Глобальное распространение коронавирусной инфекции весной нынешнего года фактически остановило спортивные соревнования. Впервые со времён Второй мировой войны были отменены крупнейшие мероприятия в мире спорта. По решению Международного олимпийского комитета (МОК) на 2021 год переносятся летние игры в Токио, УЕФА ещё в середине марта заявил о том, что чемпионат Европы по футболу состоится годом позже, чемпионат мира по хоккею в Швейцарии и вовсе отменён. Кроме того, в настоящий момент приостановлены или отменены фактически все международные турниры и национальные чемпионаты по футболу, хоккею, баскетболу, теннису, автогонкам и т. д.

Пандемия коронавируса создала колоссальные проблемы не только для спортсменов и миллионов болельщиков по всему миру, но и для бизнеса. «Большой спорт» уже давно превратился в важную для многих государств сферу экономики, способную в развитых странах генерировать до 3 % ВВП.


Источник: Statista

По словам ректора НИУ ВШЭ Я. Кузьминова, в РФ этот показатель находится на уровне 1–2 %, что также достаточно существенно, причём министр спорта нашей страны Олег Матыцин убеждён, что у России есть все возможности для того, чтобы этот показатель увеличить. В начале марта нынешнего года чиновник заявил, что «надо относиться к спорту точно так же, как к газовой отрасли, как к сельскому хозяйству, это большая, добывающая для экономики отрасль, сопоставимая с туризмом в подавляющем большинстве крупных стран».

И действительно, в некоторых странах ЕС вклад спортивного сектора в экономику уже превышает аграрную сферу.


Источник: исследование Шеффилдского университета

По данным статистического портала Statista, большую часть доходов отрасли составляют деньги спонсоров и средства от продажи билетов (примерно по 30 %), чуть менее (около 25 %) — от продажи прав на трансляции спортивных мероприятий, а около 12 % — от продажи спортивной атрибутики.

Кроме того, проведение массовых спортивных мероприятий стимулирует инфраструктурное развитие стран. Зимняя олимпиада в Сочи, а также ЧМ по футболу 2018 г. продемонстрировали, как такие события могут в лучшую сторону менять облик городов-организаторов, где строятся и реконструируются новые автомобильные дороги, аэропорты, отели и т. д. Более того, это стимулирует и дальнейшее развитие туризма.

Пандемия COVID-19 уже нанесла огромный ущерб организаторам различных соревнований, спортивным клубам и сферам, тесно связанным с этой отраслью, а также поставила под вопрос будущее мирового спорта, по крайней мере на краткосрочную перспективу.

Ущерб мировому спорту от коронавируса

Безусловно, в первую очередь необходимо обратить внимание на ситуацию, сложившуюся вокруг переноса Олимпийских игр в Токио. Изменение сроков проведения главного спортивного события четырёхлетия принесёт Японии серьёзные убытки, которые местные экономисты оценивают в 5–6 млрд долл. (как пишет японское издание «Нихон кэйдзай симбун»). Это уже привело к скандалу между властями страны и МОК, на сайте которого появилось сообщение о том, что Япония готова взять на себя все затраты, связанные с переносом ОИ, ссылаясь на заявление премьер-министра Синдзо Абэ. В Стране восходящего солнца моментально опровергли эту информацию, указав на то, что они согласны покрыть лишь часть издержек. Нет сомнений, что в нынешних тяжёлых экономических условиях Япония займёт принципиальную позицию и постарается обойтись минимальными потерями, особенно с учётом того факта, что глава оргкомитета Олимпиады Ёсиро Мори уже указал на невозможность переноса Игр на 2022 г. в случае сохранения в следующем году неблагоприятной эпидемической обстановки. «В таком случае Олимпиада будет свёрнута», — заявил он. При таком раскладе Страна восходящего солнца рискует потерять до 1,5 % ВВП (около 71 млрд долларов).

Кроме того, возможная отмена ОИ, безусловно, скажется и на мотивации спортсменов, особенно тех, которые занимаются индивидуальными видами спорта и де-факто значительную часть своей карьеры готовятся к Олимпиаде. На этот фактор уже обратили внимание многие спортивные чиновники, в том числе глава ОК Японии Ясухиро Ямасита, а также сами атлеты.

