Когда распался Советский Союз, русскоязычное население стало чувствовать себя неуютно в бывших республиках, и миллионы людей двинулись в сторону России. Происходило собирание народа на российской земле, 80% из них были русские. Из Таджикистана, Азербайджана, Грузии, Узбекистана... Наиболее активно этот процесс происходил в 1992–1996 гг. Эмиграция тогда тоже была, но всё-таки въезжало в страну гораздо больше, поэтому миграционный прирост составлял от 300 до 800 (1994 г.) тыс. человек в год.

Данные о том, что и сейчас есть прирост 200–300 тыс. человек в год, — это результат неточного учёта. В реальности никакого миграционного прироста нет. Оптимистичную статистику въезжающим делают трудовые мигранты из стран СНГ, которые прожили здесь хотя бы 9 месяцев (раньше их не учитывали в качестве прибывших, была другая методика). А вот обратный процесс, эмиграция, учитывается далеко не полностью. Считают только тех, кто снялся с регистрационного учёта. Но многие люди уезжают на учёбу или работу за границу, оставляя в России квартиру, прописку и не стремясь порвать с родиной. Отсюда сильное расхождение нашей статистики и принимающих стран.

Россияне уезжают в Европу, США, увеличился поток в Чехию, Италию, Испанию, азиатские страны и Китай. Меняется и состав эмигрантов. Потянулся средний бизнес, крупный вывозит капиталы, едут невесты и женихи, рантье вкладываются в заграничную недвижимость. Но самое тревожное — среди эмигрантов стало больше образованной молодёжи, уезжает будущее нашей страны. И основная причина этого экономическая, отсутствие высокотехнологичных рабочих мест в отраслях реальной экономики с адекватной оплатой труда. Если мы не хотим потерять целые поколения, надо создавать открытые и спокойные условия для ведения бизнеса, предлагать достойную зарплату, развивать и внедрять современные технологии, которым молодые люди обучились, а применения своим знаниям не находят. Люди должны быть уверены, что у них в родной стране есть справедливые, а не родственные социальные лифты. Очень высоки эмиграционные настроения среди студентов. Сдерживает, пожалуй, только высокая конкуренция на рынках труда в принимающих странах.

Если же говорить о госпрограмме «Соотечественники», то народ бы ломанулся, но ещё на стадии оформления документов многие желающие получают отказ. Нужна регистрация, а жилого фонда для этого нет. Существуют и другие препятствия. Поэтому за три первых года, с 2007-го по 2009-й, по этой программе было переселено 16,3 тыс. человек, что в миграционном приросте составляет 2,2%. В Амурскую область, Приморский и Хабаровский края (регионы приоритетного заселения) в эти годы был переселён всего 291 человек.

С 2014 года по программе «Соотечественники» стали приезжать граждане Украины. Сейчас появился новый поток из Казахстана. А в других странах СНГ русскоязычного населения осталось совсем мало. Что касается дальнего зарубежья, то желающих вернуться оттуда немного. Небольшую статистику сделали немцы, уехавшие в своё время в Германию, но не сумевшие там найти своё место. Они возвращаются обратно в Омскую область, Алтайский край, Поволжье. Из Латинской Америки приехали старообрядцы, поселились на Дальнем Востоке, будут заниматься сельским хозяйством. Но старообрядцев меньше сотни, и они не могут дать серьёзный миграционный прирост.