Я считаю, что, учитывая те проблемы, которые сегодня стоят перед российско-белорусскими отношениями (а мы видим, что в последнее время есть определённые обострения и недопонимания во многих вопросах), любая деятельность в области совместных корпораций должна иметь определённую зонтичную структуру. С той точки зрения, что должна быть политическая воля, прежде всего к дальнейшему развитию союзного проекта: Союзного государства и ЕАЭС. Если с обеих сторон будут воля и более жёсткая дисциплина, тогда это будет содействовать и укреплению кооперации на низовом уровне. Обе стороны должны понимать, что ради интеграции иногда приходится ограничивать национальный индустриальный, производственный эгоизм. К сожалению, пока и международная обстановка, и эгоизм чиновников несколько препятствуют интеграционным процессам. Мы видим, что по многим параметрам есть определённая пробуксовка.

Например, если говорить детально, то вполне возможно сотрудничество в области оборонно-промышленного комплекса. Мы знаем, что есть проблемы с точки зрения взаимного партнёрства, но есть и потенциальные возможности. Кооперация оборонных комплексов России и Беларуси на определённом этапе возможна. Это могут быть совместные работы по модернизации вооружений, военной техники, работа в сфере финансово-промышленного объединения. Совместно можно продвигаться в области НИОКРов, по различному информационному взаимодействию, заниматься разработкой гусеничных шасси. Может даже идти речь о совместных проектах по производству ракетных комплексов, почему нет?

Кооперация в военно-промышленной сфере в разных аспектах вполне возможна и вероятна, но есть и определённые проблемы, так как в России зачастую звучат призывы к импортозамещению в военной сфере, в том числе в отношении Беларуси. Мне кажется, что, несмотря на то что есть тенденции к вытеснению белорусской оборонки из нашего госзаказа, если будет воля к пониманию необходимости кооперации, всё станет возможно. Я считаю, что здесь есть и определённый политический момент, потому что чем больше будет военно-технического сотрудничества, тем более оно будет влиять на политический вектор Беларуси.

Если говорить о других сферах, где возможны союзные корпорации, то, безусловно, по линии академий наук двух стран должна быть более активная работа, здесь потенциал возможностей достаточно велик. Кроме того, есть перспективы союзного сотрудничества и в агропромышленной политике. Такая стратегия, я думаю, внутри Союзного государства уже назрела, например, фитосанитарные стандарты или создание совместных сельскохозяйственных межгосударственных холдингов.

Кроме того, отмена роуминга может стать хорошим началом союзного сотрудничества в создании коммуникационного пространства. Это может стать первым и важным шагом к расширению социальной коммуникации между гражданами двух наших стран.

Если бы все перечисленные отрасли развивались в союзной логике, это дало бы возможность определённого прорыва.