В Беларуси бум визитов военных инспекторов из соседних держав. Вслед за приехавшей 9 октября украинской делегацией пожаловали военные специалисты из Литвы. Их визит продлится меньше, до 12 октября (украинская делегация будет находиться в РБ до 13-го), в остальном же визиты стоит признать крайне похожими. Разница лишь в том, что литовские инспекторы посетят 19-ю отдельную механизированную бригаду, а украинские — 8-ю отдельную гвардейскую десантно-штурмовую бригаду.

Согласованное время визитов и задачи инспекционных групп заставляют предположить очевидное: США — патрона обеих республик — совместные учения России и Беларуси заинтересовали. Настолько, что ряд вопросов было решено прояснить на месте.

Дело в том, что и Украина, и Литва накануне проведения учений получили от России и Беларуси приглашение прислать на них своих представителей — обычная норма дипломатического этикета. Обе республики это приглашение приняли, т. е. имели возможность посмотреть всё, что им хотели показать. Однако, видимо, только после завершения учений поступили ЦУ о том, что нужно проверить дополнительно.

Впрочем, в эту игру можно играть вдвоём, что Россия с Беларусью и делают. Наши делегации военных инспекторов тоже посетили Литву аккурат под занавес учений «Железный волк-2017», проходивших в Польше и Литве 12-23 июня и организованных ставкой сухопутных сил США в Европе.


Кстати, только на протяжении лета под эгидой США в Балтийском регионе, помимо «Железного волка-2017», состоялось ещё 3 подобных мероприятия: «Балтийская крепость-2017» (Эстония), «Удар саблей-2017» (Латвия), морские манёвры Baltops. Украинские наблюдатели на «Запад-2017» назвали процесс мониторинга в ходе учений «условно открытым», тогда как упоминаний о приглашении российских и белорусских наблюдателей на учения в Прибалтике нам найти не удалось. Что, впрочем, не помешало нам наблюдать за теми же манёврами явочным порядком — для отслеживания передвижений воздушных и морских группировок были направлены истребители Су-27. 


Напомним, командующий сухопутными силами генерал Бен Ходжес на днях выступил с инициативой создания т. н. «военного шенгена», который бы облегчил перемещение войск и вооружений между странами группировки НАТО. Кстати, формально автором идеи с «военным шенгеном» значится всё та же Литва. 

10 октября в Сочи началась работа сразу двух саммитов, посвящённых процессам интеграции на постсоветском пространстве: заседание Совета глав СНГ и Высший Евразийский экономический совет. На обоих намечено рассмотрение полутора-двух десятков вопросов, а поскольку мероприятия только стартовали, то об итогах говорить преждевременно. Впрочем, стоит отметить, что обоим Советам не помешает единство на фоне скандала, развернувшегося накануне между руководством Казахстана и Кыргызстана (Алмазбек Атамбаев излишне резко оценил визит кандидата в президенты Киргизской Республики Омурбека Бабанова в Казахстан, получив в ответ не менее резкий ответ из Астаны). После чего президент Кыргызстана в последний момент даже отменил свой визит в Сочи.


Т. е. встреча пройдёт в неполном составе, а к заранее сформулированным вопросам прибавится ещё один: конфликт нужно оперативно гасить. Оппозиция участию Кыргызстана в ЕАЭС до сих пор существует и обязательно воспользуется ситуацией, тем более что всё это накладывается на выборы, намеченные на 15 октября. Столь удачного (для них) резонанса в республике не случалось уже давно.

Уже в следующем месяце президенту Беларуси Александру Лукашенко, возможно, предстоит посетить ещё одно интеграционное мероприятие. Правда, противоположное по смыслу саммитам в Сочи. Белорусского лидера зовут в Брюссель, на саммит «Восточного партнёрства». Вернее, как указывается в приглашении, выбор представителя от Беларуси остаётся за президентом. Что ж, почему бы и не съездить? «Держи друзей близко, а врагов — ещё ближе».

Тем более что в ближайшее время Беларусь может начать выполнять своего рода посредническую миссию между РФ и одной из стран «Восточного партнёрства» — Украиной. Она, разумеется, её уже и так выполняет (Минский процесс, транзит авиарейсов), но на очереди новая инициатива Киева: там предлагают «ограничить права граждан Украины к выезду из Украины в Россию». Иначе говоря, запретить. Сначала чиновникам, а там и до рядовых граждан может дойти очередь. Если соответствующий законопроект примут, Минск может стать своего рода местом встречи россиян и украинцев.

Один из вопросов, который лидерам Союзного государства неплохо бы прояснить в Сочи, — криптовалюты. Как мы помним, на днях презентовали талер криптовалюту белорусских разработчиков. Кроме того, в Беларуси продолжается разработка мультивалютной платёжной системы, в которой будет возможность расчёта различными криптовалютами. Наконец, по последним данным, вскоре будет обнародован декрет президента  под условным названием «О ПВТ 2.0» тот самый, что Лукашенко обещал IT-отрасли летом этого года (подробнее см. тут). Ожидается, что этим декретом технологии блокчейн получат поддержку руководства республики, из-за чего разработчики талера даже отложили его презентацию ждут, каковы будут новые условия работы.

Между тем в России отношение к указанным финансовым инструментам пока не такое благосклонное: «Все производные инструменты на криптовалюту мы рассматриваем как негативное явление на нашем рынке и не считаем возможным не только поддерживать, но и будем предпринимать усилия по ограничению возможности для регулируемой части российского рынка оперировать такого рода инструментами. При этом мы ведём с Генпрокуратурой работу по закрытию внешних сайтов, которые дают возможность для наших граждан приобретать такого рода активы», заявил первый зампредседателя Центробанка России Сергей Швецов в ходе выступления на форуме «Российский рынок производных финансовых инструментов».

Т. е. государство союзное, а отношение к финансовым инструментам — пока не очень.

К тому же, как указывает помощник члена Коллегии по промышленности и агропромышленному комплексу Евразийской экономической комиссии Юрий Иванов, такая проблема — несогласованность научно-технического сотрудничества — является общей для ЕАЭС: на этапе разработки Договора статью не смогли согласовать, да так и оставили до лучших времён.