Юго-Восточная Азия (ЮВА) — это более 642 млн человек, проживающих на 4,5 млн квадратных километров территории. В состав региона входят Вьетнам, Восточный Тимор, Камбоджа, Лаос, Таиланд, Малайзия, Мьянма, Бруней, Индонезия, Филиппины, Сингапур. Любопытно, что по размеру территории ЮВА почти в точности соответствует Европейскому союзу (до ожидающегося в следующем году выхода Великобритании), а по населению на 130 миллионов человек его превосходит. В отличие от Европейского союза, ВВП которого, по данным 2016 года, достиг 14,8 триллиона долларов, суммарный ВВП стран ЮВА в 2016 году составил только 2,5 трлн, что даёт представление о различии в уровне жизни. Но валовой внутренний продукт в ЮВА растёт значительно быстрее — около 4,5% в год.

Любопытен и другой факт. Европейский союз смог охватить интеграционными проектами и вовлечь в свои ряды только половину стран европейского региона. Страны ЮВА практически в полном составе вошли в свою интеграционную организацию — Ассоциацию государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН).

Отсутствует полноправное членство в ней в ней только у Восточного Тимора — крохотного государства. Но оно имеет статус наблюдателя и вот-вот должно получить полные права членства. Собственно говоря, многие ожидали, что произойдёт это уже в 2017 году. Несмотря на то что в данный момент интеграция в ЕС намного более продвинута, чем в АСЕАН, полный охват региона может в будущем обеспечить ЮВА не меньший, а возможно, и больший интеграционный потенциал. По крайней мере, уже сейчас эксперты признают, что первостепенное значение при анализе важнейших параметров региона имеет анализ многосторонних механизмов, созданных по инициативе АСЕАН.

Для США ЮВА всегда имела стратегическое значение по ряду параметров. Прежде всего, этот регион представляет собой лабиринт полуостровов и тысяч островов на важнейших коммуникационных путях между Азией и Европой. Особое значение имеет Индонезия с её проливами, прежде всего Зондским и Малаккским. Контроль за ситуацией в регионе означает для США возможность обеспечивать беспрепятственное снабжение азиатских союзников ресурсами и, напротив, в случае конфликта с противниками в Азии блокировать поставки ресурсов для них.

В качестве исторического примера важности региона в этом смысле можно привести ситуацию с Японией. После агрессивных захватов территории стран-соседей США начали блокировать поставки природных ресурсов в Японию именно на территории ЮВА. Ответ Японии состоял в атаке на Перл-Харбор.


Важнейшими ресурсами, без которых невозможно поступательное движение многих экономик региона, являются нефть и газ. Нефть в данный момент имеет лидирующее значение, но массовое строительство заводов по сжижению газа в странах Персидского залива с каждым годом будет повышать транзитную значимость ЮВА и по этому ресурсу.

Во-вторых, страны ЮВА чрезвычайно важны с точки зрения соседства с Китаем. В течение XX–XXI веков у США были разные отношения с Китаем, от откровенно дружеских до враждебных, но без присмотра самую населённую страну в мире американцы не оставляли никогда. Во втором и третьем десятилетии XXI века стремительное развитие Китая как аналогичной или даже превосходящей США сверхдержавы ещё более повышает значимость ЮВА для США именно в этом качестве.

Третий значимый аспект заключается в сотнях миллионов мусульман, проживающих в регионе. Причём самая населённая мусульманская страна мира, Индонезия, является и самой большой по населению страной ЮВА.

Можно смело отметить тренд на усиление роли ислама в мире в последние десятилетия. К сожалению, не в том качестве, в котором бы это хотелось видеть и которое было характерно для ислама с середины VIII по середину XIII века (так называемый золотой век ислама, когда Арабский халифат фактически стал намного более мощным центром науки и культуры, чем любое европейское государство). Но то его современное звучание, которое, к сожалению, усилиями массмедиа связано для мира прежде всего с деятельностью террористов, создавших радикальную версию ислама для реализации своих амбициозных целей, имеет стратегически важное значение для национальной безопасности США.

Четвёртый аспект также нельзя сбрасывать со счетов. Страны ЮВА — это крупный рынок, а также источник серьёзных природных ресурсов, интересных для американского бизнеса. А он всегда привлекает американские государственные структуры для лоббирования своих интересов и получения новых возможностей.

