Пожалуй, никто не сомневается в том, что, приняв новый пакет санкций, США фактически объявили России экономическую войну, которая побуждает к поиску новой модели развития.

Известный российский экономист, профессор МГИМО Валентин Катасонов считает, что России нужен завышенный курс рубля, так как сегодня стоит задача мобилизации экономики. По сути дела речь идет об индустриализации, так как состояние станкостроительной промышленности удручает, а закупка станков и оборудования – это импорт, поставленный в зависимость от санкционной политики США.

Учёный полагает, что Россия должна перестать вкладывать бюджетные средства в казначейские бумаги США, так как она, таким образом, беспроцентно кредитует своего геополитического противника. Он уверен, что вступление Российской Федерации в ВТО в 2012 году было ошибкой, так как на тот момент США и их союзники уже объявляли санкции в отношении стран, в которых проживало 52 процента населения земли. Но тогда это Россию не обеспокоило.

Опора на союзные возможности

В сложившихся обстоятельствах вполне резонен вопрос об использовании в целях модернизации производства возможностей Союзного государства России и Беларуси. К сожалению, следует констатировать, что в Союзном строительстве наступил период, когда Москва и Минск довольствуются тем, что наработано ранее, и процесс совершенствования форм и методов управления Союзным государством отошел на второй план.

Между тем, отработка механизмов хозяйственной интеграции не должна приостанавливаться ни на минуту. Расчёты экономистов показывают, что Россия и её партнёры по экономической интеграции должны располагать рынком как минимум в 300 миллионов человек, чтобы затраты оказались окупаемыми.

К тому же надо понимать, что площадка Союзного государства является своеобразным полигоном, на котором отрабатываются новые формы взаимодействия. И они могут быть использованы в рамках других интеграционных образований на вступившем в центростремительную фазу сегменте постсоветского пространства.

Кто станет отрицать, что до недавнего времени продолжавшиеся «молочные и газовые войны» — следствие включения рычагов сдерживания в хозяйственно-распорядительной сфере, потребовавшее вмешательства руководителей двух государств? Как это ни парадоксально звучит, но именно на полях договорённостей в рамках Союзного государства надо искать способ преодоления различий экономических систем России и Беларуси.

Институт союзной собственности

Прежде всего, это касается вопросов союзной собственности, которой следует придать статус межгосударственной с чётко прописанными условиями совместного пользования, исключающими перетекание её в закрома своих и зарубежных денежных мешков.

Возникает вопрос, а что могло бы находиться в союзной собственности, кроме уже приобретенных на средства Союзного государства объектов недвижимости и оборудования?

Ответ однозначен – в Союзную собственность следовало бы поэтапно передать неэффективно используемые основные средства, которые после совместных вложений в реконструкцию послужили бы решению задач нового этапа индустриализации, включая импортозамещение.

Речь может идти о ряде «лежащих» предприятий, некогда выпускавших высокотехнологичную продукцию, в том числе в сфере ВПК. Их возрождение – не только материальный интерес. Оно позволит не только снять проблемы занятости своего населения, но и привлечь сторонние трудовые ресурсы, что весьма важно в сложившейся демографической ситуации.

Такой подход в корне отличен от подходов Запада, так как в Россию и Беларусь будут приглашаться люди квалифицированные или желающие приобрести конкретную профессию, а не куча бездельников и беглецов из горячих точек, которых необходимо кормить и содержать.

Конечно, этот подход потребует осуществления целого ряда сложных процедур, начиная от определения юридического статуса союзной собственности и проработки системы управления ею до формирования порядка пользования общей собственностью в форс-мажорных ситуациях.


На мой взгляд, при наличии воли руководства государств пойти на подобного рода действия, первым делом следует создать межгосударственную комиссию, которая бы провела тщательную инвентаризацию всего того, что неэффективно используется сегодня и может принести пользу завтра.

Главный упор, конечно же, правильно сделать на гипертрофированный производственный потенциал Беларуси, которая располагает квалифицированными трудовыми ресурсами данного профиля, но не сможет своими силами обеспечить необходимые темпы реконструкции технологически отсталых, но нужных в Союзном государстве производств .

