Фальсификация итогов войны началась не сегодня и даже не вчера. Она зарождалась в 1945 году, по сути, сразу после Великой Победы. Главная цель — приписать США исключительную роль в победе над фашистской Германией и этим обосновать право американцев на лидерство.

А для этого стоит обратиться к фактам.

1944 год

Высадившись в Нормандии 6 июня 1944 года, лишь почти два месяца спустя союзники решились выйти на оперативный простор. А что мешало начать наступление раньше? Вы не поверите, но американские и британские военные на полном серьёзе утверждали, что прорыву вглубь Франции танков мешают «бокажи» — живые изгороди фермерских полей. 


«Непреодолимая» преграда для танков союзников и действительно непреодолимая преграда в виде противотанкового рва, в котором застрял немецкий T-3.

Лишь когда проблема с «бокажами» была решена, а превосходство над противником достигло в танках 20:1, самолётах 25:1 и пехоте 4:1, союзные войска решились покинуть место высадки и выйти на оперативный простор.

25 июля 1944 года союзники начали операцию «Кобра». По мнению крупнейших военных аналитиков, американо-английское командование имело все возможности окружить и полностью уничтожить немецко-фашистские войска в Нормандии. Но это не входило в их расчёты. Об этом откровенно написал известный американский историк Эдуардо Дзелепи в своей книге «Секрет Черчилля»: «Когда англо-американские войска высадились в Нормандии, они сделали это в действительности не для того, чтобы помочь русским, а для того, чтобы самим также присутствовать на европейском континенте. Ибо война, по существу, подходила к концу. Подавляющая часть работы по уничтожению вермахта была уже выполнена Красной армией». Британский историк Бэзил Генри Лиддел Гарт также утверждает, что война могла бы закончиться в сентябре 1944 года, так как «основные силы немецких войск на Западе были сосредоточены в Нормандии».

Передовые соединения союзников подошли к «Линии Зигфрида» в сентябре 44-го. Попытка пробить её с ходу была отбита. В результате наступление союзных войск вглубь Германии было остановлено до марта 1945 года. В то же время советские войска в июле — августе 1944-го провели Яссо-Кишинёвскую операцию. 20 немецких дивизий из состава 6-й армии были разгромлены.

Итог летних сражений 1944 года был таков: Красная армия разбила 73 немецкие дивизии, уничтожила 4168 танков и самоходных артиллерийских установок. Безвозвратные потери немцев составили около 800 тысяч солдат и офицеров. 404 тысячи оказались в плену.

Статистические данные немецких потерь на Западном фронте противоречивы. Поэтому сошлёмся на авторитет английского учёного, историка Лиддел Гарта, который приводит любопытные данные: «Как свидетельствуют трофейные документы, на всём Западном фронте немцы имели около 100 пригодных для боя танков против 2 тысяч танков союзников. У немцев было только 570 самолётов, в то время как у союзников на Западном фронте находилось более 14 тысяч самолётов». Если предположить, что союзники уничтожили все 100 танков и 570 самолётов, то это и будет их вкладом в разгром гитлеровцев на этом этапе войны.

Премьер-министр Великобритании У. Черчилль 27 сентября 1944 года признал: «Именно русская армия выпустила кишки из германской военной машины и в настоящий момент сдерживает на своём фронте несравненно большую часть сил противника». В конце сентября — начале ноября 1944 года армии стран антигитлеровской коалиции провели две операции. Красная Армия — «Белградскую», американцы и британцы — «Маркет Гарден». Первыми начали сражение наши союзники. С 17 по 20 сентября в районе городов Арнем, Везель и Неймеген был высажен парашютный десант: две американские и английская авиадесантные дивизии, а также польская парашютная бригада. 35 тысяч десантников начали наступление. Были захвачены незначительные плацдармы на реках Северный Рейн, Маас и Вааль. Красная армия перешла в наступление 28 сентября. 10-й стрелковый корпус во взаимодействии с частями югославской армии вышел к Дунаю, форсировал реку и создал условия для наступления на Белград с севера — востока.

