»), район Мурсии — Карче (Carche), Андорру, французский департамент Восточные Пиренеи, который называют Руссильон, или Северная Каталония, и даже городок на Сардинии — Альгеро. Там говорят на каталонском языке (хотя валенсийцы не согласны, считая, что у них свой).

Во всех них к каталонцам себя относят немногие, борьбы за независимость нет. Исключение — партия Республиканские левые Валенсии, но у неё мало избирателей. В 2016 г. выдвигался проект создания федерации Валенсии, Каталонии и Балеарских островов, но успеха он не имел. Тем более испанская конституция запрещает федерации автономий. У проектов «Великой Каталонии» намного больше противников, чем сторонников. После смерти Франко в Валенсии была антикаталонская кампания, но тема ушла, если не считать отдельных вспышек вроде дебатов о том, что экс-глава Каталонии Артур Мас якобы тратил на пропаганду каталонизма в Валенсии миллионы евро.

На Балеарских островах партии, отстаивающие каталонский национализм, имеют рейтинг в рамках погрешности. В 2013 г. региональный парламент принял декларацию в защиту автономии в ответ на декларацию каталонского парламента, где был термин «Països Catalans». Во французском Руссильоне на выборах выступило движение «Да Каталонской стране» (Oui au Pays catalan), заявив, что хочет не допустить слияния с другими департаментами. Речь не идёт ни об автономии, ни об отделении от Франции.

В Каталонии каталонский имеет статус официального языка наряду с испанским (кастильским) и окситанским (южнофранцузским). В Андорре он государственный — это единственная такая страна. В Арагоне считается «своим» (llengua pròpia) вместе с арагонским. В Руссильоне он тоже «свой». Всего в мире 10 миллионов говорящих по-каталонски, из них 6 в Каталонии. Но родным его называли лишь 4,5 млн (в Каталонии 3).


Территория Каталонии

Многие авторы (в т. ч. сторонники независимости, такие как Жерма Бель) критикуют идею «лингвоцентричности» каталонского национализма и игнорирование особенностей регионов, включаемых в «каталонский мир». Х. М. Нуньес пишет о неправомерности подведения филологической базы под общий опыт пребывания в составе Арагона.

История вопроса

На территории нынешней Каталонии смешивались кельты и иберийцы, финикийцы и греки. Она была под властью Карфагена, Рима (провинция Тарраконская Испания) и Вестготского королевства. Ненадолго устанавливалось владычество арабов, а в 790 г. Карл Великий создал здесь Испанскую марку. В 801-м возникло графство Барселонское. В конце IX в. граф Вильфред Волосатый объединил ряд земель и заложил основу Каталонии. В Х в. графство стало независимым от Франции. Граф Рамон Беренгер II в XI в. облагал данью мавров и расширил владения за счёт как их, так и французских земель. Его флот доминировал в Западном Средиземноморье, соседние графы стали вассалами. Тогда, по мнению исследователей, и были заложены основы каталонской идентичности.

Термин «Каталония» появляется к XII в. при Рамоне Беренгере III Великом, отвоевавшем у мавров Таррагону. Его сын Рамон Беренгер IV объединил графство Барселонское с Арагоном, женившись на юной королеве Петрониле в 1137 г., и отбил у мавров Тортосу и Лериду (Льейду), завершив объединение. Отныне Каталония была связана с Арагоном, где до 1410 г. царила Барселонская династия.

В XIII в. складывается система учреждений, сохранявшаяся веками, например, кортесы (Corts), без которых король не мог издавать указы и вводить налоги. В них были представлены знать и духовенство, они считаются одним из старейших парламентов. Вскоре туда включили и богатых горожан, мало уступавших в правах знати. Corts избирали постоянный Женералитат, в 1283 г. утвердили конституции, кодексы законов.

В XIII в. король Арагонский и граф Барселонский Хайме (Жауме) I Завоеватель присоединил Балеары и Валенсию, а его сын Педро III Великий — Сицилию. Арагону-Каталонии с XIV в. принадлежала Сардиния, с XV — Неаполь и Южная Италия, временами Корсика и часть Греции. Это было сильнейшее государство региона. Короли содействовали литературе и поэзии на каталонском языке, сменяющем латынь в XIII в.