По данным Делового совета США — АСЕАН, США ежегодно экспортируют более чем на 100 миллиардов долларов товаров и услуг на рынок АСЕАН. Страны — члены АСЕАН, взятые вместе, заняли четвёртое место после Канады, Мексики и Китая как рынок экспорта товаров для Соединённых Штатов, а США являются четвёртым по величине торговым партнёром для АСЕАН. С 2004 года общая стоимость двусторонней торговли между США и АСЕАН увеличилась на 78% — со 153 млрд долл. США до 273 млрд долл. США. Профицит АСЕАН в товарах с США в 2015 году составил 77 млрд долл. США, в то время как профицит Соединённых Штатов в сфере услуг с АСЕАН составил 8 млрд долл. США. В целом двусторонняя торговля между США и АСЕАН с 2004 по 2015 год росла в среднем на 5% в год.

Интересен и процесс, который происходит в сфере инвестирования между США и АСЕАН. Страны — члены АСЕАН увеличили свои инвестиции в США более чем на 1000% с 2,3 млрд долларов в 2004 году до более чем 26 млрд долларов в 2015 году. США получают больше инвестиций из АСЕАН, чем из Китая и Индии вместе взятых.

АСЕАН получила почти 274 млрд долларов совокупных инвестиций из США, что больше, чем США направили в Китай, Индию, Японию и Южную Корею. С 2004 года прямые иностранные инвестиции США в АСЕАН увеличиваются среднегодовыми темпами в ​​12% и в настоящее время составляют более трети американских инвестиций в Азию. Более 3000 американских компаний работают в АСЕАН, в том числе 70% из 130 американских многонациональных предприятий (ТНК), перечисленных в Global Fortune 500 в 2015 году. Многие американские компании используют АСЕАН в качестве производственной платформы для экспорта как в регионе, так и в другие районы мира, используя соглашения о свободной торговле АСЕАН со многими другими странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Американские компании в АСЕАН создают значительные бизнес-связи с участием местных поставщиков и подрядчиков в регионе, и большинство из этих компаний работает в нескольких странах — членах АСЕАН.


Согласно опросу ASEAN Business Outlook Survey 2017, 87% компаний США ожидают, что их уровень торговли и инвестиций в АСЕАН увеличится в течение следующих пяти лет. Респонденты очень поддерживали Экономическое сообщество АСЕАН, которое стартовало в 2015 году. 93% опрошенных считают, что оно имеет важное значение для будущих инвестиционных планов своих компаний, и ссылаются на то, что это обеспечит большую гибкость и эффективность в управлении их региональными операциями.

США также пытаются внести свой вклад в инфраструктуру региона и его энергобезопасность. Существует амбициозный проект, The US-ASEAN Connect framework's Energy Connect pillar, по которому США взяли на себя обязательство инвестировать на пятилетней основе в АСЕАН для увеличения поставок возобновляемых источников энергии.

Ориентируясь прежде всего на страны дельты реки Меконг в Камбодже, Лаосе, Таиланде и Вьетнаме, программа будет поддерживать установку не менее 500 мегаватт энергии, связанной с использованием возобновляемых источников энергии. Она также будет содействовать внедрению законов, политики, стратегий и положений, которые способствуют сокращению выбросов парниковых газов и поддерживают обязательства, взятые в рамках Парижского климатического соглашения. Что выглядит теперь несколько парадоксально, учитывая решение Трампа отказаться от участия США в данном соглашении.

Велико и взаимодействие США со странами региона в аграрном секторе. В 2015 году в АСЕАН было экспортировано более чем на 10 млрд долл. США сельскохозяйственных товаров, включая орехов более чем на 700 млн долл. США и молочных продуктов на 850 млн долл. США. АСЕАН является 6-м крупнейшим импортёром сельскохозяйственных товаров в США и третьим по величине в Азии после Китая и Японии. Двадцать восемь штатов экспортируют более 100 миллионов долларов США продовольственных и сельскохозяйственных товаров в АСЕАН. Лидерами по экспорту являются Калифорния, Вашингтон, Иллинойс и Джорджия. Такая роль в аграрном экспорте США означает тесную вовлечённость в налаживание отношений со странами региона американского аграрного лобби, одной из главной сил в определении приоритетов американской внешней политики. Основной экспорт сельскохозяйственной продукции из АСЕАН в США включает кофе, рис, пальмовое масло, орехи и изделия из дерева.

Как обычно, США не могут пройти и мимо такой сферы сотрудничества, как цифровая экономика, в особенности в связи с политическими ожиданиями от формулы «проникновение интернета влечёт демократизацию», что должно увеличить уровень ориентации стран региона на США, позиционирующих себя лидером демократического мира.