У союзников дела обстояли иначе. Британские десантники захватили мост у Арнема, но, не выдержав натиска немцев, оставили переправу и вели бои на выживание. Главные силы 1-й канадской и 2-й английской армий вместо того, чтобы помочь десантникам в развитии наступления на север, приступили к зачистке междуречья рек Маас и Шельда. Фактически «крылатая пехота» была брошена на произвол судьбы.


Пленные британские десантники из 1-й воздушно-десантной дивизии (1st Airborne Division) идут мимо немецкой САУ StuG III в Арнеме.

Шесть тысяч десантников попали в плен, тысяча погибла. Вермахту удалось остановить наступление и остальных союзных войск. В операции «Маркет Гарден» немцы потеряли в общей сложности 3 тысячи 300 человек, треть из них убитыми. Потери американцев и англичан под Арнемом составили около 15 тысяч человек. Вермахт уничтожил или захватил практически всё вооружение английского десанта.

В результате летне-осенней кампании 1944 года Советский Союз достиг крупных военно-политических результатов.  Вышли из войны Финляндия, Румыния и Болгария. Они покинули фашистский блок и присоединились к антигитлеровской коалиции. Были освобождены часть Польши и Чехословакии, Венгрии, Югославии. Советские войска приступили к освобождению Норвегии.

У наших союзников результаты были куда скромнее. В письме президенту США Теодору Рузвельту 6 декабря 1944 года Уинтон Черчилль сетовал: «Мы ещё не вышли к Рейну на северном и самом важном участке фронта, и нам придётся продолжать великую битву в течение многих недель, прежде чем мы сможем надеяться выйти к Рейну и создать плацдарм. После этого нам ещё предстоит продвигаться по самой Германии» (Письмо Черчилля Рузвельту от 6 декабря 1944 года, Мемуары Черчилля).

16 декабря немцы начали в Арденах операцию «Осенний туман». Цель — разгром более тридцати американских и английских дивизий и принуждение союзников к сепаратному миру. На рассвете 19 декабря немецкая танковая дивизия окружила в городе Бастони 101-ю американскую дивизию ВДВ.  В плен сдались 9 тысяч американцев. Немецкие танковые соединения начали быстро продвигаться вперёд, громя по частям подходившие резервы англо-американских войск. Призрак нового «Дюнкерка» вновь вставал перед союзниками.

В этот критический момент Черчилль обратился с известным письмом к Сталину с просьбой оказать срочную помощь. «Я буду благодарен, если Вы сможете сообщить мне, можем ли мы рассчитывать на крупное русское наступление на фронте Вислы или где-нибудь в другом месте в течение января и в любые другие моменты, о которых Вы, возможно, пожелаете упомянуть». На следующий день Иосиф Сталин ответил: «…Учитывая положение наших союзников на западном фронте, Ставка Верховного Главнокомандования решила усиленным темпом закончить подготовку и, не считаясь с погодой, открыть широкие наступательные действия против немцев по всему центральному фронту не позже второй половины января».

12 января 1945 года началось наступление советских войск на фронте от Балтийского моря до Карпат. Оборона немцев была взломана на протяжении 1200 километров. Второй и Третий Белорусские фронты рассекли на три части группировку противника в Восточной Пруссии, окружили Кёнигсберг. Известно, что 12 января немецкие войска прекратили наступление в Арденнах и начали спешную переброску сил на восточный фронт. В том числе группировку покинули 5-я и 6-я танковые армии, что позволило союзникам привести в порядок свои сильно потрёпанные войска.

1945 год

Премьер-министр Великобритании Черчилль по достоинству оценил важность советского наступления в январе 1945 года.

Из письма ЧЕРЧИЛЛЯ СТАЛИНУ:

«От имени Правительства Его Величества и от всей души я хочу выразить Вам нашу благодарность и принести поздравления по случаю того гигантского наступления, которое Вы начали на восточном фронте…»

Главные силы 1-го Белорусского фронта 28 января вышли на государственную границу Германии. «Русское наступление за Вислой развивалось с невиданной силой и стремительностью, — пишет немецкий генерал Ф. Мелентин. — Невозможно описать всего, что произошло между Вислой и Одером в первые месяцы 1945 года. Европа не знала ничего подобного со времени гибели Римской империи». До 40 процентов немецких войск были спешно переброшены на Восточный фронт. В результате таких рокировок у немцев на западном фронте осталось только 55 слабо укомплектованных дивизий, в то время как англичане и американцы имели 100 полностью боеготовых дивизий. 30 из них были бронетанковыми.  

