Молдавский МИД отозвал своего посла в РФ для консультаций на неопределённый срок из-за «преследования и запугивания органами РФ официальных лиц и политических деятелей Республики». Президент Молдовы Игорь Додон в ответ обвинил МИД в блокировании его усилий по восстановлению отношений с РФ и готовности республики участвовать в интеграционных проектах на постсоветском пространстве. Что тут следует отметить?

1. Отзыв посла — довольно серьёзный шаг. На языке дипломатии это часто оказывается промежуточным этапом перед разрывом дипотношений. Русофобская партия в Молдове вполне может пойти на это, ведь тем самым она ещё больше изолирует Додона в глазах не только прорумынских (давно известно, что молдавские националисты по факту прорумынские, и это едва ли не единственный пример в практике национализма за всю его историю), но и нейтральных граждан республики.

2. Случившееся — далеко не первый подобный акт. На днях национальный язык республики официально был переименован из молдавского в румынский. Две недели назад был принят закон об ограничении вещания в республике информационно-аналитических передач из России. Российские журналисты, прилетающие в Молдову, неоднократно без основательных причин задерживались пограничной службой и высылались обратно в РФ. Не говоря уже о том, что в конце октября Конституционный суд республики Молдова и вовсе принял решение временно приостановить президентские полномочия Додона. Налицо глубокий конфликт органов власти, являющийся прямым следствием конфликта внутри общества.

Обещание Додона отклонить закон мало что значит, ведь в парламентских республиках есть способы преодоления вето. В конце мая Молдова и вовсе объявила персонами нон-грата и выслала пятерых российских дипломатов. Такая ситуация наблюдается как минимум с середины 2017 года, т. е. с тех пор, как правительство Молдовы перешло под контроль Демократической партии. И будет сохраняться как минимум до парламентских выборов 2018 года.

3. При условии, что эти выборы состоятся, а не станут удобным поводом для майдана и свержения Игоря Додона. Украина — хороший пример того, что в ситуации противостояния националистического движения и разобщённых граждан, готовых поддержать интеграционные проекты, последние всегда проигрывают. На Украине националистам пришлось захватывать власть, тогда как в Молдове националисты — уже власть и могут принимать и проводить в жизнь многие решения, не оглядываясь на мнение формального главы государства. Просто так они эту власть не отдадут.

4. Всё это чревато новым гражданским конфликтом в республике, и отстаивать в нём интересы русскоязычного населения и сторонников интеграции будет ещё труднее, чем на Украине. Таким образом, можем добавить Молдову к перечню регионов, в которых Россию могут попытаться втянуть в конфликт в следующем году.

Вполне возможно, однако, что ни в одной из указанных стран ничего плохого не случится (и слава Богу). Однако сценарий на противостояние с США, а значит, и риск конфликтов в значимых для России регионах довольно высок. И это совсем не наше решение: «РФ и КНР бросили вызов интересам и влиянию США… Китай и Россия бросают вызов мощи, влиянию и интересам Америки, пытаются размыть американскую безопасность и процветание», — говорится в тексте новой редакции Стратегии национальной безопасности США. Намерения РФ и КНР «не обязательно неизменны», говорится в тексте стратегии, что означает фактически подтверждение готовности вести в этих странах подрывную работу.


С национальной стратегией перекликается и материал Bloomberg, в котором перечисляются 8 наиболее пессимистичных сценариев развития мира на ближайшее десятилетие. Среди них редакция упомянула торговую войну с Китаем. Очевидно, предполагается, что вести её будут США и Европа, что открывает перед Союзным государством как выгоды, так и риски. Первые состоят в углублении торговых связей с Китаем, а это всегда процесс двусторонний. Вторые же концентрируются в основном вокруг транзитного проекта Нового Шёлкового пути, ведь от интенсивности торговли КНР и Европы зависит и прибыль транзитных государств.

Кстати, торговая война теперь увязана с национальной безопасностью. «Администрация Трампа изучает несколько мер против Китая. Ожидается, что решения будут приняты в начале 2018 года. В частности, Вашингтон думает снова ввести не использовавшийся с начала 1980-х годов закон, позволяющий блокировать импорт стали и алюминия из соображений национальной безопасности. Он может возродить и другой закон, не использовавшийся с 2002 года, для защиты производителей от дешёвого импорта. Прежде всего это касается солнечных панелей и стиральных машин», — говорится в ноябрьском материале The Wall Street Journal, посвящённом как раз проблемам торговли между двумя странами.


Впрочем, НШП ещё только предстоит запустить, а в будущем году экономика и доходы граждан России и Беларуси будут зависеть от традиционной экономики. Министр труда и соцзащиты РБ Ирина Костевич прогнозирует, что и в будущем году в Беларуси не удастся выйти на показатель «по 500» (т. е. на уровень средней заработной платы по экономике в 1000 белорусских рублей): «Среднегодовая зарплата в Беларуси в следующем году в зависимости от сценария развития экономики составит 921-941 рубль». Хотя в реальном секторе она этого показателя достигнет (в настоящее время достигла и превысила в отдельных отраслях).

Председатель Постоянной комиссии по бюджету и финансам парламента РБ Людмила Добрынина уточняет, что сценарий развития будет консервативным. Об этом свидетельствует бюджет, принятый накануне: «Бюджет сформирован по доходам в 20,5 миллиарда рублей, по расходам — 19,8 миллиарда рублей, профицит составит 700 миллионов рублей». При этом депутат отметила, что поддержка промышленности, хотя и заложена в бюджете, реализовываться будет только через механизм госпрограмм. А рост доходов планируется пустить на рост потребления: «Мы постепенно с учётом роста экономики будем направлять на повышение зарплаты в бюджетной сфере, чтобы обеспечить соотношение минимум 80% к средней по стране».

Профицит правительство пустит на погашение госдолга. Из 2,5 млрд долларов, которые необходимо вернуть в 2018 году, 625 млн планируется отдать, а на остальную сумму получить отсрочку. Плюс занять ещё 1,2 млрд, 275 млн из которых также уйдут на погашение старых долгов.

Сумма с/х продукции, которую Беларусь поставит в Китай в будущем году, всего за неделю выросла с 58 до 114 млн долларов, сообщил в эфире «Беларусь 1» министр сельского хозяйства и продовольствия Леонид Заяц. Напомним, первая сумма была озвучена по итогам визита министра в Китай. Ещё 56 млн —  результаты переговоров и контрактов, заключённых на протяжении всего года (в министерстве подбивают итоги года). У министерства большие планы на китайский рынок: к говядине в первые месяцы 2018 года прибавится мясо птицы (14 предприятий, производящих с/х продукцию, сейчас проходят сертификацию на допуск на рынок КНР, 5 из них — производители курятины).


Кроме того, в министерстве ждут от китайской стороны крупной инвестиции в размере 250 млн долларов на строительство и развитие молочных комплексов в Витебской области. Их продукция пойдёт прямиком на китайский рынок.

В свете интенсификации торговли с КНР весьма полезным является предложение председателя Коллегии ЕЭК Тиграна Саркисяна, который выступает за необходимость создания и развития евразийских брендов. В ряде случаев на такие крупные рынки действительно имеет смысл выходить единым фронтом, чтобы затем не драться на нём друг с другом. В числе возможных кандидатов Саркисян указал на фармакологический рынок, тем более что в этом случае речь будет идти о восстановлении статус-кво.