Партбилет когда-то служил пропуском для входа в социальные лифты. Партия была одна и решала многое. В Беларуси, по последним данным, 15 политических партий. О большинстве из них среднестатистическому обывателю ничего не известно. Более-менее узнаваемые партийные бренды — это фактически пара-тройка названий. Но, похоже, страна постепенно выруливает на стратегическую траекторию, которая может всё изменить.

Сейчас среднестатистический белорус, как правило, назовёт три партии: БНФ (Белорусский народный фронт), Компартию Беларуси и Либерально-демократическую партию. Именем первой из них, как правило, в просторечии называют всю оппозицию. БНФ — это старый бренд, родившийся при распаде СССР. Компартия сейчас фактически провластная. Помимо неё, есть ещё несколько таких, но менее известных. Они активизируются только во время выборов.

Либерально-демократическая партия (ЛДП), как несложно догадаться, начиналась в качестве «франшизы» ЛДПР. Сейчас она не является провластной, но старается не входить в острые конфликты с руководством страны. Оппозиция эту партию не считает своей. Её кандидатов, хоть на выборах президентских, хоть парламентских, оппозиционеры называют, как правило, «спарринг-партнёрами» власти.

ЛДП придерживается обычно правых взглядов. Иногда выступает в защиту среднего и малого бизнеса. У неё довольно много «первичек» и хороший организационный потенциал. Пока что у неё только по одному представителю в верхней и нижней палатах парламента. Собственно говоря, у всех партий, которые есть в парламенте, очень мало своих депутатов или сенаторов. Подавляющее большинство парламентариев беспартийные.

Беларусь — не Украина и не Россия. Здесь партии не играют сколько-нибудь существенной роли в политике. На данный момент не стоит даже утруждать себя их детальным изучением. В случае радикального изменения политической ситуации часть партий, конечно, может получить финансирование от заинтересованных лиц и проявить себя. Но пока большая часть этих организаций — или «спящие агенты», или просто «вывески».

Несколько лет периодически возникают разговоры о том, что пора Беларуси переходить к выборам по партийным спискам или к смешанной системе. Для этого надо менять не только избирательное законодательство, но и Конституцию. Вопрос деликатный, и власть пока не спешит.

Встает вопрос и о партии власти. Как таковой её нет. Есть только стартовая площадка — общественная организация «Белая Русь», куда входит немало представителей властной вертикали. Рядовые члены — это, как правило, работники бюджетных организаций. О планах трансформировать «Белую Русь» в партию говорилось уже не единожды. Были даже определённые поправки в законодательство, касающиеся преобразования общественной организации в партию. Но окончательное решение не принимается.

Похоже, постепенно властная вертикаль начинает готовиться к трансформации политической системы. На общественное интернет-обсуждение министерство юстиции недавно вынесло проект поправок по политическим партиям и общественным организациям. Что предлагается?

Число учредителей для республиканского общественного объединения уменьшается с 50 до 40 человек. Для партии — с одной тысячи до 800 человек. Для Беларуси это существенное изменение. Ряд политических и общественных активистов научился собирать людей через социальные сети и различные телеграм-чаты. Это не что иное, как «месторождения» учредителей.

Такой интернет-способ собирания людей уже родил предложение: разрешить учреждать партию не с 800 учредителями, а с 500. Причём учредительное собрание пусть проходит в онлайн-режиме через сбор персональных данных желающих создать партию.

Выдвинул предложение один из тех людей, которые участвуют в поддержании политического телеграм-чата, где число участников давно перевалило за тысячу. Его вряд ли поддержат. Но в проекте закона есть кое-то про интернет. Хотят разрешить онлайн-заседания руководящих органов. Различные политбюро, сеймы и высшие советы можно будет проводить по «Скайпу». Ну это, конечно, не принципиальное, а, скорее, имиджевое изменение. По «Скайпу» можно и сейчас решать все вопросы, формализуя их потом в официальные решения на «ритуальном» собрании.

Зато наконец-то разрешено подавать документы на регистрацию общественных организаций и партий в электронном виде. Незначительно сокращается перечень данных, которые надо при этом указывать. Немного упрощается регистрация символики партий. Ничего принципиального здесь нет.

В Беларуси у партий и общественников далеко не всегда «жирные» бюджеты. Иногда не хватает денег на помещения, чтобы были юридические адреса, например, для территориальных структур. Проект закона предлагает разрешить использовать служебный адрес, если работодатель не против. Эта норма, скорее всего, будет работать в пользу провластных партий и общественных организаций. Можно будет использовать адреса бюджетных организаций.

Другое возможное новшество вряд ли понравится всем. Видимо, государство хочет усложнить жизнь «НКО-кормушек». Предлагается запретить тратить на зарплаты сотрудников общественных организаций более 40 % годового дохода. А как известно, доходы чаще всего — это гранты и другая помощь со стороны.

Собственно, это все основные изменения, которые могут быть воплощены в реальность. Вряд ли закон начнёт действовать в ближайшее время. Проголосовать за него парламент сможет только осенью. А осенью выборы. Старый созыв по традиции проведёт финальную сессию, на которой примет бюджет на следующий год. Затем новый состав проведёт первую сессию. Она, вероятнее всего, продлится месяц-полтора. И если в этот переходный период документ примут, то всё равно он может вступить в силу только через полгода после официального опубликования.

***

Данный документ может быть только одним из первых шагов на пути или к созданию в стране конфигурации, когда реально правят 2-3 системообразующие партии (как в Англии или США), или просто к переходу на выборы в парламент по партийным спискам (либо по смешанному принципу). Некоторые послабления могут позволить ряду общественных объединений, претендующих на участие в политической жизни, зарегистрировать свои партии. Существенных изменений к предстоящим осенним выборам в Палату представителей вряд ли стоит ожидать.