Стратегическая ситуация поставила перед союзниками острый вопрос наступать сейчас или никогда.  Русская наступательная операция союзников началась только 23 марта с форсирования Рейна. Почти без сопротивления немцев. Об этом свидетельствует донесение Эйзенхауэра: «Наши потери убитыми при форсировании составили 15 человек в одной дивизии и 16 в другой». «Немцы оказывали беспорядочное сопротивление небольшими группами войск…  Ни танков, ни авиации в резерве у немцев не было». 

Брентон Уоллес, Военный историк (США)

В результате Рурской операции англо-американским войскам удалось блокировать небольшую немецкую группировку. Однако Эйзенхауэр оценивал это окружение как «самый большой из охватов в истории, как крупнейшую операцию». 

Однако факты говорят о другом. «Рурская группировка немцев состояла из частей 5-й танковой и 15-й армий и частично 1-й парашютной армии, которые только номинально имели номера дивизий и боевых групп. Эйзенхауэр сам признаёт, что «…каждая из таких частей представляла собой не более как скелет дивизии. Общая численность этой группировки не превышала 70 тысяч солдат и офицеров»

В начале апреля 1945 года Красная армия штурмом взяла Кёнигсберг, освободила восточную часть Чехословакии, вышла к Судетам, завершила разгром гитлеровской группировки в Венгрии. 13 апреля освобождена столица Австрии — Вена. А на Западном фронте в это время пушки молчали.

Гитлеровские войска массово сдавались в плен англичанам и американцам, о чём свидетельствуют еженедельные бюллетени Верховного командования союзников: «Противник на Западе больше не оказывает организованного сопротивления. В центре мы приближаемся к тыловым районам сил противника. Но, несмотря на эту ситуацию, Гитлер не перебросил никаких сил с Востока для отражения наших атак на Западе». 15 апреля группировка гитлеровских войск из 10 пехотных дивизий и боевых групп, не предприняв никаких попыток к сопротивлению, капитулировала. В горах Гарца капитулировали три пехотные и 5-я парашютная дивизия вермахта.

Эта сепаратная капитуляция заставила Сталина 3 апреля 1945 года написать пространное письмо Рузвельту:

«Получил Ваше послание по вопросу о переговорах в Берне. Вы утверждаете, что никаких переговоров не было ещё. Надо полагать, что Вас не информировали полностью. Что касается моих военных коллег, то они, на основании имеющихся у них данных, не сомневаются в том, что переговоры были и они закончились соглашением с немцами, в силу которого немецкий командующий  на западном фронте маршал Кессельринг согласился открыть фронт и пропустить на восток англо-американские войска… англо-американские войска получают возможность продвигаться вглубь Германии почти без всякого сопротивления со стороны немцев, но почему надо было скрывать это от русских и почему не предупредили об этом своих союзников — русских? И вот получается, что в данную минуту немцы на западном фронте на деле прекратили войну против Англии и Америки. Вместе с тем немцы продолжают войну с Россией союзницей Англии и США».

Рузвельт в ответном письме 5 апреля утверждал: «Наше продвижение на западном фронте является результатом военных действий».

7 апреля 1945 года Сталин ответил Рузвельту:

«Получил Ваше послание от 5 апреля. Трудно согласиться с тем, что отсутствие сопротивления со стороны немцев на Западном фронте объясняется только лишь тем, что они оказались разбитыми. У немцев имеется на восточном фронте 147 дивизий. Они могли бы без ущерба для своего дела снять с восточного фронта 15–20 дивизий и перебросить их на помощь своим войскам на Западном фронте. Однако немцы этого не сделали и не делают. Они продолжают с остервенением драться с русскими за какую-то малоизвестную станцию Земляницу в Чехословакии, которая им столько же нужна, как мёртвому припарки, но безо всякого сопротивления сдают такие важные города в центре Германии, как Оснабрюк, Мангейм, Кассель. Согласитесь, что такое поведение немцев является более чем странным и непонятным».


