Минувшие несколько дней показали, что переговоры между РФ и РБ по поводу суммы ущерба, связанного с прокачкой загрязнённой нефти, стартовали. По состоянию на понедельник у нас имелась только одна оценка ущерба — та, которую публично озвучил президент РБ Александр Лукашенко. Как мы помним, она была довольно условной («сотни миллионов долларов»).


По факту это было скорее приглашение к дискуссии.

Начать переговоры поручили министру энергетики РФ Александру Новаку. «Это [наша оценка ущерба. — Ред.] не миллиарды долларов и даже не сотни миллионов долларов... Общая ситуация, которая потребует компенсаций, может быть меньше 100 миллионов долларов, но будем считать более конкретно по факту. Это не Белоруссии, а в целом», — заявил он журналистам. Впрочем, оставил путь к отступлению: «Общей оценки ещё нет, потому что ещё продолжается работа, связанная с восстановлением работы всей трубопроводной системы».  

Есть также оценка ущерба от издания «Ведомости»: «Исходя из имеющихся данных ущерб может составить от 271,3 млн долларов до 435,3 млн долларов». Здесь уже учтены 3 составляющих: недополученные средства от платы за транзит и недополученная прибыль от переработки нефти, а также средства, которые пойдут на ликвидацию последствий прокачки загрязнённой нефти на НПЗ и на трубопроводе. Такие составляющие назвал изданию старший директор отдела корпораций Fitch Дмитрий Маринченко.


Известно, что подсчётом убытков занимается и «Нафтан». Однако вряд ли стоит ждать цифр от них в ближайшее время. Более вероятно, что «Белорусская нефтяная компания» вначале консолидирует эти данные от всех пострадавших, а уже затем выставит общий счёт.

В самой же «Транснефти» заявили о готовности компенсировать «реальный ущерб».

В последнее время мы активно пишем о молоке, яблоках и грушах, говяжьем мясе и прочих критических точках во взаимной торговле продовольственной продукцией между РФ и РБ. Оно и понятно: «молочные войны», запрет на транзит фруктов — всё это на первых полосах СМИ. Между тем динамика товарооборота с/х продукции за прошлый год выросла на 6 % — более 5 млрд долларов. Январь-февраль этого года — 810 млн долл (+2 % к аналогичному периоду 2018 года).

Это ещё раз подтверждает то, что мы писали уже неоднократно:

1. Между РФ и РБ нет торговой войны, а употребление этого термина следует использовать исключительно в переносном смысле... Во время торговых войн товарооборот имеет свойство падать, причём не на проценты, а в разы. Так, как это случилось с оборотом между РФ и Украиной.

2. Разногласия в торговле, конечно же, имеют место, и они связаны с поиском общей точки зрения на сумму законов, регулирующих режим торговли в рамках Союзного государства. И осложняется этот поиск тем фактом, что торговля между Россией и Беларусью регулируется не только национальным, но и наднациональным законодательством.

При этом общий торговый оборот в первом квартале несколько снизился (минус), однако его снижение больше ударило по РФ и позволило РБ улучшить своё внешнеторговое сальдо (433 млн долл., +28,2% к аналогичным показателям прошлого года).

Когда в апреле РФ закрыла границу для ввоза с территории РБ груш и яблок, от чиновников прозвучали намёки, что перечень товаров может быть расширен. В частности, упоминались грибы.

И заявление ассоциации «Теплицы России» поясняет, почему именно: «По прогнозам, представленным грибниками России на международной конференции, прошедшей 17 апреля, производство грибной продукции в этом году может составить 55 тысяч тонн». Для сравнения: в 2017 году было 16 тыс. тонн, а в 2018-м – 26 тыс. тонн. Как прогнозируют в ассоциации, к 2020 году внутреннее производство полностью покроет потребности внутреннего рынка.

При этом в ассоциации прямо настаивают на защите рынка, но утверждают, что защищаются в основном не от белорусской продукции: «Нет смысла говорить о поддержке отечественного рынка грибов, пока не будет закрыт их ввоз через Белоруссию. Зачастую по белорусским сертификатам поставляется продукция из стран, подпавших под российское продовольственное эмбарго. К примеру, огромный объём вешенок, поставляемых из Белоруссии, просто не может быть выращен там из-за отсутствия производственных мощностей. Соответственно, можно предположить, что часть продукции завезена из Польши».

Удар по торговому балансу Беларуси может прийти из Украины. В авиакомпании МАУ заявили, что рассчитывают на возобновление прямых рейсов в Россию (вероятно, в надежде, что новый президент поспособствует такому решению). При этом в компании заявили, что только ежегодные убытки от облёта территории РФ составляют порядка 6 млн долларов. Как известно, больше всего от отказа Украины от прямых рейсов в Россию выиграла Беларусь: «Белавиа» тут же подхватила и активно развивает это направление.

Впрочем, пока Украина, наоборот, ужесточает запреты.