14 октября газета Rzeczpospolita, одно из ведущих изданий страны, опубликовала статью с эмоциональным заголовком «Сегодня Сирия, завтра Польша». Сам текст был исполнен трагического пафоса: «Если вы не принимаете близко к сердцу чужую судьбу, то позаботьтесь о своей. Для победы зла достаточно молчания хороших людей».


Приведённая цитата лишь один из примеров того, как польская общественность реагировала на операцию турецкой армии против сирийских курдов.

«Стоп турецкому фашизму!»

Надо сказать, что и официальная Варшава не осталась в стороне от происходящего. МИД Речи Посполитой выпустил специальное заявление, где, признавая законное право Турции на обеспечение своей безопасности, вместе с тем выразил обеспокоенность. Кроме того, Польша сейчас является непостоянным членом Совбеза ООН, и её представитель участвовал в заседаниях, созванных в связи с ситуацией в Сирии. Правда, до принятия резолюции с осуждением дело не дошло.

Позиция польской дипломатии по-своему примечательна: она пристально следит за действиями России и готова сыпать заявлениями по любому поводу, а тут вдруг Турция. Но ещё более бурно на операцию «Источник мира» откликнулись те, кто не облечён властью. В частности, во многих городах страны прошли акции протеста. Многочисленными их не назовёшь, в некоторых случаях это были просто пикеты, тем не менее география впечатляет — Варшава, Краков, Вроцлав, Люблин, Жешув, Щецин и Белосток.


Всюду выражалась солидарность с Рожавой (самопровозглашённым курдским образованием в Сирии) и гневно осуждалась политика Стамбула.

В Белостоке скандировали «Стоп турецкому фашизму!», а в Варшаве демонстранты развернули огромный транспарант с портретами Гитлера и Трампа. Таким образом протестующие показывали своё отношение к президенту США, считая его виновником вторжения в Сирийский Курдистан. Транспарант был последовательно развёрнут у посольства Турции, диппредставительства Соединённых Штатов и министерства иностранных дел Польши.

Из политических сил к кампании присоединились партия левой направленности «Вместе» и Партия зелёных. Обе публично выступили с осуждением операции «Источник мира» и призвали к бойкоту Турции. А избранный на днях депутатом Сейма Мацей Конечны, представляющий партию «Вместе», заявил, что солидарность с курдами является вопросом элементарной порядочности.

Кроме того, в процесс включились благотворительные организации Польская гуманитарная акция и Польский центр международной помощи, объявившие сбор средств для курдских беженцев. Готовность помочь жертвам турецкого вторжения задекларировала и Польская медицинская миссия, в распоряжении которой имеется мобильный госпиталь, работающий в Иракском Курдистане. Миссия попросила соотечественников оказать финансовую помощь для закупки необходимых лекарств.

Помимо общественности, теме наступления турецких войск уделили очень много внимания СМИ Речи Посполитой, что не может не удивлять, ведь параллельно с боями на севере Сирии в самой Польше проходили парламентские выборы, и сообщения из Курдистана вроде бы не должны были стать топ-новостями, но вышло наоборот.

Дело порой доходило до абсурда. Известный своими бульварными наклонностями еженедельник Najwyższy Czas! обратился за толкованием событий к ясновидящему Кшиштофу Яцковскому, и тот предрёк: это только начало, большая война на Ближнем Востоке ещё впереди. Более того, в феврале Яцковский якобы напророчил нынешнее турецкое вторжение.

Другие медиа не жалели в своих репортажах и публикациях драматических ноток. Вот так накануне операции «Источник мира» начинал свой сюжет телеканал TVN24: «Соединённые Штаты выводят часть своих войск из северной Сирии. Эти районы расположены недалеко от границы с Турцией. Существует опасность, что уход американцев откроет туркам путь для наступления против курдов…» Когда вторжение стало свершившимся фактом, TVN24 сообщил о казнях мирного населения и возможных обвинениях турецких солдат и офицеров в военных преступлениях.

Не прошли мимо журналистов Речи Посполитой и странные слова Дональда Трампа: «Они не помогли нам во Второй мировой войне. Например, они не помогли нам в Нормандии. Но мы всё ещё любим этих курдов». И, естественно, нашёлся «русский след» — без него никак. Belsat пообщался с военным корреспондентом Польского телевидения Витольдом Репетовичем, находящимся в зоне конфликта, и тот выдал мысль: «От войны в Курдистане выиграет Россия».

