Одна часть вопроса «молочных войн» касается такой ситуации, когда национальные интересы ставятся выше договора ЕАЭС. Это размывает наши договорённости. И настолько ли мы уже уверены в нашей глобальной перспективе, в нашей стратегии? Это огорчительный момент. Так, наверное, не должно быть.

Если мы уже вводим межстрановые секторальные «льготы», вырубаем сразу целую сферу, то должны более чётко говорить, почему это делаем. Если люди до конца не понимают, это даёт возможность для разного рода спекуляций. Каждый может додумать, что есть какие-то частные интересы и так далее.

Что же касается нашей белорусской части, то мне, конечно, позиция наших производителей кажется недостаточно агрессивной. Всё-таки они должны сильнее отстаивать свою правоту. Потому что, если мы ничего не слышим, нет чёткой позиции производителей, нет чёткой позиции министерства сельского хозяйства, тут же появляются опять домысливания: «А может быть, действительно что-то не так?»

Всё-таки если мы работаем на этом рынке и достаточно давно, и нас там уважают, то и наша позиция должна быть более агрессивной. Производители должны говорить, например: «Мы гарантируем отсутствие антибиотиков».

Кстати, по этой теме я общался с зарубежными коллегами. Швейцарцы мне рассказали, что поставляли в Россию масло и столкнулись ровно с такими же проблемами, что и мы. Они считают, что это российская сторона ограничивает доступ на рынок. Насколько это так, конечно, неизвестно. Но говорят о таком факте.

Нам необходимо глобальнее подходить к этому вопросу. Надо сделать так, чтобы это из политической сферы опускалось ниже, до уровня предприятий. Не должно быть так, что имидж интеграции ломается из-за того, что бодаются ведомства.

Есть факты. Эти факты должны рассматриваться оперативно на своём уровне. У нас нет границ. Должны быть более чёткие, более доверительные отношения, чтобы мы не превращали это в политическое шоу, в некий фарс. Надо нам работать, в том числе законодательно.

Ещё раз отмечу: механизм должен работать системно и без выхода в политическое поле. Он должен работать на уровне предприятий и судов. Достаточно быстро. И опять-таки, производителям надо быть активнее. Иначе вытолкнут с рынка. Это делать легче, если ты не пытаешься ответить.