Существенные потери понесут в нынешнем году и страны-организаторы Евро-2020. По оценкам УЕФА, ущерб от переноса главного футбольного турнира Старого Света составит 302 млн евро. Однако, в отличие от предыдущих лет, в 2020 году хозяевами турнира должны были выступить сразу 12 стран, поэтому потери для каждой из них будут гораздо менее существенными. Данные о возможных убытках РФ, в которой должны были состояться 4 матча ЧЕ, пока не сообщаются. Однако вряд ли они для Российского футбольного союза (РФС) будут невосполнимыми, по крайней мере такой точки зрения придерживается известный спортивный юрист Михаил Прокопец. В целом аналогичное мнение высказывает и депутат Государственной Думы Вячеслав Фетисов, который считает необходимым уделять основное внимание здоровью людей, в т. ч. и самих футболистов. А с этим дела обстоят в настоящий момент не идеально, так как практически во всех ведущих европейских лигах есть случаи выявления COVID-19.


* — Данные приблизительны, т. к. некоторые клубы предпочитают не афишировать факты выявления у их игроков коронавирусной инфекции. По данным издания «Газета.ру», только в итальянской «Сампдории» число инфицированных составляло 15 человек. Источник: FootBoom.com

По статистике на 18 мая, с начала эпидемии коронавирус диагностировали у 63 профессиональных футболистов. Почти все выступают в высших европейских футбольных лигах, 35 из них к настоящему моменту выздоровели, единственный случай смерти был зафиксирован в Иране. Среди игроков РФПЛ коронавирусом болеют 5 человек (Д. Сангаре, Р. Евгеньев, С. Игбун — все «Динамо», Москва; Д. Фарфан — «Локомотив», Москва; К. Плиев — «Рубин», Казань). Кроме того, диагноз COVID-19 был поставлен владельцу московского «Спартака» Л. Федуну, председателю совета директоров «Динамо» Ю. Соловьёву, а также ещё двум членам персонала клуба.

Наличие заболевших среди игроков существенно осложняет возможность возобновления чемпионатов, в том числе и в формате «без зрителей», что может иметь крайне негативные последствия для целого ряда клубов. Причём в футболе, как наиболее популярном и коммерциализированном виде спорта, эффект может быть наибольшим.


* — Цифры будут сильно отличаться, т. к. чемпионат возобновлён. Источник: Отчёт KPMG

Банкротство клубов

Отсутствие фактических доходов и необходимость платить заработную плату игрокам и техническому персоналу уже сейчас поставили многие клубы на грань выживания. В наиболее сложной ситуации оказались команды, официальными спонсорами которых являются компании из сфер, серьёзно пострадавших из-за COVID-19 и, соответственно, не имеющих дополнительных средств для их финансирования. Кроме того, крайне тяжёлое положение сейчас и у клубов, живущих за счёт «выращивания» и перепродажи талантливых игроков в элитные европейские дивизионы. На этом успешно зарабатывают португальские, голландские и восточноевропейские клубы. В период пандемии трансферный рынок фактически встал, и их доходы резко снизились. Именно на этом зарабатывал и словацкий клуб «Жилина», ставший первой жертвой коронавируса. 1 апреля один из сильнейших клубов Словакии заявил о банкротстве.

В близкой к банкротству ситуации оказались даже команды из ведущих лиг Европы (Англии, Франции, Германии, Испании и Италии). С целью защиты команд с маленьким бюджетом и поддержки футбола в целом страны применяют разные тактики.

Так, например, Англия решила посадить наиболее пострадавшие клубы «на шею» государственного бюджета. Они были включены в правительственную программу по защите малого и среднего бизнеса, и теперь, на время сохранения карантинных мер, большую часть заработных плат игроков покрывает государство. Такая политика в условиях кризиса в целом не находит понимания в обществе ввиду высоких зарплат футболистов. Более того, «масла в огонь» подлила ситуация с клубом «Ливерпуль», который также подал заявку на включение в правительственную программу. При этом команда из одноимённого города, по подсчётам консалтинговой компании Deloitte, заняла 7-е место в мире по уровню доходов, заработав в 2019 г. 604 млн евро. И только массовое общественное порицание заставило «мерсисайдцев» отозвать свою заявку.

