В Европе есть несколько государств, чья одержимость Россией уже переходит все границы приличия. В медиапространстве этих стран РФ уделяется непропорционально много внимания. Причём одновременно ожидаются крах России и нападение её войск на свою территорию. Такие настроения царят на Украине, в бывших советских республиках Прибалтики и, конечно же, в Польше. В июне Речь Посполитая сделала важный шаг по укреплению своей обороноспособности. В этом уверены высокопоставленные варшавские политики.

Образцовый союзник

В принципе, за последние годы Польша одержала целую пачку «побед» над Россией, после которых делались громкие заявления в духе, мол, теперь-то агрессору дан укорот, и напасть на нас он не посмеет. Нечто подобное пару лет назад демонстрировал экс-президент Украины Пётр Порошенко. После введения безвизового режима с ЕС он то и дело повторял слова об окончательном расставании с Россией. И так длилось несколько месяцев подряд. Польские политики в данном случае от Порошенко ничем не отличаются, и в начале лета у них появилась новая возможность посудачить (иначе не скажешь) о том, что враг получил достойный ответ.

Пищу для разговоров дал визит Анджея Дуды в США. Вояжу главы государства официальная Варшава придавала колоссальное значение. Интересная деталь — прошёл почти месяц, а на сайте президента продолжали рассказывать и показывать, как Дуда гулял с Трампом, как общались их жёны и т. д. Поездка действительно была важной. Во-первых, Польша один из самых верных союзников США в Европе и иной роли для себя не видит. Во-вторых, ожидалось подписание соглашения об увеличении американского военного контингента в Речи Посполитой.

Солдаты армии США находятся в стране с 2017 года. Численность их составляет около 4500 человек, и раз в несколько месяцев происходит ротация военнослужащих. Цель пребывания американцев — оборонять восточный фланг НАТО от возможного нападения России (в головах стратегов альянса агрессия РФ выглядит не литературным сюжетом, а вполне реальной перспективой). Однако в Польше, видимо, посчитали себя недостаточно защищёнными и стали просить дополнительные войска.

По замыслу варшавских деятелей в Речи Посполитой нужно разместить не бригадную группу, как сейчас, а полноценную дивизию, чьи солдаты находились бы в Польше на постоянной основе. В результате начались регулярные визиты в Вашингтон и консультации на уровне руководителей военных ведомств. В сентябре прошлого года за дело взялся Анджей Дуда.


Его осенний визит в США вызвал много едких комментариев — в Белом доме польскому президенту даже не предложили стул и ему пришлось подписывать документы, согнувшись в полупоклоне.

Рядом восседал Трамп. Тогда же Дуда поднял тему размещения американской базы в своей стране. Поляки готовы были взять расходы по строительству объекта на себя. Кроме того, глава Речи Посполитой предложил название — «Форт-Трамп».

До сих пор непонятно: это пан Анджей так пошутил или же говорил совершенно серьёзно. Но «Форт-Трамп» быстро прижился и стал популярным словосочетанием в лексиконе польских политиков. Остаток прошлой осени и последующие месяцы оказались периодом упорной борьбы за постоянную базу: представители партии «Право и справедливость», находящейся у власти, клялись, что соглашение о «Форт-Трампе» вот-вот подпишут, оппозиция им не верила, американцы давали расплывчатые ответы. И вот настало лето 2019-го.

Визит Дуды в США ещё не состоялся, а его уже активно обсуждали в СМИ и в политической среде. Лидер «Права и справедливости» Ярослав Качиньский осторожно объяснил: войск будет больше, хоть и не намного. Зато его соратник по партии, экс-министр обороны Антони Мацеревич, не скрывал радости. Он увидел грядущие изменения в раскладе сил в Европе — после прибытия американцев Германия отодвинется на второй план, сама же Польша перестанет играть роль младшего брата.


12 июня Дуда прилетел в Вашингтон. В этот раз приличия соблюдались — президент получил в своё распоряжение и стул, и отдельный стол, за которым подписал соглашение с Трампом.

Далее был сплошной восторг. Польский президент заявил: «Это связывает нас на десятилетия». Свое слово сказал глава военного ведомства Мариуш Блащак: «Американские войска отпугнут агрессора». Его поддержал председатель Бюро национальной безопасности Павел Солёх: «Благодаря соглашению с США Польша стала более безопасной».