Положение РККА и армий союзников 10 мая 1945 года. Понять, кто освободил Европу, несложно.

Сегодня, после рассекречивания некоторых документов, такое поведение перестаёт быть странным и непонятным.

Дело в том, что ещё в начале апреля 1945 года Черчилль распорядился разработать план использования пленённых немецких дивизий для операций против… Красной армии. Этот план получил название операция «Немыслимое». В Южной Дании и Шлезвиг-Гольштейне были размещены около 15 немецких дивизий. Оружие складировали, а личный состав тренировали для будущих схваток с Советами. По плану операции «Немыслимое» 10–12 немецких дивизий вместе с польскими корпусами армии Андерса, с участием американских, английских и канадских войск 1 июля 1945 года должны были начать боевые действия против СССР и дойти до Варшавы.

Сталин и Ставка Верховного главнокомандования распорядились провести Берлинскую наступательную операцию так, чтобы ни у Черчилля, ни у Эйзенхауэра, ни у Маршалла, ни у Патона, ни у кого другого не появлялось желания воевать с СССР.

16 апреля 1945 года наступил день решающего сражения на Берлинском направлении… Казалось бы, что в этот момент союзники должны активизировать свои действия и отвлечь хотя бы часть немецких сил на себя? Но американо-английские войска никакой активности не проявляли, Гитлер приказал перебросить к Берлину 12-ю армию генерала Венка. «Это решение было вызвано тем, что американцы на западном берегу реки Мульда вели себя спокойно. 12-я армия снялась с фронта на Эльбе без какого-либо воздействия со стороны американцев» (Уильям Фокс, военный историк, США). «Почти две недели мы топтались на месте на Эльбе и Мульде, ожидая подхода русских» (Омар Брэдли, генерал).

Немцы спокойно перебросили с запада не только 12-ю армию, а ещё несколько дивизий с Нижней Эльбы и часть соединений 7-й немецкой армии. Союзники не помешали этой операции.  Более того, начали спасать гитлеровские войска от разгрома Красной армией. Восточнее городов Висмар и Шверин американо-английские войска встретились с подвижными частями Советской армии. Образовалась межсоюзная демаркационная линия.

Однако американцы и англичане и здесь, нарушив обязательства, разрешили укрыться за этой линией остаткам разбитой немецкой группы армий «Висла». Вслед за этим нарушением союзники позволили создать во Флесбурге марионеточное фашистское «правительство» гросс-адмирала Деница, которого Гитлер назначил своим преемником, прежде чем покончить жизнь самоубийством.

А когда после бесплодных попыток деблокировать берлинскую группировку 12-я армия генерала Венка сама оказалась окружённой и прижатой к Эльбе в районе Магдебурга, американцы спасли её, наведя через реку 4 понтонных моста. Переправившись по ним, большая часть гитлеровцев избежала полного уничтожения. Что называется операция «Немыслимое» — «помогли».

***

25 апреля 1945 года на разрушенном мосту через Эльбу близ Торгау американский патруль под командованием второго лейтенанта Армии США Уильяма Робертсона встретится с солдатами лейтенанта Александра Сильвашко, белоруса из Клецка.


«Встреча на Эльбе» Уильяма Робертсона и Александра Сильвашко.

Гродненский историк Владимир Егорычев провёл тщательный анализ совместных боевых действий союзников и пришёл к выводу: «Второй фронт просуществовал всего 336 суток, из них только 29% времени приходилось на бои. На советско-германском фронте все 1418 дней и ночей ожесточённые сражения шли постоянно. Красная армия разгромила 607 фашистских дивизий, а англо-американские войска всего 176. Именно Советский Союз внёс решающий вклад в победоносное окончание Второй мировой войны».

И эти факты оспорить невозможно. Это наша ПОБЕДА, а не их «Виктория».