Развитие цифровизации способно высвободить при прочих равных 12,5 млн занятых к 2030 году. Прежде всего это коснётся сферы торговли и ремонта. Из неё в течение 12 лет придётся уйти более чем 3 миллионам работников. На втором месте по высвобождению — обрабатывающие производства: их должны будут покинуть более 2 млн работников к 2030-му. Далее следуют строительство, сельское хозяйство и транспорт: в каждой из этих сфер численность занятых сократится к 2030 году почти на 1,2 млн человек.

Порядка 1,5 млн человек «съест» ухудшение демографической ситуации. Отсюда повышение пенсионного возраста становится плохой идеей, потому что на рынке и так окажется много «лишних» работников. Около 3,5 млн человек может принять малый бизнес. Но ещё до 7,5 млн человек должно быть сохранено за счёт роста производства.

Решение о развитии цифровой экономики автоматически подразумевает курс на максимальное стимулирование выпуска, агрессивное продвижение российской продукции на внутренних (вытеснение импорта) и внешних рынках. Так, система поддержки экспорта должна масштабироваться как минимум в 2,5–3 раза. Кроме того, чтобы в течение 10 лет каждый год обеспечивать работой примерно по 1 млн «освобождённых» занятых, надо сейчас создать предпосылки для межотраслевого манёвра.

Иначе власть окажется перед неприятным выбором. Или мы получим совершенно недопустимый социальный кризис, или развитие страны рискует быть остановленным из «социальных» соображений.