Политическая и экономическая ситуация в мире за последнее десятилетие претерпела существенные изменения. Так, конъюнктура мирового рынка стала во многом зависеть от китайских инвестиций, а значит и от целей Пекина. Успех и устойчивость развития экономического союза ЕЭАС также в немалой степени связаны с Китайской Народной Республикой. Тренд на взаимодействие ЕАЭС с Китаем является одним из приоритетных в стратегии развития Союза.

22 февраля Совет Евразийской экономической комиссии одобрил проект соглашения с КНР об обмене информацией о товарах и транспортных средствах международной перевозки, перемещаемых через таможенные границы Евразийского экономического союза и Китая.

Справка. Соглашение разработано для ускорения совершения таможенных операций в отношении товаров, ввозимых на таможенные территории ЕАЭС и КНР, а также товаров, перемещаемых транзитом. Стороны планируют использовать данные о товарах и транспортных средствах международной перевозки, полученные в ходе обмена информацией, для повышения эффективности в сфере управления рисками и совершенствования форм таможенного контроля.

Такой обмен позволит упростить процедуры международной торговли и будет способствовать предотвращению нарушений нормативно-правовых актов в сфере таможенного регулирования, кроме того, повысит взаимное доверие. Ожидается, что соглашение будет подписано в 2019 году.

Россия — Китай

Санкции со стороны Запада против России, а также торговый конфликт между Китаем и США приводят к более тесному торгово-экономическому сотрудничеству КНР и России.

Так, сегодня строительство китайско-российского сухопутного и морского транспортного коридора, имеющего большое значение для углубления связей Северо-Восточного Китая и Дальнего Востока России, идёт ускоренными темпами.


Актуальной в двусторонних отношениях является тема логистической связи северных регионов Китая через российскую территорию (порты) с южными регионами страны, международными портами Шанхая, Нинбо и др.

Стоит отметить, что в настоящий момент логистика устроена следующим образом: осуществление поставок производится посредством железной дороги в порт Далянь, порт Инкоу, а затем по морю или по суше на юг.


С помощью же международных транспортных коридоров «Приморье 1» и «Приморье 2» в северо-восточном регионе может быть построен транспортный коридор с более высокой эффективностью: это позволит активно развивать внешнеэкономические связи. Товары Харбина (провинция Хэйлунцзян) будут попадать в южные порты Китая по транспортному коридору на 10 дней быстрее, чем по старому маршруту.

После завершения строительства железнодорожного моста Тунцзян новый путь будет соединён с Дальневосточной железнодорожной сетью России, таким образом, будет сформирован новый интермодальный коридор, соединяющий Далянь и Харбин через китайско-российский перекрёстный железнодорожный мост и Западно-Сибирскую железную дорогу.

Справка. Мост Нижнеленинское — Тунцзян — первый железнодорожный мост между Россией и Китаем. Его длина составляет 2209 метров, 309 из них приходятся на российскую сторону. Срок ввода моста в эксплуатацию — июль 2019 года.

Новый логистический маршрут в Китай осваивает российская компания ПАО «ТрансКонтейнер».

Справка. Публичное акционерное общество «Центр по перевозке грузов в контейнерах "ТрансКонтейнер"» — российская транспортная компания, крупнейший оператор железнодорожных контейнерных перевозок.

По состоянию на февраль 2018 года АО «ОТЛК» принадлежит 50 % + 2 акции ПАО «ТрансКонтейнер», Транспортной группе FESCO — 25,07 %, ООО «Енисей Капитал» — 24,50 %, прочим собственникам — 0,43 %. АО «Объединённая транспортно-логистическая компания — Евразийский железнодорожный альянс» — организовывает перевозки грузов в контейнерах в составе регулярных контейнерных поездов в сообщении Китай — Европа по территориям стран ЕАЭС: Республики Казахстан, Российской Федерации и Республики Беларусь.

ПАО «ТрансКонтейнер» отправило пробную партию из 31 контейнера со станции Клещиха через погранпереход Махалино — Хуньчунь. Поезда на этом направлении могут стать регулярным сервисом, который так же, как и маршрут через Забайкальск — Маньчжурию, соединит Россию и Китай напрямую.

С августа 2018 года транспортировка через российско-китайский пункт пропуска Махалино (Камышовая) — Хуньчунь составила примерно 3 млн тонн грузов. По состоянию на 31 января 2019 года перевезено 939 TEU. Таким образом, этот железнодорожный погранпереход вышел на предел пропускной способности. По оценкам китайских экспертов, объёмы транзита на этом направлении будут увеличиваться.

Учитывая динамику роста транзита через переход Махалино — Хуньчунь, ОАО «Российские железные дороги» приступает к реализации инвестпрограммы по реконструкции погранперехода, а также развитию железнодорожной инфраструктуры на подходах к нему, что позволит в будущем обеспечить перевозки до 8 млн тонн ежегодно. В рамках реализации программы «Один пояс, один путь» Китайская железная дорога также выразила заинтересованность в развитии этого проекта и выделила субсидии на развитие погранперехода.