Следующий шаг – это ускоренная разработка нормативной базы и создание межгосударственного органа по управлению Союзным имуществом с проработкой его статуса и полномочий в распоряжении этим имуществом. С течением времени, вероятно, потребуется и создание Союзного хозяйственного суда, который бы рассматривал разного рода споры и принимал нейтральные решения.

Союзное планирование

Конечно же, главным является изыскание средств и способов реализации обозначенных проблем. К счастью опыт уже накоплен, так как второе десятилетие реализуются среднесрочные Программы совместной деятельности в рамках Союзного государства. В основу их разработки положен весьма эффективный программно-целевой метод планирования.

Однако, если при реализации предыдущих программ планирование затрат осуществлялось путём сбора предложений снизу с последующими согласованиями и утверждением на Союзном Совмине, то в данном случае порядок будет изменён. Не низы будут определять точки роста, а верха по результатам деятельности инвентаризационной комиссии.

На основе проведенной инвентаризации неэффективно используемых производств необходимо разработать долгосрочный план их восстановления. На основе этого плана должна быть составлена выборка производств, подлежащих первоочередному восстановлению, исходя из финансовых возможностей России и Беларуси на данный период.

Эти материалы направляются правительствам двух государств, которые организуют проработку всех проблем – от разработки проектной документации до определения состава оборудования, инфраструктурных решений и т.д. Обобщённые материалы рассматриваются уполномоченным органом по имуществу Союзного государства и вносятся в повестку дня заседания Союзного Совмина.

Определение подрядных организаций и проведение конкурсных процедур должно осуществляться министерствами, отвечающими за выполнение программы. Контроль за строительством и оснащением объектов следует возложить на КГК Беларуси и Счётную палату Российской Федерации, как это и делается в настоящее время. Определение расходов на возможные издержки при выводе предприятий на плановую рентабельность, а также порядок распределения полученной прибыли определяется дополнительными соглашениями между правительствами двух государств.

Площадка модернизации

Ответ, где взять деньги, подсказывает профессор Катасонов – хватит инвестировать экономику США, когда инвестиции крайне необходимы России и Союзному государству. Решив эти вопросы, можно было бы ускоренными темпами модернизировать не только наши буксующие производства, но и кое- как перепрофилированные оборонные предприятия Беларуси, не вкладывая средств в новое строительство в России.

А это — колоссальная экономия, включая минимум затрат на подготовку квалифицированного персонала, который у нас имеется и при благоприятных условиях может вернуться на родину. К тому же Беларусь могла бы стать зоной преодоления действия антироссийских санкций в части закупок в Европе современных технологий и оборудования.

Некоторые новаторы у нас предлагают в качестве выхода из сложного положения замену машин мозгами с помощью переориентации на ІТ-технологии. Конечно, информационные технологии весьма перспективны и соответствуют уровню белорусского технического мышления. Их развитие не требует неподъёмных государственных вложений, а материальная база имеется.

Однако всё сводить к этому направлению было бы опрометчиво, так как проблема заключается не столько в потере станков, сколько в потере квалифицированных кадров, на них работающих. Деятельность людей должна найти продолжение как минимум на том профессиональном уровне, которого они достигли, а может, и выше.


Только с учётом этого и следует сделать ещё одну попытку сделать Союзное государство стартовой площадкой модернизации и использования в наших и российских интересах белорусских производственных мощностей, о чём говорилось выше. Только в тандеме мы сможем преодолеть возникающие проблемы и противостоять внешним угрозам.

В попытках осознать закономерности развития мировых процессов нам вовсе не обязательно полагаться на исследования отечественных специалистов, склонных скруглять углы и рисовать радужные перспективы.

Достаточно обратиться к теориям Х. Макиндера и А. Мэхэна, показывающим, что в основе отношений Востока и Запада лежит вечное противостояние центров морской и континентальной цивилизаций, ибо континентальные народы живут результатами своего труда, а морские народы сформировались как цивилизация, живущая способом добычи. Потому-то взгляд англосаксов на Россию — это взгляд на добычу. Именно в этом глубинные причины происходящего, а не в идеологии, модели экономики или поведении «плохих парней».

Потому санкции – это нервное реагирование на факт, что Россия выходит из подчинения и разворачивается в сторону Востока, не желая быть свидетелем затухания враждебно настроенного к ней Запада. Этим же путём должна следовать и Беларусь.