По мнению ряда авторов, столпами зарождающейся идентичности были стабильность государственных и общественных институтов и процветание. Богатевшие купцы и городские верхи чувствовали себя ровней знати, росло благосостояние и средних слоёв. К XV в. монарх здесь не считался легитимным, пока не присягал перед Corts уважать законы. А. Бальселльс видит чертой каталонского менталитета «пактизм», веру в то, что проблемы можно решать «контрактами», в т. ч. между королем и подданными.

В 1469 г. поженились наследники двух корон, Фердинанд Арагонский и Изабелла Кастильская. С воцарением Фердинанда в 1479 г. уния вступила в силу, но де-юре Каталония оставалась особым государством, со своими законами, традициями и органами. Её элита начала подозревать, что централизация ставит под угрозу её вольности. Снова и снова вспыхивали волнения. Центр торговли уходил из Средиземноморья в Атлантику, что подрывало процветание Каталонии. Сложившийся «особый» менталитет на фоне Испании, по мнению Кэтрин Вулард, ускорил формирование идентичности. Ж. Лобера полагает, что черты национального государства стали появляться тут в XIV и даже XIII в. Но П. Вилар верно замечает, что национализм в современном смысле неприменим тогда.

В 1640 г. вспыхнула т. н. «война жнецов», и Каталония отпала на 12 лет. Это было вызвано попыткой первого министра Оливареса ликвидировать традиционные институты и набором солдат на Тридцатилетнюю войну. Знать обратилась к Людовику XIII и Ришелье, те прислали армию. В 1641-м каталонские кортесы низложили короля Филиппа IV как графа Барселонского и дали титул Людовику. Но оккупация тяготила население, во Франции начались смуты, и в 1652 г. каталонцы «вернулись» в обмен на обещание Филиппа подтвердить обычаи. По Пиренейскому миру 1659 г. Франция получила Руссильон.

Регион опять проявил «сепаратизм» в начале XVIII в., в Войне за испанское наследство, когда поддержал австрийского Габсбурга против французского Бурбона, опасаясь, что тот отменит вольности. Так и вышло: Филипп V взял Барселону в 1714 г. (11 сентября отмечается как Национальный день Каталонии), а в 1716-м подписал Декреты Нуэва-Планта, ликвидировавшие Corts и другие старинные учреждения и вольности.

Возникновение «каталонизма»

Наполеон включил Каталонию прямо в состав Франции. Многие каталонцы поддержали. А после реставрации массово выступили за ультраконсерваторов, надеясь вернуть вольности. В 1827 г. восстали agraviados, «недовольные», требовавшие восстановить абсолютизм и инквизицию. Помогали здесь и карлистам против либералов.

На волне романтизма возникло движение Renaixença («Возрождение»), имевшее вначале историко-литературно-просветительский характер. Исторические труды стали базой «каталонизма». Например, «История Каталонии и Арагонской короны» Виктора Балагера (составлявшего и хроники городов). Надежды связывали с революцией 1868 г. (во главе с каталонцем, генералом Примом) и республикой 1873—74 гг., но они не оправдались. К концу XIX в. появились исследования каталонского национального характера («Политическая и литературная история трубадуров» Балагера, «Каталонизм» Валенти Альмираля). Альмираль издавал первую газету на каталонском, в 1880 г. созвал Первый каталонский конгресс, требовавший федерации, а в 1885-м подал Альфонсу XII «Ходатайство о защите моральных и материальных интересов Каталонии». Энрик Прат де ла Риба, глава Центра каталонского образования и городского совета Барселоны готовил Манресскую программу 1892 г. с требованием федерации, создал Институт изучения Каталонии и Каталонское содружество, внедрявшее культурные и инфраструктурные проекты. Его «Каталонская национальность» (1906) стала манифестом национализма.