Стоит отметить, что в 2018 году резко, почти на 65 % по сравнению с предыдущим годом, вырос товарооборот с Россией приграничной китайской провинции Хэйлунцзян. При этом объём экспорта товаров из провинции в Россию снизился почти на 30 %, до 7,5 млрд юаней, в то время как импорт российской продукции в Хэйлунцзян вырос более чем на 80 % и почти достиг 115 млрд юаней. Большую часть импорта из России составляют древесина и пиломатериалы, а китайский экспорт в нашу страну представлен сельхозпродуктами, электромеханической продукцией и обувью.

Как уже отмечал СОНАР-2050 ранее, опережающими темпами развивается Российско-китайское энергетическое сотрудничество.

По информации главы внешнеполитического ведомства России Сергея Лаврова, Китай является потенциальным участником стратегического проекта «Арктик СПГ-2».

Проект «Арктик СПГ-2» предполагает запуск к 2023–2025 гг. добычи, сжижения и морской транспортировки примерно 18 млн тонн природного газа с двух месторождений на Гыданском полуострове. Более 800 российских предприятий будут задействованы в стройке данного грандиозного энергетического проекта. По расчётам компаний «НОВАТЭК», планируется создание 12 тысяч рабочих мест в Мурманской области, а по всей России — более 80 тысяч; проект даст в течение 10 лет каждый год по 0,15 % ВВП.

В проекте уже принимает участие французская Total (готовится соглашение о выкупе ею 10 % акций). Претендует на долю и саудовская компания Saudi Aramco — крупнейшая в мире нефтяная компания по добыче и запасам нефти. Японское участие пока ограничивается предварительным контрактом «НОВАТЭК» с Saibu Gas Co. на поставку СПГ на терминал Хибики на южнояпонском острове Кюсю.


Предполагается значительное участие китайских предприятий в строительстве 15 СПГ-танкеров, заказанных на дальневосточной верфи «Звезда» специально для проекта «Арктик СПГ-2».

Справка. Китайские предприятия уже участвуют в параллельном проекте «НОВАТЭК» — «Ямал СПГ». Из 15 млрд долларов США общего объёма инвестиций треть пришлась на китайских партнёров. Национальная нефтегазовая корпорация Китая владеет 20 % «Ямал СПГ». Кроме того, китайская Offshore Oil Engineering Co. получила в 2014 году контракт на 1,6 млрд долларов на производство оборудования для ямальского завода по сжижению газа.

Беларусь — Китай

Строительство авиатерминала в мультимодальном промышленно-логистическом комплексе «Бремино-Орша» планируется начать летом 2019 года.


Авиатерминал будет включать в том числе два складских объекта с холодильными камерами для хранения цветов.

Общая площадь сооружения составит около 5,3 тыс. кв. м. Срок строительства — ориентировочно 12 месяцев. Кроме того, в апреле на территории «Бремино-Орша» планируется приступить к возведению второго складского комплекса класса А площадью около 10 тыс. кв. м. Первый подобный объект был введён в эксплуатацию 6 февраля 2019 года.

В ближайших планах логистического оператора значится запланированная на март отправка поезда из вагонов-рефрижераторов по маршруту Нового Шёлкового пути из Орши в Китай. Сейчас идёт формирование состава, который повезёт в основном мясную и молочную продукцию белорусских производителей.

С 1 марта в комплексе «Бремино-Орша» начнёт действовать пункт таможенного оформления, который будет совершать операции в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу автомобильным и железнодорожным транспортом. Логистический оператор прорабатывает возможность организации с 1 июня на своей базе маркировки товаров, которые будут перемещаться на территорию России.

Справка. Первый этап проекта по созданию в Оршанском районе мультимодального промышленно-логистического комплекса был реализован в феврале 2019 года. Он включает подъездную автомобильную дорогу от трассы Р76 длиною 1,85 км; складское помещение класса А общей площадью около 13 тыс. кв. м; административно-бытовой корпус (площадь 2,6 тыс. кв. м); стоянки для грузовых машин на 212 мест и легковых автомобилей на 30 мест; объекты и сети инженерной инфраструктуры.

С момента открытия автомобильного логистического терминала обработано около 200 фур-рефрижераторов. Среднее время выгрузки одного автомобиля для проведения операций таможенного контроля составило 35–40 минут.

***

Объявленная Трампом «торговая война» лишает Пекин возможности скрываться за «горячим» противостоянием США и России, двигая свои интересы в обоих направлениях, как он это делал последнее время. Обстоятельства вынуждают Китай взять на себя часть ответственности в большой игре.

Стоит понимать, что т. н. эпоха открытости Дэн Сяопина подходит к своему логическому концу. Развитие Китая в форме «промышленного офшора» западной экономики достигло предела. Пекин больше не может «играть вторым номером», действуя по-конфуциански в тени других конфликтов.

По оценкам российских экспертов, для Москвы борьба за открытые рынки не является первоочередной задачей, но она является таковой для Пекина. Поэтому Кремль старается увязать как российские, так и китайские интересы. Такая переговорная повестка настраивает на оптимистический лад, поскольку в условиях растущего взаимного доверия идёт поиск решений, способных создать новую реальность в российско-китайских отношениях.

Связующим звеном в таких отношениях на современном этапе выступают именно совместные энергетические и логистические проекты. А в свете обострения ситуации в индо-пакистанском конфликте и неопределённости треугольника Вашингтон — Пхеньян — Сеул российский выбор для Китая становится всё более ожидаемым.