Ожидается, что цифровая экономика АСЕАН вырастет на 500% и к 2025 году её капитализация составит 200 миллиардов долларов. АСЕАН — это самый быстрорастущий интернет-регион в мире. Прогнозируется, что к 2020 году база пользователей интернета достигнет 480 миллионов (по сравнению с 260 миллионами в 2016 году). Это означает, что каждый месяц появляется около 4 миллионов новых пользователей. Социальные медиа используются более чем половиной населения АСЕАН, что делает его одним из крупнейших в мире рынков социальных сетей. Благодаря цифровизации экономики появились новые возможности как для АСЕАН, так и для бизнеса в США для привлечения новых клиентов и поставщиков. Чтобы использовать этот потенциал, правительство США и предприятия оказали поддержку более чем 120 тыс. предпринимателей с 2011 года, в том числе через бизнес-альянс США — АСЕАН для конкурентоспособных малых и средних предприятий и онлайн-академию.

Негативное влияние на престиж США в регионе оказал выход США из Транстихоокеанского партнёрства по инициативе Дональда Трампа. Долгие годы США уговаривали Бруней, Вьетнам и Малайзию войти в него, пытались заинтересовать и другие страны ЮВА присоединиться, а потом Трамп похоронил все инвестиции Вашингтона в этот проект.

Между тем мощный конкурент США, Китай, уже с 2010 года торгует с АСЕАН в рамках зоны свободной торговли. США тяжело конкурировать по экономическому сотрудничеству с Китаем, который уже является крупнейшим экспортёром и импортёром мира, но, в отличие от США, расположен прямо на пороге ЮВА. По прогнозам заместителя генерального секретаря АСЕАН по вопросам сообществ и корпораций А. Мохтана, общий объём торговли АСЕАН с Китаем возрастёт до 1 триллиона долларов США к 2020 году. По итогам 2016 года товарооборот Китая и стран АСЕАН уже превысил 452 млрд долл., что на 180 млрд больше, чем у США с АСЕАН. Растёт и взаимное инвестиционное сотрудничество, превысившее 183 миллиарда долларов на начало 2017 года. Мощное влияние на сотрудничество должен оказать и план Китая «Один пояс, один путь». Намерение Китая инвестировать в инфраструктуру региона полностью совпадает с такими же планами у АСЕАН, при этом у АСЕАН отсутствуют сотни миллиардов долларов, необходимые для реализации планов в жизнь, а у Китая такие средства есть.

В военной сфере АСЕАН отчётливо придерживается курса на стимулирование мира в регионе. Несмотря на все страхи чрезмерного усиления Китая, что используют США для увеличения своего влияния в ЮВА, у стран АСЕАН есть и понимание, что США — чрезмерно агрессивная держава, чьё избыточное присутствие в регионе может создать больше проблем, чем решить.

В частности, проблемы могут возникнуть из-за постоянного курсирования военных кораблей США у насыпных островов Китая на территории Южно-Китайского моря. Вашингтон постоянно настаивает на расширении своего военного присутствия в ЮВА, декларируя планы создать базы или элементы военных баз на территории Камбоджи, Вьетнама, Малайзии. Учитывая уже имеющееся военное присутствие США на территории Филиппин, Таиланда и Сингапура, реализация этих планов угрожает дальнейшей милитаризацией региона с излишним вовлечением стран АСЕАН в напряжённое американо-китайское противостояние.

В данный момент главная тактика на внушение своей пользы для стран региона в плане безопасности у Вашингтона — защита интересов стран АСЕАН от претензий Китая на территории Южно-Китайского моря. В конфликт по поводу контроля спорных островов вовлечены, помимо самого Китая, Бруней, Вьетнам, Малайзия, Индонезия, Филиппины и Тайвань.

Но страны АСЕАН не закрывают глаза и на то, что США пытаются действовать в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) посредством тесного союза с Японией и Австралией, в который на постоянной основе пытаются привлечь и Индию. В частности, 12 ноября 2017 года прошла встреча в четырёхстороннем формате лидеров США, Японии, Индии и Австралии, на которой стороны договорились о сотрудничестве в «свободном, открытом, процветающем и инклюзивном Индо-Тихоокеанском регионе». А с Японией у многих стран АСЕАН сложные отношения из-за зверств японской военщины в годы Второй мировой войны.