«В создавшейся ситуации только развитие рынка ЕАЭС поможет обеспечить возможность существования на принципах самодостаточности – имеется в виду формирование в его рамках общего экономического и, что очень важно, научно-технологического пространства», – пишет Сергей Дедков в своей статье для журнала «Беларуская думка».

«Можно отметить, что пока драматические события у наших соседей существенно не сказались на длительных хозяйственных связях Беларуси и Украины. Более того, в первом квартале был зафиксирован даже некоторый рост экспорта продуктов нефтепереработки – красноречивая иллюстрация тезиса, что война в некоторых случаях может выступать мотором экономики.

Однако совпало так, что вооружённый конфликт на Украине сопровождается обменом запретительными мерами в двусторонних торговых отношениях с нашей страной. Многие уже успели это окрестить торговой войной. Некоторые считают, что инициатором протекционистских шагов, действие которых распространяется на ряд продовольственных и непродовольственных товаров, выступила белорусская сторона. Довелось услышать немало оценок в том духе, что это, дескать, удар в спину Украине, нанесённый в трудную минуту.

Как бы то ни было, факт остаётся фактом: белорусская сторона решала таким образом актуальную для отечественной экономики проблему сокращения импорта и улучшения торгового баланса. Что же касается момента, то его выбор зачастую определяется обстоятельствами: в конце концов, сроки начала противостояния на Майдане тоже, насколько мне известно, никто на Украине с соседями не согласовывал».

Сергей Дедков делает акцент и на том, что все конфликты рано или поздно заканчиваются. Восстановление после них требует дополнительного притока энергоресурсов, стройматериалов  и разного рода услуг.

Это хороший шанс для отмены запретительных мер и восстановления утраченных позиций. В то же время неизбежно будет расти конкуренция со стороны европейских и американских структур, которые, придя на украинский рынок, начнут массово теснить традиционных поставщиков, в том числе и белорусских.

Можно перенаправить потоки экспорта в Россию.

«Однако поскольку Россия, опасаясь такого наихудшего сценария, уже разработала план создания тех производств, которые есть на Украине, на собственной территории, таких позиций немного. Мы, очевидно, сможем поставлять на рынок восточного соседа оптику, электронную продукцию и ещё ряд товаров военного назначения. Что касается импорта, то мы закупали на Украине электроэнергию, и объёмы этих закупок по понятным причинам уменьшились: с 63 млн в первом квартале прошлого года до 42 млн в первом квартале нынешнего».

В ближайшем будущем АЭС решит проблему импорта энергии с Украины. Скорее всего, наоборот: Беларусь начнёт продавать её Украине.

«В целом, полагаю, – пишет Сергей Дедков, – экономическая тактика применительно к украинской ситуации должна соответствовать политической линии, проводимой руководством нашей страны. Как известно, им была избрана взвешенная, нейтральная позиция по отношению к происходящим там событиям. В переводе на язык экономики – это рациональная, прагматичная политика, которая означает продолжение сотрудничества там, где это возможно, помощь в трудное время по мере сил с прицелом на последующее развитие торговли».