Им вторили медиа собственной страны. В частности, авторитетная газета Rzeczpospolita написала: «Мы стали глазами и ушами НАТО». Встречались в СМИ и такие заголовки: «Образцовый союзник, образцовое сотрудничество».

В общем, настроения после визита Анджея Дуды находились в состоянии, близком к эйфории, хотя оснований для неё, откровенно говоря, совсем мало. Первое и главное — «Форт-Трамп» не дали.

Вашингтон согласился разместить в Польше дивизионный штаб. Он примет руководство войсками в случае военного кризиса, но сам контингент увеличивается лишь на тысячу человек. Их перебросят из Германии, где дислоцируется крупная группировка армии США. Причём новые бойцы будут преимущественно из числа сил специального назначения.

О них хорошо снимать кино, только вот в настоящей войне гораздо большую ценность имеют не диверсанты с лёгким вооружением, а танки, артиллерия и авиация. Так что мечта поляков о базе с полнокровной американской дивизией, готовой грудью встретить агрессора, не осуществилась. К тому же, вопреки желанию Варшавы иметь постоянный контингент, ротация вновь прибывших подразделений сохранится.

Второе — Дуда и Трамп подписали соглашение о закупках истребителей F-35. Правда, цена ещё не согласована. Третье — в Польше будет действовать разведцентр США с эскадрильей беспилотников (это как раз о «глазах и ушах НАТО»). Четвёртое — документы носят предварительный характер, и окончательные решения примут в сентябре. И последнее — основное финансовое бремя ляжет на польский бюджет.

В целом у американцев получилось проскользнуть между струйками: вроде бы и союзника ублажили, и не слишком раздразнили Москву. Однако сильно отдающая авантюризмом политика Польши вызывает тревогу. Периодически здравые голоса раздаются. Например, экс-вице-премьер Гжегож Колодко написал в Rzeczpospolita: «Форт-Трамп» — это ненужная прихоть и провоцирование РФ. А бывший посол в США Рышард Шнепф подверг критике сделку по F-35. Отставной дипломат считает, что они уступают по многим характеристикам российскому Су-57. Соответственно, дорогие американские игрушки могут оказаться бесполезными и Польшу не защитят.

В то же время голосу разума никто не внемлет. Анджей Дуда, общаясь с заокеанскими журналистами, притворно сокрушался: Варшава хотела бы дружить с Москвой, но Россия опять показывает своё неприглядное имперское лицо, и мы не желаем находиться в её сфере влияния, наше место на Западе.

Миф об агрессивности РФ используется Дудой для сохранения курса на конфронтацию. В Москве это понимают. Дмитрий Песков, комментируя соглашения Вашингтона и Варшавы, сказал, что российская сторона внимательно следит за происходящим. А председатель комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Бондарев предупредил: «Ситуация находится на контроле нашего политического и высшего военного руководства. Когда это потребуется, Россия не замедлит ответить должным образом».

Что касается Союзного государства, то оно вызовы не игнорирует, и в сентябре состоятся совместные российско-белорусские учения «Щит Союза — 2019», где войска отработают выполнение задач по защите своей территории.

В Польше любые предупреждения воспринимаются в качестве угрозы и подтверждения правильности своей антироссийской политики. Спустя пару дней после поездки Дуды в США в Речи Посполитой начались масштабные военные учения Dragon-19. О манёврах с гордостью сообщалось: они пройдут на земле, в воздухе, на море и в киберпространстве. На учениях побывал Мариуш Блащак, а потом он приехал снова, но на этот раз вместе с президентом. Настроен министр национальной обороны был воинственно: «Нападение на Польшу будет означать реальные проблемы для агрессора».

Впрочем, трудности пока у самих поляков. Параллельно с Dragon-19 у берегов соседней Литвы проходили международные военно-морские учения Baltops-19. В них участвовал десантный корабль Gniezno.


Во время тренировок он напоролся на камни, пробил дно, и его отправили в Польшу на ремонт.

Таким образом, вооружённые силы Речи Посполитой, даже не столкнувшись с противником, уже несут потери.

Качиньский смотрит с небес

Другим заметным событием в политической жизни Польши стало осуждение Томаша Арабского. В 2007–2013 годах он занимал пост шефа канцелярии премьер-министра. Им тогда был Дональд Туск, ныне являющийся председателем Европейского совета. Арабского приговорили к десяти месяцам тюремного заключения с отсрочкой на два года. Условный срок получила и секретарь канцелярии премьера Моника Б. (фамилию дамы от публики скрыли). Ещё троих обвиняемых — бывших сотрудников посольства Речи Посполитой в РФ — от наказания освободили.

