Интервью с председателем наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрием Крупновым.

 Как вы оцениваете уровень развития Крымского полуострова за прошедшее после воссоединения с Россией время, какие главные достижения и проблемы могли бы отметить?

— Кто бы что ни говорил, жизнь кардинально изменилась в положительном направлении, и это абсолютно заметно для любого непредвзятого наблюдателя. Кроме роста стоимости жизни.

Однако эффект массированных инвестиций и приоритетного внимания понемногу сходит на нет. И на первый план выходят одни и те же общие для всей страны проблемы — деиндустриализация, ничтожно малые объёмы инвестиций в основные фонды и т. п.

И в полный рост опять встают наши ключевые проблемы — отсутствие системности и концептуального проектирования, неуважение к профессионализму, нечувствительность к мышлению как основе любых материальных действий.

— После формирования нового состава правительства стало известно, что Крым и Севастополь будет курировать один из самых противоречивых отечественных чиновников Виталий Мутко, который теперь отвечает в стране за строительство. Чем руководствовались в Кремле, делая такой выбор, на ваш взгляд? Как вы оцениваете профессиональный уровень?

 Никак не оцениваю. Я не знаю Виталия Леонтьевича и не работал с ним и под его проектами. Поэтому как я могу знать? Но хочется надеяться, что он осознает колоссальную запущенность наших регионов, и Крым тут не первый и уж точно не единственный.

Вся страна уже сводится к гипермегаполису Москве, высасывающей все последние соки у регионов. И необходимо размосквичивание.

В размосквичивании же главной единицей здесь муниципальный район — их примерно 1816 сейчас. Именно в них живут и работают наши люди, вся страна. Позитивная динамика каждого без исключения муниципального района — вот основа всего госуправления, тем более регионального направления. Осознает это Мутко — войдёт в историю великим управленцем. Точно так же для подъёма регионов нужны новые подходы, методология — готов ему помогать, наш Институт имеет все необходимые наработки и кадры.

 Звучит много разговоров о том, что те огромные средства, выделяемые федеральным центром на полуостров, можно было использовать более рационально, но нынешняя система взаимодействия — сомнительные конкурсы, тендеры, невнятная процедура отбора подрядчиков, излишняя бюрократия — приводит к тому, что за, казалось бы, элементарные вещи приходится платить втридорога. И это в сложных экономических условиях, в которых сегодня находится Россия. Что вы думаете по этому поводу?

 Это общая ситуация для всех больших строек. Колоссально низка эффективность расходования бюджетных средств. В Сочи или при подготовке к чемпионату мира по футболу всё то же самое, разве нет? Здесь вопрос не в Крыме, а в неэффективном управлении и хозяйствовании.

Крым просто во многом помог додумать и осознать важнейший факт: тридцать лет «строительства рынка» оказались тупиковыми, вся страна, а не только Крым оказались у разбитого корыта.

Спасибо нашему ядерному оружию и ценам на нефть — они хоть удерживают нас в зоне относительной независимости. Но ядерное оружие — это 1940–50-е годы, а нефть и газ это 1960–80-е годы. Это нам такой невиданный во всемирной истории подарок и привет от Советского Союза.

Дыры закрываются массированными и избыточными расходами, а не умом и профессионализмом.

Не делаются даже малейшие попытки решать главные проблемы: во-первых, организация перспективной на завтрашний день курортно-оздоровительной индустрии, причём по всему полумесяцу нашего Черноморского побережья — от Абхазии до Евпатории, во-вторых, самообеспечение полуострова водой. И тот и другой проекты — на 20–40 лет. Но на такие сроки думать не умеют и не способны.

Более того, эти и подобные предложения нашего Института вызывают оторопь у управленцев. И это — диагноз.

— Не кажется ли вам, что такая «система развития» плодит чересчур много паразитов, что, естественно, отрицательно сказывается на конечном результате? Как её следовало бы скорректировать, на ваш взгляд?

 Скорректировать такую систему можно только одним способом — сменой экономической модели в стране и назначением персонально ответственных за стратегические долгосрочные проекты. У нас же ответственных десятки и даже с пол-литра не разобраться, кто и за что отвечает. В итоге — никто и ни за что.

 Ещё один немаловажный момент — кадровый вопрос. После воссоединения с Россией на полуостров из всех регионов страны и ближнего зарубежья, как мухи на варенье, слетаются полчища так называемых остапов бендеров: авантюристов и мошенников, многие из которых умудряются устроиться в структуры власти республики и крутить свои сомнительные дела, пока их не посадят или не вынудят пуститься в бега…

 Это не кадровый вопрос. Это вопрос стратегического планирования и управления. Дайте мне Крым и полномочия, и вопрос с кадрами будет решён за полгода.

Сейчас же идёт творческое сражение локтями между региональными элитами и местными элитами, федеральными ведомствами, политическими органами, федеральным центром в целом.

Всем нравятся сложные вопросы, в которых чёрт ногу сломит, никто не хочет заниматься вопросами «простыми» — прежде всего, что будет с курортно-оздоровительным комплексом через 10 и 20 лет и кто за это ответит. Но это, опять же, не вопрос Крыма — что, есть какая-то разница с теми же Кавминводами? И с неприличным уже давно неразвитием курортной индустрии на всей остальной территории нашей страны?

В этой ситуации, когда управление сводится к десяткам дорожных карт и поручениям, к сотням мероприятий госпрограмм, в таком мутном омуте, естественно, разводятся мошенники и просто никчёмные люди.

 Какие конкретные управленческие и экономические решения вы бы предложили реализовать в Крыму для его нормального и самодостаточного развития?

— Назначить персонально ответственного за Крым и всё Черноморское побережье и дать ему полномочия для организации развития условно 100-километровой зоны вдоль берега. Создать головной Институт развития Черноморского побережья и финансировать его минимум 3 % от всех федеральных денег, идущих в территорию побережья. Институт очень важен.

Разгромив в стране за 30 лет 1000 НИИ, наши капиталистические комсомольцы превратили любой вопрос в курицу с отрубленной головой. Бегает, кудахчет, разрабатывает дорожные карты, делает громкие заявления, переводит в навоз десятки миллиардов бюджетных рублей, а даже тех небольших мозгов, что были, нет.

 Возможно ли всё это реализовать штучно, в отрыве от остальной России?

 Возможно. Но лучше использовать ситуацию с полуостровом для трансформации всей страны.

Возвращение Крыма дало вселенский пассионарный эффект, но его практически закопали в болтовню официозных пропагандистов и тихое освоение средств ушлыми менеджерами. Но хотя бы для геополитики Крым необходимо сделать витриной завтрашней процветающей России, а этого нет.

Отработав многие механизмы здесь, мы можем их переносить на всю страну. Но с кем это обсуждать?