Германия с самого начала пошла по иному пути, нацелившись на максимально быстрое возобновление сезона в Бундеслиге, которая стартовала с 16 мая. Несмотря на то что матчи будут проводиться без зрителей и с соблюдением всех карантинных процедур, это позволит клубам получать финансовые средства от телевизионных трансляций и постепенно начать выходить из кризиса. В среднем в немецкой лиге от продажи прав на показ матчей клубы получают от 30 до 40 % всей своей выручки. 

О ситуации в России

На первый взгляд кажется, что именно немецкий вариант мог бы быть интересен для России. Учитывая относительно небольшое число заражённых COVID-19 среди игроков и технического персонала, скорейшее возобновление сезона в РФПЛ видится вполне логичным. Однако, в отличие от Германии и других ведущих европейских чемпионатов, это вряд ли поможет спасти целый ряд российских клубов от банкротства. По данным за 2018 г., доходы от телетрансляций составляют лишь скромные 4 % от прибыли клубов элитного российского дивизиона (не высок доход и от продаж билетов, в среднем около 7 %). То есть в основном прибыль отечественных клубов — это средства спонсоров, которыми выступают крупные российские и зарубежные компании. Что же касается команд из регионов, то они часто и вовсе сидят «на шее» региональных бюджетов.

Крупные убытки большинства компаний и необходимость переориентации денежных потоков на федеральном и региональном уровнях на поддержку пострадавших отраслей бизнеса и борьбу с коронавирусом, безусловно, существенно снизят финансирование футбольных клубов (а также хоккейных, баскетбольных и т. д.), многие из которых являются убыточными.

Уже сейчас произошло сокращение зарплат в целом ряде даже топовых российских клубов: в «Спартаке» — на 40 % (главный спонсор — «Лукойл»); в ЦСКА — на 40 % в марте, на 50 % в мае и апреле (ВЭБ); в «Зените» — на 50 % («Газпром»); в «Динамо» — на 40 % (ВТБ), в «Локомотиве» предлагается на 40 %, но игроки не соглашаются (РЖД).

Что же касается остальных клубов, имеющих существенно меньшие бюджеты, то у некоторых из них уже сейчас начались серьёзные финансовые проблемы. ФК «Луч» (Владивосток) и ФК «Армавир» уже снялись с розыгрыша второго по значимости российского дивизиона «Футбольной национальной лиги» (ФНЛ). Кроме того, вероятнее всего, откажется от повышения в классе подмосковный ФК «Химки», который по итогам досрочно завершившегося сезона ФНЛ занял второе место и должен был выйти в Премьер-лигу. Вместо этого из-за финансовых проблем, если клуб не сможет найти спонсоров, он рискует опуститься в дивизион ниже и в следующем сезоне сыграть в Профессиональной футбольной лиге (ПФЛ). Аналогичная участь уже постигла курский «Авангард», который на 80 % финансируется из средств регионального бюджета.

В зоне риска в связи с коронавирусом находится и целый ряд клубов РФПЛ. Уже сейчас ходят слухи о возможном объединении ФК «Тамбов» и ФК «Нижний Новгород». Кроме того, в ближайшее время из-за снижения финансирования, в первую очередь со стороны региональных властей, проблемы могут возникнуть у ФК «Оренбург», самарских «Крыльев Советов» и ФК «Уфа». Вероятно, для последних ситуация наименее радужная, т. к. республиканское правительство вынуждено также поддерживать и хоккейный клуб «Салават Юлаев», выступающий в КХЛ. Учитывая популярность игры с шайбой в Башкирии, нет сомнений, что первостепенную помощь получит именно он.

Проблемы из-за коронавируса начали возникать и у хоккейных клубов. По финансовым причинам от выступления в следующем сезоне КХЛ уже отказался владивостокский «Адмирал». Примеру «моряков» может последовать и хабаровский «Амур», который ещё в прошлом сезоне вынужден был брать кредит на выплаты заработных плат игрокам, а в нынешних условиях значительная часть краевого бюджета была перенаправлена на борьбу с COVID-19. К сожалению, в настоящий момент практически все профессиональные спортивные клубы из ДФО испытывают серьёзные финансовые трудности, и в ближайшие годы регион рискует остаться без крупных спортивных мероприятий.

