Санкции точно позитивны для стимулирования принятия целого ряда решений, которые будут связаны с производством на нашей территории необходимых нам продуктов. Санкции нам дают повышение устойчивости системы.

Я не думаю, что к таким вопросам как «что нам нужно производить самим» можно и нужно подходить в экономической рамке, то есть с точки зрения оценки прибылей и убытков. Например, очень трудно сейчас, через 25 лет после падения Советского союза, отрасль гражданской авиации делать сверхприбыльной, потому что основные мировые ниши заняты Boeing и Airbus. Мы столько, сколько они, производить не будем, не сможем. И прибыльнее мы не сможем быть, но это не означает, что нам не следует этого делать. Поэтому вопрос экономический, вопрос рентабельный в направлении санкций далеко не самый главный.

К санкциям нужно относиться как к легализации и так существовавшего положения. А что, раньше мы получали возможность участвовать в каком-то западном бизнесе, приобретать какие-то технологии? – Нет же. Теперь эти санкции оформлены де-факто, это отношение к нам.

Зато теперь очень трудно будет рассказывать, что нам надо провести какие-то реформы для того, чтобы к нам пришли западные инвестиции. Странно говорить о приходе западных инвестиций и одновременно о торговой войне.

В выдвижении ответных союзных санкций я не вижу какого-то особого смысла. Ситуация достаточно благоприятная: Запад сам своими руками разрушает свою же систему. Пускай разрушает, в тот момент, когда у этой системы будут повреждения, несовместимые с жизнью, наша задача будет заключаться в том, чтобы у нас была альтернатива.