Во Франции продолжается невесёлый «сериал» под условным названием «Судьба Русской архиепископии». Ранее на портале СОНАР-2050 выходили материалы на эту тему. Вкратце напомним, что после эпопеи с украинской автокефалией новое церковно-административное противостояние началось в Западной Европе. И сейчас кризис становится всё более напряжённым.


Главный собор (Александро-Невский) Русской архиепископии в Париже на улице Дарю. Фото: orthodoxie.com

Всё началось с того, что константинопольский патриарх Варфоломей решил упразднить так называемую Русскую архиепископию — автономную епархию в юрисдикции Константинополя. Все приходы должны были подчиниться напрямую Фанару. Естественно, не всем это понравилось. Приход в Сан-Ремо (Италия) даже объявил о переходе в РПЦЗ. Ведь дело в том, что архиепископия когда-то возникла на базе белой эмиграции, долго определялась, в чью юрисдикцию ей войти. У неё своя история и демократические традиции самоуправления.

Приходы расположены в основном во Франции. Есть также храмы, например, в Бельгии и других государствах. По большому счёту это уже давно не русская, а западноевропейская церковь с доминированием франкоязычных прихожан.

Сопротивляясь решению Фанара, архиепископия начала длительную серию совещаний/съездов по решению своего будущего. Не так давно в Париже под председательством архиепископа Иоанна Ренетто (который и является предстоятелем этой уникальной церкви) прошла Генеральная ассамблея — большое собрание всех приходов. Была вероятность окончательного общего решения о дальнейшей судьбе. Ведь надо же определиться, с кем быть. Без вхождения в какую-то поместную церковь архиепископия не сможет сама ставить себе епископов.


Архиепископ Иоанн на собрании в Париже. Фото: Facebook священника Живко Панева

Переговоры велись и с РПЦ. Кстати, её Синод демонстративно назначил в Западную Европу экзарха, заново учредив в ЕС экзархат. Плюс была образована епархия в Испании и Португалии. Это прямой вызов Константинополю и одновременно возможность для отдельных приходов архиепископии перейти в другую церковь.

Сам архиепископ, как стало известно недавно, получил от патриарха Варфоломея отпускную грамоту для перехода в РПЦ. Очевидно, что Фанар в данной истории не особо интересуют персоналии. Интерес, скорее, есть к материальной базе приходов.

На сентябрьской Генеральной ассамблее проходило тайное голосование, чтобы решить, переходить к Московскому патриархату или нет? Предполагалось, что можно будет сохранить автономность архиепископии. Сделать нечто вроде РПЦЗ 2.0.

Напрямую в РПЦ мало кто хочет. К сожалению, очень живучи мифы про КГБ, Путина и т. д. В дела приходов на местах вмешивается глобальная политика. Хотя в итоге голосование показало, что почти 60 % — за аффилированность с РПЦ. Другие предлагают всё-таки идти под Константинополь в так называемую Галльскую митрополию. Или же соединиться с Румынской церковью.


Генеральная ассамблея Русской архиепископии. Фото: Facebook священника Живко Панева

Но решение о будущем всей архиепископии не принято. Тех голосов, что были за Москву, хоть и много, но по уставу недостаточно. Плюс Константинополь своим решением за несколько дней до сентябрьской Генеральной ассамблеи фактически заявил, что архиепископия (юрлицо же ещё существует) уходит в подчинение к митрополиту Галльскому Эммануилу. Именно он председательствовал на так называемом «Объединительном соборе» в Киеве.

В то же время архиепископия, опять же по уставу, пока не может назначить новую ассамблею, чтобы проголосовать как-то иначе, поставив вопрос в бюллетене по-другому. Ситуация как бы подвисла.

Теперь приходы могут, в принципе, самостоятельно разойтись в юрисдикции Румынского и Московского патриархатов. Под Константинополь явно пойдут немногие. Для этого уже были возможности и время. А Фанар, как уже говорилось, просто так не уступит материальную базу. Самый вероятный сценарий сейчас — это создание второй зоны борьбы за храмы (наряду с Украиной) в противостоянии РПЦ и Вселенского патриархата. Явно будет примешана политика. И она уже примешана. Явно будут использовать события вокруг архиепископии как инфоповоды в глобальной информационной войне «Россия — коллективный Запад». А ведь можно было просто не начинать эту эпопею и не лишать архиепископию её уникального статуса. Что бы ни говорили об иерархах РПЦ, но нападает первым сейчас преимущественно Фанар. И тут не вопрос перетягивания на свою сторону приходских масс, вопрос лишь в деньгах и власти.

P. S. Когда материал уже был готов к публикации, стало известно, что архиепископ Иоанн выступил вот с каким обращением к пастве:

«После консультаций с настоятелями и множеством священников и в качестве главы ex officio (по должности. — СОНАР-2050) нашей архиепископии я принял решение вверить себя, так же, как и нашу архиепископию, каноническому послушанию, предложенному Московским патриархатом, чтобы ответить на нужды общин, составляющих архиепископию.

В это воскресенье я буду поминать Его Святейшество патриарха Московского Кирилла и приглашаю всё духовенство продолжить поминать меня.

Я знаю и понимаю давнюю осторожность многих. В первую очередь я думаю о наших дорогих отцах, братьях и сёстрах из Соединённого Королевства. Раны глубокие. Есть они и у наших общин на юге Франции по причине юридических тяжб, конец которым я пытался положить с самого начала. Тем не менее пришло время не то, чтобы забыть о них, но двигаться вперёд.

Я обещал не покидать вас. Я держу своё обещание и смиренно прошу вас хранить меня в своих молитвах, прошу прощения у всех тех, кто будет ранен этим решением, которое я принимаю».