Постмайдановский период на Украине показал, каким образом конструктивную идеологию государства можно подменить агрессивной националистической и национал-социалистической риторикой, насадить в обществе культ ненависти и расового экстремизма и тиражировать всю эту взрывную смесь на весь мир.

Как говорится, ничто не ново под луной. Так и в примере с Украиной главным проводником нацистских идей, как и в случае с гитлеровской Германией, стали местные печатные, электронные СМИ и сеть интернет. В украинском обществе они старательно сформировали образ врага, объединивший в себе не только «ватников», «москалей» и «бурятов», но и всех инакомыслящих, всех тех, кто не согласен с методами и стилем действий украинского политического режима.

При этом показательно отношение самого Киева к раздуванию в стране межнациональной розни и национал-социалистических устремлений. С 2014 года не было возбуждено ни одного уголовного дела за пропаганду экстремизма, нацизма и расовой ненависти, призывы к войне, хотя данные деяния являются уголовно наказуемыми согласно УК Украины. Наоборот, в сюжетах украинского ТВ и публикациях местных СМИ рекламируется «героизм бойцов АТО», а в интернете, в особенности в социальной сети Facebook, эти «герои» выкладывают пачками свои фотографии, где гордо «зигуют» рядом с нацистскими знамёнами. То есть простому украинцу демонстрация нацистской символики преподносится как норма жизни. В результате на простой вопрос украинские граждане с недоумением вопрошают: «Какие нацисты, где вы их видели?!»

Кстати, самым востребованным проводником идей национал-социализма и межнациональной розни на Украине стал интернет. Всё это было сделано лишь по одной причине — наиболее активным пользователем интернета выступает молодёжь. А она, как известно, формирует будущее, что уже неоднократно доказывала история. Ведь даже Гитлер, с помощью идеологии расового превосходства пробуждавший в согражданах животные инстинкты, не мог пройти мимо детей — самого пластичного материала для подобных экспериментов. Это же касается и украинской молодёжи, которую на протяжении почти 27 лет независимости страны старательно обрабатывали по учебникам и методическим пособиям с новым видением украинской истории.

Интернет ещё более ускорил этот процесс, кроме того, он позволил значительно расширить аудиторию. Благодаря глобальной сети украинские идеологи получили возможность вести пропаганду экстремизма, нацизма и национализма в таких лояльно расположенных к Украине социальных сетях, как Facebook, Twitter. Именно на этих площадках в основном размещаются материалы, пропитанные лютой ненавистью к «клятым москалям», «русскому миру» и т. д. И именно здесь ведётся активная реабилитация украинских пособников немецко-фашистских оккупантов во время Великой Отечественной войны. Что примечательно, дабы избавить украинских граждан от альтернативного мнения, чтобы они нисколько не сомневались в необходимости проявления русофобии, украинские власти стараются блокировать российские ресурсы (ВКонтакте, телеканалы) под предлогом вмешательства «руки Кремля» в национальную политику и безопасность.

Обращает на себя внимание, что пропаганда националистических и национал-социалистических идей на Украине планомерно ведётся на всех уровнях, начиная с государственного, где принимаются законы, запрещающие прославление подвига Красной армии в годы Великой Отечественной войны, критику ОУН—УПА, и заканчивая средствами массовой информации и факельными шествиями по центру Киева. При этом из военных преступников делают национальных героев. Теперь на Украине новый идеологический идол — Бандера, воспеваемый даже в детской литературе и комиксах. Кроме того, в рамках ревизионизма истории через СМИ, и в первую очередь через интернет, украинская пропаганда пытается нивелировать и обесценить значение Волынской резни, во время которой боевики прославляемых Киевом ОУН—УПА вырезали до ста тысяч польских крестьян на Волыни, входившей в то время в состав оккупированной нацистами Польши.

Кстати, здесь показательна реакция Варшавы на прославление украинских националистических формирований. В конце января сейм Польши принял поправку в закон «Об Институте национальной памяти — Комиссии по преследованию преступлений против нации». Она вводит преследование за пропаганду украинских националистических организаций и их руководителей, а также отрицание геноцида поляков во время Волынской резни. Подобное решение вызвало бурю негодования в Киеве, где потребовали, чтобы Польша отменила «неправильный», по мнению украинских властей, закон.

Особое место в деятельности идеологов Украины занимает антироссийская пропаганда, направленная на Минск. Уже неоднократно белорусские спецслужбы отмечали сотрудничество местной радикальной оппозиции с украинскими националистическими и откровенно нацистскими организациями. Это выражается не только в непосредственных контактах, но и в попытках откровенно лоббировать через интернет экстремистские взгляды некоторых киевских политиков. В частности, бывшего депутата Верховной Рады Украины Игоря Мирошниченко. Этот одиозный деятель в конце 2017 года заявил, что вырвать Беларусь из сферы влияния России можно только при помощи внедрения на её территорию серьёзных диверсионно-разведывательных групп, которые бы занимались проведением диверсий, в том числе информационных. Безусловно, думается, его слова не останутся без внимания белорусских компетентных структур, но в любом случае стоит задуматься, чем грозит в перспективе неконтролируемая популяризация идей украинского национализма и национал-социализма в том же интернете. Ведь нельзя допустить, чтобы на этих чудовищных принципах выросло новое молодое поколение.