Демонстрация за независимость Каталонии в Барселоне

«Возродители» хотели объяснить, почему Каталония нация, а не просто провинция Испании. Они взяли у немецких романтиков (Гердера, де Савиньи и др.) концепцию «фольк». И пришли к выводу: каталонцы преуспели, потому что культивировали рассудительность и приверженность своим правилам в сочетании с трудолюбием.

Ряд авторов писал об особой черте seny [seɲ], что можно перевести как «здравый смысл», «житейская мудрость», «продуманность». Многие считали её сутью каталонского менталитета. «Возродители» видели в seny проявление Volksgeist, души народа.

Есть мнение, что каталонская коммерческая элита долго надеялась направлять Испанию и ее экономику, но после революции 1868-74 гг. и войны 1898 г. совместно с США решила, что реальнее будет добиться федерации и обустраивать свой дом, не порывая с Мадридом. Она с энтузиазмом воспринимала индустриализацию и технический прогресс и сетовала, что Испания отстает, жаловалась на дискриминацию. И прислушивалась к речам об уникальности каталонцев. Национализм вышел на политическую арену.

Первая каталонская партия, Регионалистская лига, основанная в 1901 г., пыталась объединить всех — от карлистов до радикалов (и выиграла местные выборы). Независимости не требовали. Социальная база национализма, бизнес, опасался, что это подорвёт экономику, не желал разрыва связей и потери испанского внутреннего рынка. Лига добилась протекционистских мер, доказывая, что это на благо всей Испании. Каталонский бизнес выиграл от нейтралитета в Первой мировой, экспортируя товары двум сторонам. В 1916-м Лига даже вела предвыборную кампанию под лозунгом «За великую Испанию». Её лидер Франсеск Камбо добился в 1914 г. Каталонского сообщества провинций Барселона, Таррагона, Жерона и Лерида с самоуправлением в коммунальных вопросах, улучшив образование и инфраструктуру. Каталония была в лидерах по проведению телефонов.

В 20-е гг. националисты стали радикализироваться. В 1922-м возникла партия Estat Català («Каталонское государство») во главе с Франсеском Масиа, выступившая за независимость и преобразованная в партию Республиканские левые Каталонии (РЛК), существующую до сих пор. Зачаточное самоуправление было ликвидировано в 1925 г. премьером-диктатором М. Примо де Ривера. Когда монархия была свергнута, в Каталонии к власти пришла РЛК. В апреле 1931 г. 3 дня существовала независимая республика во главе с Ф. Масиа, но он согласился на автономию. Был восстановлен Женералитат. Радикал-республиканец Луис Компанис, став его главой, фактически отделил Каталонию, а затем провозгласил независимость. Она была занята войсками Франко лишь в 1939-м.

Франко отменил автономию. Единственным языком стал испанский. Националисты эмигрировали либо ушли в подполье. После его смерти Испанию охватила жажда свобод. В 1979 г. референдум утвердил Статут автономии, её 23 года возглавлял Жорди Пужоль, лидер консервативных националистов из партии Конвергенция и союз.

Крутое пике Барселоны

Основная сила националистов — Каталонская европейская демократическая партия (PdeCat, либеральная, лидер Карлес Пучдемон, до октября 2017 г. президент Каталонии), возникшая в 2016 г. на основе Конвергенции. РЛК во главе с Ориолем Жункерасом (бывшим замом Пучдемона) отвергает термин «национализм», предпочитая «независимость». Крепнут левые, занимающие осторожную позицию «Вместе мы можем» (блок «Подемос», зелёных и др., лидеры Х. Доменеч и мэр Барселоны Ада Колау). Левый национализм представляет «Кандидатура народного единства» (К. Риера). Среди сторонников сохранения в составе Испании лидируют «Граждане», отделение общеиспанской силы (Инес Арримадас) и отделение консервативной Народной партии (Х. Гарсиа Альбиоль). Федерацию отстаивает Партия социалистов Каталонии (М. Исета).

В 2006 г. на референдуме по поправкам в Статут 73% голосовало за расширение автономии, но явилось лишь 49%. Одни поняли это как разочарование в национализме, другие, наоборот, как разрыв с Мадридом. Так, и НП, и РЛС агитировали против референдума: для первой было слишком много независимости, для вторых слишком мало.