Возникает вопрос: какое злодеяние совершил Арабский? Ему вменяют халатное отношение к организации полёта Ту-154, потерпевшего катастрофу под Смоленском и унёсшего жизнь президента Леха Качиньского, а также других пассажиров лайнера. На вердикт суда отреагировал Дональд Туск и заявил, что Томаш Арабский был выдающимся начальником канцелярии и он не несёт никакой ответственности за гибель Качиньского.


Вообще либеральная оппозиция и связанные с ней СМИ уверены, что из Арабского сделали козла отпущения. Сам фигурант уголовного дела убеждён в допущенной к нему несправедливости.

Совсем иначе выступил Антони Мацеревич, представляющий партию «Право и справедливость». Фактом осуждения он доволен, поскольку, по его мнению, чётко указано на совершённое преступление. В то же время политик не удовлетворён сроком. За кражу на рынке наказывают строже, считает Мацеревич.

Приговор бывшему чиновнику практически совпал с 70-летним юбилеем Леха Качиньского. В лагере «Права и справедливости» покойному президенту пели дифирамбы, записывая его в число величайших лидеров Польши. Имели место и другие заявления: «Во внешней политике мы следуем заветам Леха Качиньского». Слова принадлежат Рышарду Чарнецкому, депутату Европарламента.


Он добавил: «У меня такое ощущение, что сегодня президент смотрит на нас с небес и он доволен этой политикой».

Суд над Томашем Арабским и пафосные речи о Лехе Качиньском — только эпизоды из длинного политического сериала, тянущегося уже несколько лет. Катастрофа под Смоленском произошла в апреле 2010 года. Расследование причин трагедии шло бурно, особенно в Польше, где на пресс-конференции пытался застрелиться военный прокурор, а позднее наложил на себя руки один из ключевых свидетелей. После победы «Права и справедливости» на выборах 2015-го смоленское дело получило новый импульс.

Сначала к уголовной ответственности потребовали привлечь Дональда Туска. Затем в Сейме создали специальную следственную комиссию. Возглавил её не кто иной, как Антони Мацеревич (на тот момент министр национальной обороны). Результаты работы впечатляющие: на записях «чёрного ящика» Ту-154 поляки отчётливо услышали взрыв, позднее на остатках лайнера обнаружились следы тротила. В общем, комиссия Мацеревича явно ведёт дело к тому, что гибель Качиньского и ещё девяноста пяти человек была организованной и спланированной.

При этом российские следователи неоднократно указывали на ошибку экипажа, приведшую к трагическим последствиям. Данная версия Варшаву категорически не устраивает. Недавно РФ согласилась допустить прокуроров из Речи Посполитой на место аварии, и в польских СМИ тут же раздались крики о российской провокации. «Провокация» заключалась в информационных таблицах с описанием причин крушения Ту-154. МИД Речи Посполитой даже потребовал официальных разъяснений от посла РФ.

В начале июня ТАСС со ссылкой на Следственный комитет снова поднял тему катастрофы и опять подчеркнул: «Все собранные материалы безоговорочно свидетельствуют об ошибочных действиях экипажа, который продолжил заход на посадку в условиях отсутствия видимости». В ответ польская прокуратура фактически обвинила российских коллег во лжи.

«Смоленский сериал» продолжается, и он не закончится, пока «Право и справедливость» находится у руля страны. Осеннюю битву за сейм и сенат партия Ярослава Качиньского вполне может выиграть — майские выборы в Европарламент для неё оказались победными: отрыв от своих либеральных оппонентов составил 7,2 %.

Прямо обвинить Москву в убийстве польского президента Варшава вряд ли решится. Но по мере приближения десятилетнего юбилея трагедии, который приходится на следующую весну, накал истерии будет нарастать. И России нужно быть готовой к новому витку масштабной русофобской кампании в соседней стране.

Великая победа над коммунизмом

В грядущем году Польша также отметит столетие сражения за Варшаву. Дата для Речи Посполитой значимая, и подготовка к торжествам ведётся уже сейчас. В середине июня сейм практически единогласно принял резолюцию, объявляющую 2020-й годом Варшавской битвы.


Решение парламента — откровенный антироссийский выпад.

Непривычное для себя единение здесь демонстрируют консервативная «Право и справедливость», либеральная «Гражданская платформа» и депутаты всех остальных фракций.

