9 марта уже успели окрестить «чёрным понедельником» из-за рекордного падения цен на нефть и последовавшего за этим падения курса рубля. Однако сегодняшний обзор мы начнём не с колебаний мировой экономики, а со взгляда в будущее. Белорусские и российские учёные собираются разработать научно-техническую программу Союзного государства «Ресурс-СГ», рассчитанную на 2022–2026 гг.

«Она будет продолжением предыдущих программ "Нанотехнологии-СГ" и "Технология-СГ"», — сообщил директор Института тепло- и массообмена им. А. В. Лыкова НАН Беларуси Олег Пенязьков.

Задача программы — создание группировки спутников, которая бы могла анализировать атмосферу на наличие в ней определённых веществ. Что касается предыдущих программ, то их Олег Пенязьков оценил так: «Эта программа ["Технология-СГ". — Ред.] заканчивается в конце 2020 года. У нас порядка 26 заданий, по каждому из них будет создано определённое изделие либо прибор». Образцы изделий обещают показать осенью текущего года во время космического конгресса в Минске. 


«При сохранении теперешних темпов поставок "Нафтан" и Мозырский НПЗ переработают за год до 12 млн тонн нефти. Выход светлых нефтепродуктов из этого объёма — 8–8,5 млн тонн... Минэкономики РБ оценило потребление светлых нефтепродуктов на внутреннем рынке в 2020 году в 7 млн тонн. Соответственно, на экспорт остаётся только 1–1,5 млн тонн бензинов и дизтоплива», — пишет белорусский телеграм-канал «Эканоміка». Напомним, экспорт в 2015 году составил 10,5 млн тонн, и этот показатель считался кризисным из-за форс-мажора с поставками загрязнённой нефти. А президент РБ Александр Лукашенко даже сетовал, что экономике приходится спонсировать нефтепереработку, тогда как в прежние годы она, наоборот, тянула экономику за собой. 

Однако теперь (и эта мысль уже озвучена многими) у Беларуси и России появилась хорошая возможность разом закрыть большинство спорных вопросов. «Это [резкое падение цен на нефть из-за кризиса, вызванного коронавирусом. — Ред.] сегодня дополнительные возможности договориться с Российской Федерацией. Потому что ситуация, которая есть сегодня, значительно отличается от ситуации в декабре или январе». 


Мы всегда отстаивали союзный взгляд, поэтому согласимся с этим тезисом. Однако с одной поправкой. Ситуация действительно отличается от декабря и января. Но не только для России. Поведение Саудовской Аравии, которая вышла на рынки северо-западной Европы (предлагая свою нефть марки Arab Light на 10 с лишним долларов дешевле марки Brent), — пример того, что сейчас будет твориться на всех мировых рынках (не только нефти и нефтепродуктов). Чем быстрее  Россия и Беларусь договорятся о цене, чем быстрее белорусские НПЗ возобновят экспортные отгрузки, тем меньше потеряют обе стороны. Именно потеряют, потому что в текущей ситуации правильнее думать не о том, как больше заработать, а о том, как меньше потерять. Ключ к успеху — быстро думать, быстро делать, на время забыть об амбициях. Даже самых любимых. Иначе можно обнаружить, что привычные рынки уже заняты другими поставщиками. 

СМИ сообщают о скорой встрече глав правительств РФ и РБ. Это хорошая возможность достичь компромисса. В кризис всем нужно выживать, и это может стать общим интересом, которого, возможно, России и Беларуси в последнее время так не хватало.