Но в целом СМИ очень сочувствовали курдам и даже с пониманием отнеслись к тому, что теперь их будет защищать «самый главный преступник современности», коим польские газеты считают Башара Асада. Турецкого же президента медиа язвительно именовали «султаном Эрдоганом».

На фоне операции в Сирии у поляков возник вопрос, не придётся ли их стране в будущем повторить судьбу курдов. Здесь подразумевается, не бросят ли однажды американцы Речь Посполитую, как оставили Рожаву.

Комментарии на сей счёт были весьма эмоциональны — глядя на репортажи из Сирии, многие вспоминали 1939 год. Кроме того, прозвучало мнение: Запад использовал курдов подобно полякам. Портал Polityka предложил: «Давайте не обманывать себя. Когда на карту поставлены действительно серьёзные интересы, нами могут пожертвовать во имя чего-то более важного».

А на сайте Onet Wiadomosci выступил популярный политолог и бывший дипломат Витольд Юраш. Он призвал прекратить истерику, отказаться от вечной польской наивности и посмотреть правде в глаза — в мире полно стран, которых США в своё время предали. Нынешнюю измену Юраш назвал «беспрецедентной». При этом экс-дипломат вовсе не является антиамериканистом и вполне приветствует ориентацию Варшавы на Вашингтон. Но, похоже, многие поляки потрясены произошедшим в Сирии, и отсюда такие резкие оценки политики США.

«Мы не только союзники, мы семья»

Беспокойство общественности оказалось столь велико, что Rzeczpospolita, беря интервью у Дэвида Петреуса, некогда командовавшего войсками в Ираке и Афганистане и руководившего ЦРУ, спросила, не ошиблась ли Польша, доверяя свою безопасность Соединённым Штатам? Петреус успокоил: «Польша может положиться на Америку».

Несмотря на события в Сирийском Курдистане, отношения между Вашингтоном и Варшавой сегодня достаточно безоблачные.

Вообще, обе стороны любят апеллировать к некоей семейственности. В своё время президент Бронислав Коморовский шутил, что Польша и США связаны, словно муж с женой. Правда, Коморовский предложил проверить, не изменяет ли кто-то из супругов. Барак Обама юмора не понял, а первая леди Америки и вовсе обиделась на заокеанского гостя.

Это было при прошлой администрации, сейчас немного иначе. В начале сентября на юбилей Второй мировой приезжал вице-президент США Майк Пенс, и на совместной пресс-конференции с Анджеем Дудой он заявил: «Мы не только союзники, мы семья». Доминирует в ней, однако, совсем не Польша. Например, Речь Посполитая отказалась вводить налог на цифровые услуги. От данного решения выигрывают крупные американские корпорации, среди них Facebook, Google и Netflix. Потери младшего партнёра — около миллиарда злотых (порядка 260 миллионов долларов).

Точно так же Польша не пошла на сотрудничество с КНР. Несколько лет назад в Варшаве высаживались целые десанты китайских чиновников, предлагавших присоединиться к проекту Нового шёлкового пути и суливших миллиардные вложения в инфраструктуру. Америка отнеслась к возможному сотрудничеству отрицательно, и теперь Речь Посполитая выдавливает из своих пределов компанию Huawei.

Руководители страны будто бы и не замечают ущерба. СМИ, обслуживающие партию «Право и справедливость», прославляют польско-американский союз, называя этот альянс крепким как никогда.


Официозные медиа вроде TVP Info с нескрываемой радостью описывают, как во время недавней Генассамблеи ООН во время завтрака, организованного Антониу Гутерришем, Анджей Дуда сидел рядом с Дональдом Трампом.

«Несомненно, такое размещение за столом является чётким сигналом того, с кем в Европе считаются Соединённые Штаты, кого они уважают и кто для них является серьёзным и надёжным партнёром», — дал комментарий по поводу завтрака депутат Сейма Бартош Ковнацкий.

Парламентарий, в принципе, прав. Насчёт уважения можно поспорить, но в остальном Варшава — самый верный союзник Вашингтона. Несколько лет Речь Посполитая настойчиво боролась за увеличение контингента американских войск и добилась своего. В июне президенты договорились о сотрудничестве в военной сфере, а в конце сентября подписали декларацию об углублении взаимодействия. И вот 4 октября в Познани состоялась церемония открытия передового командного пункта 1-й пехотной дивизии армии США. Торжественное мероприятие проходило в присутствии американского посла Джорджетт Мосбахер и польского министра национальной обороны Мариуша Блащака.


Передовой командный пункт в Познани лишь начало. В дополнение к уже имеющимся 4500 военным прибудет ещё тысяча.

