— Александр Лукашенко во время «Большого разговора с президентом», который состоялся 1 марта, подробно высказался об отношениях с Россией, отдельно остановившись на проблемах в экономической сфере, в том числе затронув поставки продовольствия и налоговый манёвр. Как вы думаете, удастся ли когда-нибудь решить эти вопросы?

— Да, на «Большом разговоре с президентом» рассматривалось много вопросов, касающихся белорусско-российских отношений и в политической, и, конечно, в экономической сферах. Я считаю, что мы должны перейти на новый уровень экономической интеграции и по-новому посмотреть на то, что происходит между нами. Именно к этому и призывал Александр Лукашенко. Беларусь и Россия вообще-то не партнёры и даже не союзники, а братья.

Президент коснулся и кредитов, которые предоставляет нам Россия. Процент по ним заметно выше, чем от китайских или западных банков. Наверное, российский стороне здесь можно было бы более лояльно к нам относиться.

К сожалению, при всём отношении к России, её мощи и величию, стоит признать, что её кланово-олигархическая модель, направленная на прибыль любой ценой, и здесь играет свою отрицательную роль.

Президент Беларуси высказывает претензии к России, но с уважением относится к своему союзнику, признаёт его заслуги. Для себя во всей этой палитре международных отношений отметил, что он позиционирует нашу страну на стороне РФ. Например, «Большой разговор» начался с констатации факта, что сложная геополитическая ситуация резко увеличила военные расходы, и понятно с чьей подачи. И несмотря на все экономические сложности, Беларусь и Россия находятся в одной лодке против внешнего натиска. При всей многовекторности приоритеты были обозначены чётко.

— Что касается налогового манёвра. Раз нет компенсации, не стоит и рассчитывать на неё, а просто надо искать новые точки роста в экономике, как вы думаете?

— В этом вопросе приходится согласиться с президентом Беларуси, ведь по нашим договорённостям мы не должны иметь пошлин на продукты, которые добываются из недр земли. Российская сторона здесь поступила «мудро», они компенсировали это тем, что взяли налог на добычу природных ресурсов, так называемый НДПР. По сути, они компенсировали отсутствие пошлин этим налогом. Белорусские предприятия стали неконкурентоспособными, поскольку стоимость сырья возросла. Это выглядит не совсем честно.

— Александр Лукашенко, высказываясь о работе ЕАЭС, отметил, что союз начинает всё больше политизироваться. О будущем ЕАЭС говорят уже не так оптимистично, как на заре его создания: никуда не деваются изъятия и ограничения. А на ваш взгляд, есть ли у него будущее?

— Мы создавали союз, чтобы облегчать условия для бизнеса и создать полноценную рыночную среду, потому что конкуренция у нас является двигателем прогресса. Полноценная здоровая конкуренция будет на пользу всем. Нам действительно необходимы равные условия. Вопрос в том, что не должно быть никаких искусственных барьеров, послаблений своим компаниям, потому что только настоящая конкурентная борьба позволяет определить лучшего, и дефицитные ресурсы должны доставаться лучшим.

К сожалению, у нас такой честной конкурентной борьбы не получается по ряду причин, и это не только разные цены на энергоресурсы (а это существенная статья затрат, отопительный сезон у нас длится почти полгода). Не должно быть искусственных барьеров, связанных с тем, что в России произошло срастание бизнеса и чиновников, они пользуются возможностями государственных институтов для ограждения движения товаров, например, из Беларуси. Это нечестная конкуренция, не для того мы создавали союз. И в этом смысле президент высказал серьёзные претензии к российской стороне. Я считаю, что это обоснованно. Больших надежд на ЕАЭС при таком подходе, когда каждый тянет одеяло сам на себя, президент Беларуси не видит.

Есть ли будущее у ЕАЭС, зависит от его наполнения. Интеграционным ядром Евразийского экономического союза является наше Союзное государство. И если это Союзное государство создаст условия для быстрого прогресса техники, социальной сферы, то это станет притягательным для других стран, и тогда ЕАЭС начнёт работать в полной мере. Я считаю, что перспективы есть.

Российской стороне нужно понимать, что олигархический интерес важен, но союзнические отношения и безопасность на западном направлении, которую обеспечивает Беларусь, дороже всяких денег. Что толку в миллиардах, если американцы под Смоленском поставят свои ракеты. Поэтому образуется гигантское дружественное пространство в лице Беларуси, а это дорого стоит.

Беларусь не просит преференций. Президент так и сказал: «Беларусь никогда не была нахлебником». Страна просит нормальных равных условий. Тогда и начнётся общий прогресс. Я уверен, что со временем союз сработает.