Новость о том, что вещающий на Беларусь польский канал с антироссийской повесткой получит финансирование из Великобритании, только на первый взгляд выглядит как неудавшийся каламбур, а наряжающим новогодние ёлки россиянам так и вовсе представляется чем-то далёким и несущественным. В Минске же спутниковый канал «Белсат» хорошо известен широким массам как оппозиционная медиаплатформа, до недавнего времени балансировавшая на грани забвения.


Фрагмент заставки и логотип вещающего в Беларуси польского телеканала

Для тех, кто совсем не в теме, предусмотрена следующая короткая справка.

Справка: «Белсат» — история образования

«Белсат» (сокращение от Belarusian Satellite) — польский спутниковый телеканал, вещающий на белорусском языке. Создан на основании договора МИД Польши и общественного польского телевидения (TVP) 23 апреля 2007 года. Тогда польское телевидение получило из государственного бюджета 16 млн злотых (около 4 млн евро) на подготовку канала к эфиру и начало вещания. В договоре предусматривалось многолетнее сотрудничество и финансирование телеканала «Белсат». С начала вещания в декабре 2007 года канал был в эфире 16 часов в сутки — в формате четырёх четырёхчасовых блоков. Во внутренней структуре Польского общественного телевидения канал называется TV Białoruś. Активно сотрудничает с белорусским филиалом радио «Свобода».

За десять лет своего вещания телеканал «Белсат» прочно закрепил за собой репутацию антиправительственного, антироссийского и прозападного СМИ. Что представляется вполне закономерным, учитывая сугубо зарубежное финансирование, по умолчанию определяющее характер редакционной политики.

«Для нас очень важно, чтобы Беларусь смотрела на Запад. Это исторически оправдано: страна принадлежала к Великому княжеству Литовскому, и Беларусь считает себя его наследником».

Агнешка Ромашевская-Гузы, директор телеканала «Белсат»


Агнешка Ромашевская-Гузы, директор телеканала «Белсат»

О вездесущей руке Кремля, хитрых путинских планах и захватнически ревущих моторах российских танков в эфире финансируемого из Польши телеканала доверчивым белорусам начали рассказывать ещё задолго до того, как это стало мейнстримом на волне киевского Евромайдана.

Один из главных логических ключей построения информационной политики «Белсата» прост и интуитивно понятен: чтобы обратить взор белорусов к Западу, необходимо по максимуму разжечь в их сердцах ненависть к соседней России.

Закрыть нельзя финансировать

Шумиха, связанная с возможным закрытием телеканала «Белсат», поднялась не вчера. Однако, как это ни странно, инициаторами забивания гвоздей в крышку «белсатовского» гроба стали отнюдь не белорусские силовики, не регулярно поносимые в эфире этого телеканала власть и Александр Лукашенко лично. Хотя, учитывая агрессивный пропагандистский тон откровенно прозападного СМИ, такой исход представлялся вполне реалистичным.

 

Беда к «Белсату» пришла откуда не ждали. Поставить точку в насыщенной скандалами, интригами и расследованиями истории вещания в декабре 2016-го внезапно решили в польском МИД.

Создатели и главные идейные вдохновители телеканала вдруг признали, что «Белсат» за 10 лет своего существования так и не смог охватить вещанием территорию всей Беларуси, а его влияние на политическую и социальную белорусскую действительность остаётся весьма скромным.

Иными словами, десятки миллионов евро, вложенных в телеканал в течение его жизни, на официальном уровне признавались Варшавой вылетевшими в трубу: белорусы в подавляющем большинстве своём не стали сильнее любить Брюссель и яростнее ненавидеть Москву.


Витольд Ващиковский, глава МИД Польши

Предполагалось, что Варшава сократит ежегодное финансирование подконтрольного ей СМИ более чем в три раза — с четырёх до 1,2 миллиона долларов. Деньги, которые раньше шли на телеканал, планировалось передать на поддержку сирийских беженцев и открытие новых консульств Польши. По мнению топ-менеджеров «Белсата», такой шаг польских инвесторов неизбежно привёл бы к скоропостижной самоликвидации этой медиаплатформы.

«Из очень хороших источников мне сообщили неофициально, что планируется сокращение финансирования на 2/3. Фактически это уничтожение телеканала». 

Агнешка Ромашевская-Гузы, директор телеканала «Белсат», 16.12.2016 г.

Новость о возможном сокращении финансирования «Белсата» вызвала резонанс в белорусском обществе. Выражая солидарность с польским телеканалом и выступая в поддержку свободы слова, всё тогда же в декабре 2016-го пятеро белорусских оппозиционеров пикетировали в Минске здание… Нет, не польского посольства, что было бы вполне логично.


Пикет в поддержку телеканала «Белсат» у здания Администрации президента РБ, 20.12.2016 г.

Целью пикетчиков стала Администрация белорусского президента, что, напротив, выглядело, мягко говоря, несколько странно. Как бы там ни было, ни польские, ни тем более белорусские власти канал не закрыли.


