Белорусский эксперт Георгий Гриц ответил на вопросы СОНАР-2050 о союзном бюджете и инновационном развитии.

— Какие статьи расходов в бюджете Союзного государства можно было бы сократить, а на какие, наоборот, выделить дополнительные средства?

— На мой взгляд, речь надо вести не о сокращении, а об эффективности использования средств. Все проекты, которые реализуются в Союзном государстве, прошли экспертизу, поэтому говорить, что какие-то из них не нужны, наверное, неправильно. Другое дело, что иногда маленькое финансирование ещё хуже, чем его отсутствие. Потому что для начала проекта деньги есть, а чтобы завершить его, — нет, и в результате получается пшик. Нельзя сделать из ничего конфетку.

С точки зрения приоритетов, если говорить об экономике, больше внимания надо уделять проектам, которые носят интеграционный характер. Самая главная угроза — это реиндустриализация, вызванная четвёртой промышленной революцией. Вроде бы в рамках ЕАЭС цифровая платформа есть, но пока она сформирована только на уровне понятийного аппарата. В то же время наши конкуренты реализуют свои проекты уже не первый год. Поэтому я бы сделал главный акцент именно на этой сфере. Но не просто демагогически на уровне «что такое digital factory (цифровая фабрика)», а брал бы какой-то инструментарий, то есть занимался разработкой программного обеспечения.

— Кто в наших странах будет этим заниматься?

— В России есть «Сколково», НАМИ, в Беларуси — Академия наук и Парк высоких технологий. Айтишники должны сделать акцент не на работу на экспорт, а на разработку конкретного программного продукта по цифровизации производства. Российский автомобиль Aurus («Кортеж») как раз и был создан НАМИ на основе таких продуктов, но они носили локальный характер.

— Как, на ваш взгляд, быть с проблемой дублирования производств в Союзном государстве?

— Наши государства должны создавать производства в рамках Союзного государства — один проект в России, другой в Беларуси. Для этого надо финансировать создание инфраструктуры, как это было сделано в Китайско-белорусском индустриальном парке «Великий камень». То есть надо создавать инфраструктуру под какие-то совместные проекты. Потому что сегодня в советских ангарах запускать новое производство невозможно.

— Тогда надо заниматься и транспортной инфраструктурой?

— Безусловно. На мой взгляд, стоит обратить особое внимание на интеграционные проекты в сфере логистики. Не может, например, дорога в Беларуси до российской границы быть как автобан, а дальше гравийной. Или наоборот. Это будет похоже на бутылочное горлышко. Поэтому создание таких транспортных магистралей может быть совместным проектом для Беларуси и России.