Для начала новости с нефтяного фронта, раз уж эта тема стала топовой в первый месяц 2020 года. 

Во-первых, альтернативные поставки нефти в Беларусь, о которых так много говорилось ещё с прошлого года, наконец получили физическое воплощение: 80 тыс. тонн, купленные у Норвегии. В дальнейшем груз прибудет в Клайпеду, откуда его доставят на Новополоцкий НПЗ по железной дороге. Однако вряд ли стоит считать это победой в противостоянии Латвии и Литвы за право нефтяного транзита в Беларусь, ведь пока что эти 80 тыс. тонн — разовая закупка («В данный момент иных запросов от Беларуси на импорт нефти у нас нет», — комментируют в порту Клайпеда). Которая к тому же гораздо ниже потенциала транзита (до трёх млн тонн). Точно так же, как когда-то разово Беларусь покупала нефть в Венесуэле, тогда как вопрос о постоянных закупках пока открыт.


Поэтому  глава МИД Литвы Линас Линкявичюс собирается посетить Минск в начале февраля. А в самой Клайпеде планируется проведение белорусско-литовского экономического форума. 

Впрочем, если верить словам Александра Лукашенко, Латвии и Литве не нужно воевать друг с другом за возможность транзита. «Процентов 30 мы должны с Балтики завозить и процентов 30 через Украину — проверенный уже путь. Возможно, Казахстан сможет поставить нам нефть, если Россия согласится с этим», — такой расклад обозначил 21 января президент Беларуси (оставшиеся 40 % планируется закупать в России). 

30 % даже от 18 млн тонн — это 5,4 млн в год. Латвии и Литве такого объёма транзита не просто хватит на двоих — им придётся всерьёз постараться, чтобы его обеспечить. 


Однако есть обстоятельства, которые ставят под вопрос серьёзность таких планов. К примеру, те 80 тыс. тонн норвежской нефти куплены с премией в 100 долл./тонна к стоимости российской нефти. Как разовая покупка — да, это возможно. Но приобретать 5,4 млн тонн на таких условиях — это терять 540 млн долларов ежегодно на 30 % от необходимого объёма импорта. А 540 млн долларов — 10 % от выручки Беларуси от торговли нефтепродуктами в январе — ноябре прошлого года. Совсем не копейки. 

Эту математику, кстати, прекрасно знают и белорусские эксперты. «С учётом логистики и даже отказа от всех льгот мы вряд ли найдём нефть дешевле, чем в России», — признаёт экономист Вадим Иосуб

Что касается транзита аналогичного объёма через Украину, то это и вовсе на грани фантастики. С 2007 года, с момента конфликта с «Татнефтью», Украина ищет и не может найти поставщика нефти для своих НПЗ. В последние годы Украина импортирует для собственных нужд 2–2,5 млн тонн у того же Азербайджана. Даже если Азербайджан найдёт 5–5,5 млн тонн для Беларуси, хоть какой-то экономический смысл (разовые поставки не берём) это будет иметь в случае транспортировки нефти по нефтепроводу «Одесса — Броды — Мозырь».


«Чтобы пустить её по трубопроводу "Дружба", нужно согласование с российской "Транснефтью". Кроме того, непонятно, действительно ли в трубопроводе "Одесса — Броды" есть технологическая нефть», — комментирует эти планы украинский энергетический эксперт Геннадий Рябцев. Не зря же этот уже довольно долгое время существующий нефтепровод практически не использовался в аверсном режиме. Между тем белорусская сторона пока не получила гарантий даже на транзит казахстанской нефти, о чём Лукашенко тоже упоминает. 


Но есть и хорошие новости. Если по цене нефти стороны пока не договорились, то методику определения компенсации за грязную нефть вроде бы согласовали. С 1 февраля тариф на транзит вырастет не на 3,8 %, как это предусматривается межправительственным соглашением (коррекция на инфляцию), а на 6,8 %. Впрочем, это не окончательное решение. Источники издания «КоммерсантЪ» утверждают, что Беларусь вернётся к этой теме летом.  

С другой стороны, решение возобновить отгрузку нефтепродуктов на экспорт может говорить о том, что у Беларуси есть уверенность в загрузке НПЗ по крайней мере на краткую перспективу. «Приоритет — исполнить обязательства перед Украиной», — говорится в белорусской прессе. Это и неудивительно. Как неоднократно сообщалось, украинский рынок для Беларуси маржинальный, тут она зарабатывает больше, чем в среднем на других внешних рынках. 

Сегодня внимание белорусского экспертного сообщества приковано к формированию нового российского правительства. Общее настроение не радостное.

Так, политический обозреватель Александр Класковский не исключает, что новое правительство будет ещё более неуступчивым, чем прежнее. И даже опасается ревизии уже согласованных дорожных карт. 

«Судя по тому, кто в итоге занял чувствительные для Беларуси позиции, Минску не приходится рассчитывать на их смягчение», — пишет tut.by.

«Я считаю, что с приходом нового российского правительства ситуация для Лукашенко будет только ужесточаться... новое правительство будет чисто технократическим, и все решения будет принимать с калькулятором в руках по принципу «выгодно-не выгодно», — комментирует Лев Марголин.

Мы не станем разбирать ошибки или заблуждения комментаторов, важно, что это общие настроения. Новое правительство со старта, даже до начала работы успело заработать в Беларуси репутацию строгого и неуступчивого. Не исключено, что причина в том, что эксперты хором читают материалы телеграм-канала «Трыкатаж», где как раз похожие предупреждения и звучат. Либо же экспертное сообщество старательно делает вид, что считает новое правительство именно таким (по каким-то непонятным нам причинам).