С началом экономического кризиса региональное правительство во главе с Артуром Масом открыто взяло курс на отделение. Общество склонялось к независимости. И когда в 2010-м конституционный суд Испании постановил, что ряд поправок в Статут противоречит конституции, это вызвало протесты. В 2009—11 гг. более 550 муниципалитетов провели символические референдумы (с явкой 30%). 11 сентября 2012 г. от 600 тысяч (по оценке Мадрида) до 2 миллионов (по оценке организаторов) собрались в Барселоне, требуя независимости. Мас объявил досрочные выборы, впервые давшие большинство сторонникам независимости. Через год парламент принял Декларацию о суверенитете, а 1,6 млн человек стали живой цепью в 480 км в её поддержку. В 2014-м Мас попытался провести референдум, но после его признания незаконным объявил, что это «консультация», ни к чему не обязывающая. За выход голосовал 81%, явка составила 42%.

Мас объявил выборы в 2015 г., националисты набрали большинство (47%). Палата проголосовала за начало процесса выхода. Новый президент Пучдемон объявил референдум 1 октября 2017 г. За выход голосовало 90% при явке в 43%. По опросам, лишь 41% хотел голосовать за. Король Филипп VI заявил, что конституция выше попыток развала страны. В регион прибыли тысячи полицейских, которые изъяли 10 млн бюллетеней. Пучдемон назвал эти действия «тоталитарными».

27 октября парламент Каталонии провозгласил республику. Тогда премьер-министр М. Рахой ввёл в действие статью конституции о прямом правлении. Органы региона были распущены, пошли аресты. 21 декабря состоялись досрочные выборы в местный парламент. На них партии, выступающие против отделения, укрепили позиции (43,5%), но большинство взяли националисты (47,5%). Первое место заняли «Граждане» (25,4% и 36 мест из 135), второе — блок «Вместе за Каталонию» на основе PdeCat во главе с находившимся в Брюсселе Пучдемоном (21,7% и 34). Третье место у блока «РЛК/Да Каталонии» Жункераса (21,4% и 32). У социалистов 14% и 17 мест, у выступавшего ни за, ни против блока «Вместе мы можем» А. Колау — Х. Доменеча 7,5% и 8, у «Кандидатуры народного единства» — 4,5% и 4 и у НП — 4,2% и 4.

Аргументы сторон

Накануне референдума Пучдемон дал интервью «Аль-Джазире», где заявил, что в Каталонии наблюдается «новое большинство» в поддержку независимости. Его интервью показательно для понимания каталонского национализма. В частности, он сказал: «Это спор между теми, кто хочет создать новое, современное государство на основе народной поддержки, и теми, кто хочет жить в авторитарном, подавляющем нашу свободу». На вопрос, как он видит независимую Каталонию, Пучдемон ответил фразами о борьбе с терроризмом, кибератаками и изменением климата. Речь зашла о возможных столкновениях, и он заметил, что, когда Каталонию охватили протесты, случаев насилия не было. По его мнению, надо задать вопрос, выгодно ли кому-то нагнетать атмосферу насилия. На вопрос, не ждёт ли Каталонию перспектива оказаться за пределами ЕС, он отметил, что каталонцев нельзя лишить гражданства ЕС, но признал, что этот вопрос не рассматривали. Правительство Рахоя, по его мнению, не заинтересовано, «чтобы мы чувствовали себя комфортно в Испании», и всячески разжигает противостояние. А на вопрос, готов ли он отвечать в случае провала, сказал: «Нельзя реагировать тюрьмой на политическое вдохновение… Перевороты делаются не бюллетенями для голосования».

Каталония дает 20% ВВП Испании — больше любого из остальных 16 регионов. Она пользуется широкой автономией, сама решает вопросы образования, здравоохранения, соцобеспечения, имеет свою полицию. У каталонского языка наряду с испанским официальный статус. Учителя, врачи и госслужащие обязаны его использовать в работе. Но сторонники независимости доказывают, что регион даёт в испанскую копилку больше, чем получает оттуда. Играют роль и исторические обиды.

