В рамках тематической недели на портале СОНАР-2050, посвящённой развитию транспорта в Союзном государстве Беларуси и России, мы представляем нашим читателям интервью с российским экспертом и практиком в сфере железнодорожного транспорта Игорем Мандрикиным.

 Как можно оценить общий транспортный, прежде всего, железнодорожный потенциал России и Беларуси? Какие наиболее перспективные точки роста могут быть в этой сфере?

— Транспортный комплекс традиционно является важнейшей составляющей функционирования экономик Российской Федерации и Республики Беларусь. Железнодорожный транспорт в качестве самостоятельного вида транспорта занимает особую роль как с исторической, так и с перспективной точки зрения. На мой взгляд именно дальнейшее развитие железнодорожной инфраструктуры и технологий способно стать одним из ключевых элементов, который и поспособствует форсированному развитию российско-белорусской интеграции в самой ближайшем будущем. 

Наиболее перспективными точками роста в железнодорожной отрасли на пространстве Союзного государства конечно же являются:

  • развитие скоростного и высокоскоростного железнодорожного пассажирского сообщения, а также следующее за ним повышение качества пассажирского сервиса; 
  • совместные проекты по производству современного подвижного состава и комплектующих;
  • развитие контейнерных перевозок в грузовом сообщении (в том числе мультимодальных); 
  • совместные инфраструктурные транспортные проекты.

 Есть ли у Беларуси и России общие подходы к ЖД-сообщению с Калининградской областью? Если нет, то почему и какими они могли бы быть?

К сожалению, пассажирское железнодорожное сообщение между Калининградской областью России и материковой частью Союзного государства в настоящее время развито недостаточно, что конечно же в совокупности с другими факторами накладывает отпечаток на общее мироощущение жителей данного субъекта РФ. На мой взгляд, тенденцией к росту интереса жителей Калининградской области к поездкам в Республику Беларусь и в другие регионы Российской Федерации может послужить снижение тарифов на данных направлениях, а также поэтапное увеличение скоростей движения. Что касается грузовых перевозок, то взаимодействие белорусских железнодорожников с российскими коллегами ведётся здесь достаточно активно. Более того, Белорусская железная дорога является важным партнёром российского бизнес-сообщества в части обеспечения торгово-экономических связей Калининградской области с другими регионами Российской Федерации.

 Насколько реалистичной выглядит идея организации скоростного ЖД сообщения между Минском и Москвой? Есть ли в ней экономическая целесообразность и почему такой проект пока не реализуется?

— Внедрение скоростного и высокоскоростного пассажирского железнодорожного сообщения между Москвой и Минском — это поистине крайне необходимое и очень современное желание множества граждан, проживающих как в России, так и в союзной ей Республике Беларусь, и я очень надеюсь, что в обозримом будущем оно воплотится в жизнь!

Надо отметить, что работы по повышению скоростей движения пассажирских поездов на направлении Москва — Минск поэтапно осуществляются российскими и белорусскими железнодорожниками, хотя и с недостаточными темпами с учётом запросов нынешней эпохи. Тем не менее, уже в настоящее время несколько скорых пассажирских поездов преодолевает расстояние в 750 км между двумя союзными столицами ориентировочно за 7,5–8,5 часов. Однако для комфортного передвижения пассажиров в дневном экспрессе время в пути должно составлять не более 5 часов.

Прекрасным примером может послужить запуск высокоскоростных поездов «Сапсан» на направлении Санкт-Петербург — Москва после проведения коренной реконструкции и модернизации данной магистрали. Реализация этого смелого проекта ещё больше сблизила жителей двух российских столиц, в первую очередь, обеспечив спрос населения на мобильность.

Очень важным и чрезвычайно своевременным является факт, свидетельствующий о том, что совсем недавно, выступая на 4-ом Форуме регионов России и Беларуси, президент Российской Федерации Путин В.В. произнёс поистине знаковые слова: «Мы намерены и дальше развивать скоростное пассажирское сообщение на территории Союзного государства». 

Ещё более интересным проектом для воплощения в жизнь представляется идея так называемого «транспортного треугольника Союзного государства» по развитию скоростных и высокоскоростных железнодорожных пассажирских перевозок на направлении Москва — Минск — Санкт-Петербург, предложенная белорусским политологом и философом Алексеем Дзермантом. Эта идея воплощает в себе особый смысл нашего единства и способна обрести ещё большую актуальность при дальнейшем формировании российско-белорусской интеграции и неизбежности возникновении дискуссии о выборе столицы Союзного государства или же распределения союзных столичных функций между вышеуказанными городами.

С экономической точки зрения внедрение скоростного пассажирского железнодорожного сообщения выгодно в любом случае, так как это как минимум приведёт к созданию новых рабочих мест, на которых будут задействованы высококвалифицированные кадры, а также будет способствовать значительному росту мобильности населения в Союзном государстве, в том числе за счёт поездок «выходного дня». Житель Минска, например, сможет посетить какую-либо тематическую конференцию, выставку или концерт в Москве, приехав в российскую столицу буквально на один день, при этом потратив на дорогу минимальное количество времени. А скажем житель Санкт-Петербурга сможет запросто уложиться в пару выходных, чтобы навестить родственников в Минске, не испытав при этом абсолютно никакого дискомфорта от сухопутного путешествия на скоростном поезде, преодолевающем довольно таки приличное расстояние за достаточно короткое время.

В ближайшей перспективе планируется и уже частично реализована реконструкция существующей железнодорожной магистрали Москва-Минск для организации скоростного движения поездов. А в дальнейшем нам никак не обойтись без строительства выделенной высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ), чтобы обеспечить тактовое движение высокоскоростных экспрессов с минимальными интервалами и преодолевающих расстояние между союзными столицами не более чем за 3 часа. Это вопрос будущего, который необходимо активно обсуждать уже сегодня на самом высоком уровне, так как, например, проект аналогичной высокоскоростной магистрали Москва — Казань уже находится на стадии согласования и утверждения проектной документации.

 Существует ли у белорусских и российских железнодорожников общее видение логистической стратегии в отношении китайского проекта «Один пояс  один путь?» Необходима ли такая стратегия и какие элементы она могла бы включать?

— Несомненно, провозглашение нового амбициозного китайского проекта «Один пояс  один путь» неизбежно повлечёт за собой развитие транспортного комплекса Союзного государства уже в матрице евразийского пространства. Совместная логистическая стратегия в данном направлении уже активно реализуется в виде функционирования совместной Транспортно-логистической компании, осуществляющей контейнерные перевозки, в том числе, мультимодальные в рамках Еразийского Экономического Союза (ЕАЭС) с непосредственным участием его важнейших стран-участниц, а именно Беларуси, Казахстана и России.