Что может сделать Союзное государство для того, чтобы помочь украинскому народу выйти из кризиса или хотя бы облегчить его?

— В первую очередь не быть втянутым во всевозможные политические или даже военные авантюры, к которым периодически пытаются подталкивать политики радикального толка. Решение кризиса находится в самой Украине, любое внешнее вмешательство, под каким бы благовидным предлогом ни происходило, только усугубит существующую ситуацию. Выход из тупика, в котором Украина оказалась после Евромайдана, является экзистенциальной задачей самого украинского народа и способностью общества к самосохранению. Союзное государство в этих условиях, помимо оказания гуманитарной помощи (в широком смысле), должно демонстрировать политическое единство в принципиальных вопросах. Это необходимо, чтобы в первую очередь не создавать у украинских политиков иллюзию безнаказанности их деструктивных действий.

 Если говорить о переезде украинцев в Россию. Какие условия должны быть соблюдены, чтобы наша страна оказалась привлекательнее, например, Польши?

— Привлекательность западных стран, и это касается не только Украины, но и всей Восточной Европы и Прибалтики, во многом имеет идеологический характер, даже когда работа или жизнь на Западе не даёт существенных преимуществ по зарплате или социализации. В существующей идеологической направленности на полный цивилизационный разрыв отношений с Россией и политику дерусификации искусственно создавать привлекательный образ будет всё сложнее. «Привлекательность», «положительный имидж» и т.п. величины, которые были популярны, например, в российском политическом истеблишменте в нулевые, служат крайне зыбким основанием для реальной политики. Привлекательность не должна выстраиваться в ущерб собственным интересам. России и Белоруссии необходимо развивать собственный рынок труда, экономику и повышать уровень жизни и благосостояния граждан Союзного государства.

 Как вы можете оценить работу Беларуси в качестве переговорной площадки?

— При всех минусах политического процесса в случае гражданских конфликтов значение политических площадок типа Минска остаётся достаточно высоким. Минск является площадкой, гарантирующей свободное участие всех сторон конфликта, включая заинтересованные западные страны. Логистически и политически Минск остаётся наиболее удобной и наименее ангажированной переговорной площадкой. А значит, столь раздражающее критиков российской власти выражение «Минску альтернативы нет» по-прежнему сохраняет свою актуальность.

 Что первое стоит сделать России и Беларуси после того, как на Украине закончится гражданская война?

— Завершение гражданской войны на Украине фактически означает необходимость пересмотра формата и самой концепции экономических отношений на европейской части постсоветского пространства и в более широком контексте евразийской интеграции, что означает не только восстановление, но и качественное переформатирование всей цепочки экономических, политических, культурных и идеологических связей. Именно к этой краеугольной исторической задаче подводит в итоге кризис на Украине, который далеко не дошёл до своего пика. Собственно, масштаб катастрофы на Украине и диктует масштаб изменений в будущем, которые не вполне осознал и к которым не вполне готов политический класс в России.