Кроме «сэнь», черта каталонцев — низкая религиозность. В церкви видели союзника Мадрида. Католиками считают себя более половины, но практикующих мало.

Каталонцы гордятся, что их регион — один из самых богатых и развитых в Южной Европе. Символика совпадает с арагонской, балеарской и валенсийской (вариации жёлто-красного полосатого щита, по образцу чего разработан и флаг «Эстелада»). Согласно легенде, франкский король Карл Лысый провёл окровавленными пальцами по золочёному щиту Вильфрида Волосатого в знак его храбрости в боях с сарацинами.

К доводам за отделение относятся следующие:

  • независимость позволит каталонцам решать, куда пойдут их деньги;
  • Каталонии не придётся субсидировать более бедные регионы;
  • независимость позволит сохранить свою культуру, а Мадрид и Париж не заинтересованы в ней и стремятся сократить использование каталонского языка;
  • тем, кто не чувствует себя испанцами, будет комфортнее.

Аргументы против:

  • Каталония является частью Испании много веков, это будет разрыв «по живому»;
  • это нарушение конституции, которую одобрили 88% испанцев и 90% каталонцев: Испания принадлежит всем гражданам, и нельзя выйти в одностороннем порядке;
  • за независимость голосует не явное большинство каталонцев, а лишь часть, хотя для изменения Статута Каталонии требуется не менее двух третей местного парламента;
  • в условиях роста конкуренции на мировых рынках отделение нанесёт удар и Барселоне, и Мадриду, причём как в экономическом, так и в геополитическом смысле;
  • осложнения с ЕС: неясен статус после выхода, потребуется ли её снова принимать и не наложит ли Мадрид вето, придётся ли вводить свою валюту вместо евро и т. д.;
  • придётся срочно создавать разные органы, от дипломатии до вооружённых сил;
  • риск «балканизации» Европы, цепной реакции распада многих стран.

Что в итоге?

Рассмотрев национальные движения курдов и каталонцев, можно сделать выводы.

Курды в Ираке и Сирии фактически создали своё государство (при этом в Турции до этого далеко, а в Иране такие настроения слабы). Но о формальной независимости вопрос не ставят. Каталонские же националисты хотят как раз выхода из состава Испании.

Курдистан поделён между четырьмя государствами, тогда как Каталония почти вся находится в границах Испании (попытки выхода на «каталонский мир» всё равно практически ограничиваются её регионами).

Если для каталонцев вопрос языка — стержень идентичности, то курды, по сути, говорят на разных. Но требуют права говорить на родном языке, учиться на нём и т. д.

В обоих случаях нет единой политической силы. В каждой из частей Курдистана наблюдается соперничество как минимум двух партий, причём везде они местные. В Каталонии же национализм распадается на левый, либеральный, радикальный и т. д., и ему противостоит многочисленный лагерь противников отделения.

В обоих случаях национализм окрашен в левые тона. У курдов изначально лидерство в национальном движении принадлежало традиционным вождям, но их оттеснили левые, марксистские силы. В Каталонии процесс полевения национализма закончился ещё в 1920-е гг., там нет ни единой правой националистической партии. Это резко отличает оба региона от Центральной и Восточной Европы.

В обоих случаях роль играют исторические обиды — для курдов в отношении нескольких стран, для каталонцев — лишь Испании. Но курдские движения призывают к добрососедству, братству, имея опыт вооружённой борьбы, а каталонские националисты считают свой народ более деловым, прогрессивным, прагматичным, чем соседи, но никогда не прибегали к насилию и террору (в отличие от националистов баскских).

В основе каталонского национального менталитета выявляют senyсэнь») — здравомыслие, расчётливость, рассудительность, а в основе курдского — равенство и терпимость. И тем, и другим присуща низкая религиозность, особенно на фоне соседей, у которых наблюдались такие вещи, как фундаментализм и фанатизм.