В аппаратно-студийном блоке телеканала «Белсат» кипит работа

«Запад нам поможет»

Невзирая на то, что в эпицентре общественного внимания оказался главным образом телеканал «Белсат», Варшава урезала финансирование также вещающей на Беларусь польской радиостанции «Радыё Рацыя». А уже это, в свою очередь, позволяет делать выводы не просто о единичной не оправдавшей себя идее информационной экспансии, а о системной и целенаправленной медийной политике Евросоюза, проводимой в отношении Беларуси руками польских властей.

Ещё год назад в белорусской экспертной среде пользовалось популярностью мнение, что ослабление информационного влияния на Беларусь со стороны Евросоюза обусловлено некоторым усилением политических и экономических взаимных контактов Минска с Брюсселем.

Последние события показывают, что упомянутый выше медиафронт открыт до сих пор. Более того, в услугах его натасканных информационных ветеранов, таких как «Белсат» и «Радыё Рацыя», сегодня заинтересована не только Варшава, но и далёкий Лондон.

На днях стало известно о том, что Великобритания собирается выделить пять миллионов фунтов стерлингов на реализацию совместного с Польшей проекта по противодействию «российским информационным операциям» в регионе. Ожидается, что Варшава вложит в этот проект аналогичную сумму. Таким образом, объёмы финансирования антироссийского СМИ в Беларуси не просто останутся прежними — они как минимум удвоятся.


Сотрудники телеканала «Белсат» за работой

Как на войне

Те из нас, кто всерьёз убеждён, что главным принципом современной политической журналистики является объективность, а важнейшая функция финансируемых из-за границы оппозиционных СМИ заключается в надзоре над представителями власти, — либо  чрезмерно мнительные и внушаемые люди, либо навсегда потерянные для нашего несовершенного общества инфантильные идеалисты. Поскольку в современных реалиях ни первое, ни второе утверждения абсолютно не выдерживают критики и не проходят даже самой элементарной практической проверки.

Мифы о независимых СМИ вдребезги разбиваются там, где кончаются истории о путешествиях, рыболовстве и садоводстве и образуются первостепенные политические информационные поводы.

Апологеты независимости западных СМИ в качестве излюбленного аргумента часто приводят примеры регулярных разоблачений представителей власти тамошними журналистами и трансляции ими невыгодной для политэлит информации. Забывая при этом упомянуть, что, в отличие от евразийских реалий, где высшим цензором государственных СМИ, кто бы что ни говорил, всегда выступает действующая власть, в западной информационной модели эту роль зачастую играет частный капитал. А заказные разоблачения политических и государственных деятелей в Европе нередко являются результатом банального сведения личных счётов между представителями власти и крупного бизнеса.

Тем временем, пока существующие на деньги западных правительств «независимые» СМИ продолжают окучивать белорусского зрителя в рамках борьбы с российской пропагандой, сама эта российская пропаганда особо и не видна, поскольку не имеет чёткого позиционирования конкретными медиаторами по типу «Белсата» и ему подобных.

Да, в медийном арсенале Москвы имеется международный многоязычный информационный телеканал Russia Today. Но называть его пропагандистским на фоне того же «Белсата» было бы верхом цинизма. Впрочем, и RT, как многие могут помнить, совсем недавно американские власти признали иностранным агентом из-за доклада разведки, «сплошь состоящего из ошибок».


Редакционное помещение телеканала Russia Today

К слову, вскоре после этого президент Путин подписал так называемый закон «Об иностранных агентах в СМИ». Теперь Минюст России получает право признавать СМИ иностранными агентами, если они в форме юридического лица или иной структуры находятся за рубежом и получают деньги от иностранцев.

Если отталкиваться от того, что медиафронт между Западом, в частности Евросоюзом, и евразийскими союзными государствами — это не пропагандистская выдумка и действительно существует, невольно напрашивается логический вывод о том, что между двумя интеграционными моделями — европейской и евразийской — разворачивается полномасштабная информационная война.

В качестве наступательного оружия в этой войне Москва всегда может использовать медийные ресурсы по типу RT, в качестве оборонительного — всё тот же закон «Об иностранных агентах в СМИ». Минск же в этом контексте представляется куда менее подготовленным и защищённым.

С прогнозируемым усилением влияния на территории Белоруссии финансируемых Западом СМИ за счёт увеличения денежных потоков на их счета необходимость принятия белорусской властью незамедлительных и решительных контрмер становится всё более очевидной.

Причём для действенного противостояния угрозам белорусской государственности, несущимся с западных медиафронтов, Минску вовсе не обязательно изобретать кардинально новые механизмы, достаточно внедрить и использовать уже применяемые в союзной России. На законодательном уровне внутри страны и путём создания собственных медийных платформ, нацеленных на вещание за рубежом.

Но наиболее эффективным способом информационной борьбы всё-таки видится создание единой и централизованной союзной медийной платформы, способной адекватно и оперативно отвечать неизбежным вызовам антиевразийской западной пропаганды в обозримом будущем.