Президент Дуда подписанную в Вашингтоне декларацию называет «хорошей сделкой», выгодной Польше. На самом деле новые базы и солдаты из США — вещь довольно дорогая.

На развитие инфраструктуры уйдёт порядка двух миллиардов долларов, кроме того, ежегодно на содержание иностранного контингента Варшаве предстоит тратить 50 миллионов долларов.

Кое-что подбросит НАТО: Североатлантический альянс готов почти полностью оплатить создание тыловой базы для бронетанковой бригады. Стоимость работ оценивается в 260 миллионов долларов.

Польша не самая богатая страна Европы, недаром лидер «Права и справедливости» Ярослав Качиньский обещает своим избирателям поднять жизненный уровень до немецкого. Тем не менее Варшава щедро тратит деньги и даже считает их инвестициями. Мариуш Блащак недавно заявил: миллионы, израсходованные на американских военных, послужат импульсом для развития местной экономики.

Той же точки зрения придерживаются и региональные начальники. 2 октября в городе Слупске совещались бурмистры и войты (по-нашему мэры и председатели сельсоветов) населённых пунктов, где дислоцируются или будут размещены подразделения армии США. Главы местного самоуправления не скрывали удовлетворения от подобного соседства. Все ждут, что благодаря присутствию американцев расцветёт малый бизнес, появятся дополнительные рабочие места, откроются новые гостиницы и ресторанчики. Например, в Повидзе, посёлке с населением в тысячу человек, появилось такси. Ранее потребность в нём отсутствовала, но неподалёку расположилась американская авиабаза, и появились пассажиры.

Такова логика польских руководителей разного уровня. В следующем году их ждёт очередная радость: в страну прибудет целая бронетанковая дивизия вооружённых сил США. На весну запланированы учения Defender 2020, которые станут самыми крупными манёврами американских войск в Европе за последние четверть века. В военных играх примут участие 37 тысяч солдат и офицеров, тренироваться они будут на территории десяти государств, в том числе и в Польше. Сами учения пройдут в апреле и мае, переброска дивизии начнётся в феврале, а возвращение личного состава и техники растянется до июля. Сейчас Варшава ведёт переговоры, чтобы часть танкистов осталась в Речи Посполитой вместе с вооружением. Опять-таки и войтам с бурмистрами хорошо: можно напоить, накормить и покатать дополнительные контингенты американцев.

И ещё одно приятное событие ожидает Польшу в 2020-м — её официально включили в американскую программу отмены виз. В октябре нынешнего года это сделал Дональд Трамп. Джорджетт Мосбахер прогнозирует введение 30-дневного безвизового режима с 1 января. Варшаве, безусловно, решение вашингтонской администрации придётся по вкусу. Однако все соседи Речи Посполитой, являющиеся членами ЕС, давно имеют такую привилегию. Например, визы для граждан Чехии отменили в 2007-м, а Польша, находящаяся с США в «семейных» отношениях, дождалась этого только в 2019-м.

Трудный подросток

Кроме Соединённых Штатов, Речь Посполитая связана «семейными» узами с Европейским союзом, и в этом «браке» далеко не всё благополучно. У экс-президента Александра Квасьневского на сей счёт имеется объяснение: мы уже пятнадцать лет вместе (Польшу приняли в ЕС в 2004 году), и трудно испытывать тот же энтузиазм, что и в начале отношений.

Проблем действительно хватает — мигранты, реформа судебной системы, вопросы экологии и права ЛГБТ-сообщества. Из-за секс-меньшинств бушуют страсти, просто разрывающие польское общество.


Власти, демонстрируя толерантность, не запрещают проводить «марши равенства», но протестующие против гей-парадов настроены весьма агрессивно, и полиция периодически разгоняет их водомётами.

Сторонники секс-меньшинств не остались в долгу и несколько раз устраивали провокации в костёлах, вызывая у консервативно настроенного населения бурное негодование. Евросоюз же ЛГБТ активно защищает и пытается давить на Польшу.

Если говорить о мигрантах, то Речь Посполитая наотрез отказывается принимать выходцев из «третьего мира». Ярослав Качиньский несколько лет назад с немалой долей издёвки объяснял: беженцы, прибывающие из-за Средиземного моря, переносят всевозможные микробы, не опасные для них, однако угрожающие полякам по причине отсутствия иммунитета от таких бактерий. В октябре 2019-го министр юстиции Збигнев Зиобро подтвердил отказ и сослался на опыт других стран, где открытие дверей для мигрантов привело к росту преступности.