Стимулом для формирования национального самосознания в Каталонии стало ухудшение экономического положения в XV—XVII вв. и ликвидация старинных вольностей в XVIII в. Для курдов же эту роль сыграло вмешательство в XIX веке османских и персидских властей в дела кланов и племён, ранее живших по своим законам.

Фактором стала и география: курды живут в горах, что помогало им бороться и способствовало определённой изоляции. Каталонцы же — нация морская, помнящая времена своего доминирования в западном Средиземноморье, когда Арагонско-Каталонское государство было сильнейшим в регионе. А курды считают целый ряд династий и империй своими — Саладина (Эйюбидов), Зендов, Сефевидов (спорят с азербайджанцами, кем был Исмаил-шах), не говоря уже о мидийцах. У тех и других в глубине души идея: у нас были процветающие державы, а потом кто-то всё отобрал или разрушил.

Если говорить об экономической базе, то для курдов это, безусловно, нефть. Каталонцы же уповают на сектор услуг — туризм, банки и т. д.

С точки зрения движущих сил и социальной базы в обоих случаях бросается в глаза «национально мыслящая интеллигенция» (как и в любом национализме), но в Каталонии фундаментом стал широкий предпринимательский слой. У курдов заметна роль «людей знания» (студентов и учителей) в формировании национального движения, но важны и кланово-племенные элиты (нередко те же лица). Но здесь в обоих случаях проходит и линия внутреннего противостояния: интеллигенция тянет «влево», а зажиточная база «осторожничает», не готова к разрыву. При этом в Курдистане много молодёжи, а в Каталонии — безработной молодёжи с активной позицией.

«Детонатором» всплеска в Каталонии стал экономический кризис 2008 года, а для курдов — поражение Саддама Хусейна в 1991 г. и его свержение в 2003 г., позволившее им создать свою автономию. События в Сирии «развили успех».

Наконец, внешняя поддержка в случае курдов явная — они всегда уповали на помощь извне. Курдов в одном государстве поддерживали власти другого, имевшие схожие проблемы со «своими» курдами. Они получали помощь и от Запада (например, Великобритании), и от СССР, причём одновременно (как Мустафа Барзани). Сегодня в этой роли США. Здесь и фактор нефти, и геополитика, и понимание того, что пешмерга является одной из самых боеспособных сил региона, что показали её действия против ИГИЛ. Немалую помощь она оказала и в таких делах, как поиск убежища Саддама и бен Ладена. Возможно, её рассчитывают использовать и против «режима аятолл» в ИРИ.

В Каталонии же внешний момент неявен. Но есть данные о причастности к событиям Джорджа Сороса (как известно, неравнодушного к «цветным революциям»). Об этом говорит испанский политолог Давид Ромеро Диас. Барселонская «Ла Вангуардиа» в 2016 г. опубликовала статью о том, что Сорос накануне событий финансировал организации, выступающие за отделение, под видом семинаров. Его партнёрами были «Совет общественной дипломатии Каталонии» (Diplocat), созданный Женералитатом, и Барселонский центр международных отношений (CIDOB), вырабатывающий рекомендации для каталонского правительства. Официальный Вашингтон в стороне, но определённые круги заинтересованы в ослаблении Евросоюза. При этом либеральные СМИ критиковали Испанию за подавление протестов, в поддержку признания независимости Каталонии высказывались некоторые политики ЕС (В. Домбровскис и др.).

Развитие событий? Похоже, что курдские движения не спешат, ситуация зреет в благоприятном для них направлении (Ирак, теперь Сирия). Вероятно, есть расчёт на ослабление власти в Турции и Иране, а то и на революции. Но вряд ли речь пойдёт о независимом государстве, скорее, о федерации автономий при фактической самостоятельности от их властей, но без формализации. Каталония же вступила в острую фазу, когда сложно вернуться к докризисному положению. Но растёт число тех её граждан, кто не хочет отделяться. Так что можно предположить несколько сценариев, и вероятнее всего «невыход», но с дальнейшим расширением полномочий автономии.

Но, по-видимому, некий тренд всё же налицо…