Постановление начинается со слов: «В 1918 году, после более чем вековой неволи, Польша вновь обрела независимость. Однако полякам не дано было насладиться миром. Молодому государству пришлось столкнуться с беспощадной машиной большевистской России…» В двух предложениях сконцентрирована вся суть современной польской идеологии и отношение Речи Посполитой к РФ. Так думают не только депутаты Сейма, но и президент страны. При упомянутом выше общении с американскими журналистами Анджей Дуда тоже вспоминал о Варшавской битве, спасшей Европу от большевистского нашествия.

Данная мысль продвигается в массы очень активно. В 2018-м, накануне годовщины сражения (в Речи Посполитой это ещё и государственный праздник — День Войска Польского), выпустили видеоролик с участием известного голливудского актера Лиама Нисона. Он говорил очень душевно, рассуждал о защите свободного мира и его «великой победе над коммунизмом». А ведь тогда исполнилось всего лишь 98 лет со дня Варшавской битвы. В 2020 году нас ждёт настоящая вакханалия, и парламентская резолюция — её первая ласточка.

Предстоящий шабаш имеет прямую связь с заявлениями высшего руководства Речи Посполитой о якобы агрессивной политике РФ. Если вернуться к встрече Анджея Дуды с американской прессой, то хорошо видно, какую логическую цепочку выстаивает президент: Советская Россия напала на возрождённую Польшу, та отстояла суверенитет и спасла Европу, в 1939 году СССР снова совершил агрессию и отомстил, расстреляв офицеров в Катыни, в 2008-м было вторжение в Грузию, а теперь на Украину.

Схема примитивная и не выдерживающая никакой критики. Так, едва возвратившая себе независимость Польша сразу же оказалась в состоянии вооружённого конфликта с соседними государствами, в том числе и с Советской Россией. Успехи в войне с ней окончательно вскружили голову маршалу Пилсудскому, и в 1920-м он дал приказ начать поход на Киев. Через несколько месяцев Красная армия стояла уже под Варшавой, и спасение столицы многим казалось настоящим чудом. До того как началась киевская авантюра, РСФСР предлагала Пилсудскому мир, но тот выбрал продолжение боевых действий.

Ныне Юзеф Пилсудский стал культовой фигурой у себя на родине. Глава государства летает на лайнере, носящем его имя. В сентябре на экраны выходит фильм, посвящённый жизни маршала и его борьбе за возрождение Речи Посполитой. Кроме того, планируется установка новых памятников Пилсудскому в дополнение к уже имеющимся скульптурам.

Важный момент: события 1919–1920 годов используются в качестве подтверждения извечной агрессивности России, которая неизменно готовится к нападению на Польшу. В свою очередь, это является обоснованием для приглашения в страну американских войск и ускоренной милитаризации самой Польши. Отчаянная борьба её руководителей за «Форт-Трамп» — лишнее тому подтверждение.

Наблюдая за ней, чешское интернет-издание Časopis argument съязвило, отметив, что фобии польской элиты по поводу России начинают напоминать невроз. Подмечено достаточно точно, хотя периодически варшавские политики всё-таки выходят из своего болезненного состояния и становятся более реалистичными.


В последние дни июня министр иностранных дел Речи Посполитой Яцек Чапутович предпринял несколько действий, похожих на попытку выстроить с РФ добрососедские отношения.

Давая интервью еженедельнику Sieci, начальник польской дипломатии сказал: «Несмотря на различия, мы должны разговаривать». И добавил: «Возможно, некоторые вопросы удастся разрешить». Практически синхронно на сайте ТАСС увидела свет публикация, где Чапутович беседовал с корреспондентом российского информагентства. Разговор с министром получился обстоятельным, и глава МИД даже предложил возобновить работу группы по решению важных вопросов, не собиравшейся уже несколько лет.

Довольно оперативно Москва сделала встречный шаг. «Мы давно открыты к любому конструктивному диалогу по всем вопросам. Главное, чтобы поляки были искренни в своих заявлениях», — сказал заместитель директора департамента информации и печати МИД РФ Артём Кожин.

Обмен подобными сигналами может свидетельствовать о начинающейся разрядке в польско-российских отношениях. Торопиться с выводами тем не менее не стоит. Речь Посполитая с лёгкостью может вернуться к политике конфронтации, и вместо намечающейся оттепели мы увидим, как Польша опять в своей голове будет героически сдерживать «агрессивную Россию».