Пробить стену, воздвигнутую Варшавой, Брюссель оказался не в состоянии. Параллельно ЕС вступил в острую конфронтацию с Польшей по поводу судебной реформы. По новому закону, принятому в 2018 году, служители Фемиды, работающие в Верховном суде и Верховном административном суде и перешагнувшие порог пенсионного возраста, могут трудиться и дальше, но с одобрения президента. Евросоюз счёл данную норму недемократичной и попирающей ценности ЕС, увидев в ней покушение на независимость судебной власти. Польша же, наоборот, заявляла о соблюдении всех европейских стандартов.

Дело дошло до того, что против Речи Посполитой начали санкционную процедуру. Она, в частности, предполагает временное лишение права голоса в совете ЕС. Добиться его практически невозможно, поскольку нужно единогласное решение, а наказание Польши никогда не поддержит Венгрия. Оба государства традиционно имеют тёплые отношения, к тому же официальный Будапешт сам является кандидатом на санкции — ему вменяют нарушение принципа независимости СМИ.

Санкционную процедуру открыли летом 2018-го, в ноябре Сейм принял поправки к закону о Верховном суде. Еврокомиссию они не устроили, и Франс Тиммерманс, первый заместитель председателя ЕК, вновь подверг критике польскую реформу. Аналогичную позицию занял суд Евросоюза.

Минувшим летом в Речи Посполитой громыхнул скандал. Благодаря расследованию Onet Wiadomosci стало известно об организации кампании травли, которую курировал замминистра юстиции Лукаш Пебяк. По заказу чиновника его подручная собирала компромат на судей и передавала журналистам. Грязного белья вытащили на белый свет немало. К примеру, один из объектов травли завёл любовницу, а когда та забеременела, мужчина потребовал от неё сделать аборт. Неприглядную информацию слили в СМИ. В целом компромат собрали на два десятка судей. Пебяку пришлось написать заявление об отставке.

Судебная «Санта-Барбара»

В октябре Еврокомиссия подала в суд на Польшу. На этот раз проблема в новом дисциплинарном кодексе. По мнению ЕК, он даёт возможность осуществлять политический контроль над судьями Речи Посполитой. Фатальных последствий от действий «правительства» Евросоюза, конечно, ждать не стоит, но борьба между Варшавой и Брюсселем идёт упорная. Несколько месяцев назад Франс Тиммерманс неудачно выдвигал свою кандидатуру на пост председателя ЕК — Польша и Венгрия помешали ему избраться.


В ноябре приступит к работе новая Еврокомиссия, и уходящий с должности Тиммерманс предупреждает Варшаву и Будапешт: их в покое не оставят.

Не менее бескомпромиссна политика Речи Посполитой в сфере экологии. К 2050 году ЕС планирует достичь нулевого баланса выброса парниковых газов. У Польши, чья энергетика крайне зависима от угля, другие приоритеты, и она вместе с Венгрией, Чехией и Эстонией выступает против инициативы Евросоюза. По этому поводу Эммануэль Макрон посоветовал экологическим активистам съездить в Польшу и провести митинги. В ответ французский лидер нарвался на грубость: Анджей Дуда обвинил коллегу в нечестности и наглости, а МИД назвал поучения президента утомительными. Макрон вынужден был сдать назад и выступить с примирительными словами, дескать, он не имел намерения навешивать ярлыки на польских друзей.

Несмотря на противоречия с Брюсселем, Варшава смотрит в будущее с оптимизмом. Голландского еврокомиссара Франса Тиммерманса вскоре сменит Вера Йорува из Чехии. Она говорит о готовности к диалогу с Польшей и обещает строить мосты. Кроме того, ожидается, что комиссия, возглавляемая Урсулой фон дер Ляйен, проявит к Речи Посполитой больше мягкости, в отличие от предшественников. Сбудутся ли надежды, покажет время.

Но в любом случае Польша продолжит получать колоссальную выгоду от пребывания в ЕС. За первые десять лет членства в Евросоюзе в страну пришло свыше 101 миллиарда евро, в общий же бюджет она перечислила только около 33 миллиардов.

Субсидии, выделяемые с 2014 по 2020 год, немного меньше и составляют 90 миллиардов. При этом выплаты в общеевропейскую казну всё равно будут почти в три с половиной раза меньше. И если вернуться к параллелям с «семьёй», то Польша напоминает отнюдь не капризную жену, а инфантильного подростка, живущего за счёт родителей.