Кроме того, из-за ситуации с распространением коронавируса достаточно туманны перспективы и КХЛ в целом, равно как и баскетбольной Единой лиги ВТБ. Для возобновления турниров, в которых принимают участие команды из разных стран, необходимы повсеместная нормализация эпидемической обстановки к августу и полное открытие границ, о чём пока речи не идёт. Вопрос об открытии границ является также основополагающим для проведения таких крупных футбольных турниров, как Лига чемпионов и Лига Европы, а также баскетбольной Евролиги. 

«We are Slutsk»

Ввиду нестандартного подхода белорусских властей к проблеме коронавируса, с 24 марта по 16 мая футбольная лига этой страны являлась единственной в Европе, где матчи продолжали проводиться. Более того, по-прежнему из всех государств континента только в Республике Беларусь болельщики имеют право присутствовать на стадионах.

Такой подход республиканского руководства носит двойственный характер. С одной стороны, безусловно, возрастает риск заражения коронавирусной инфекцией. Хотя к настоящему моменту, исходя из данных официальной статистики, COVID-19 не был диагностирован у белорусских футболистов, в СМИ фигурирует информация о случаях заболевания в ФК «Ислочь» и «Энергетик — БГУ» (руководство ФК «Ислочь» факт заражения не подтверждает). 21 мая подтвердили коронавирус у двух игроков «Торпедо-БелАЗ», ещё у двоих — подозрение. Кроме того, высока вероятность увеличения числа заразившихся среди болельщиков команд.

При этом БФФ рекомендовала клубам не сообщать СМИ о заболеваниях или подозрениях на COVID-19.

С другой же стороны, такая политика может дать толчок развитию белорусского футбола. Из-за остановки других чемпионатов внимание мировой футбольной общественности приковано к чемпионату Беларуси. Телекомпании из 12 стран приобрели права на показ игр белорусской Высшей лиги, среди которых и российская «Матч ТВ». По оценкам Betting Insider, только российский канал заплатил весомые по меркам белорусского футбола 210 тыс. долларов (за показ сезона в РФПЛ «Матч ТВ» платит около 29 млн долларов).

Помимо коммерческой составляющей, этот период во многом исторический для белорусского футбола, т. к. на него обращено внимание всего мирового футбольного сообщества. У отдельных белорусских команд даже появились зарубежные поклонники. В первую очередь это ФК «Слуцк», группа поддержки которого в «Фейсбуке» превысила 7 тыс. человек.


Безусловно, ключевую роль здесь сыграл перевод названия клуба на английский язык, созвучный с «девушками с пониженной социальной ответственностью».

К тому же это возможность для белорусских игроков привлечь внимание скаутов зарубежных клубов. Для большинства футболистов из РБ даже переезд в Россию — это огромный шаг вперёд в карьере. И сейчас для этого представляется отличная возможность, поскольку, учитывая уменьшение бюджетов футбольных клубов, вполне вероятно, что они могут обратить внимание на белорусских футболистов, трансферная стоимость которых достаточно низкая.

***

Коронавирус оказал колоссальное влияние на мировую спортивную отрасль. Наибольшие убытки терпят организаторы крупных спортивных мероприятий, в первую очередь Япония, которая в нынешнем году должна была стать хозяйкой Олимпийских игр. При этом говорить о полном крахе мирового спорта явно преждевременно.

Коронавирус нанёс огромный ущерб бюджетам футбольных, хоккейных и баскетбольных клубов, поставив некоторые из них на грань разорения.

Российские футбольные клубы могут стать одними из наиболее пострадавших из-за COVID-19, потому что их бюджет формируется преимущественно из денег спонсоров (более чем на 80 %), а большинство компаний сейчас испытывает тяжёлые времена. Кроме того, резко сократилось финансирование клубов, получающих средства из региональных бюджетов. Следовательно, возобновление чемпионата «без зрителей» кардинально не повлияет на благосостояние клубов.

Белорусский футбольный чемпионат фактически на 2 месяца оказался единственным, не остановленным в Европе. Это оказывает позитивное влияние на Высшую лигу и позволяет белорусским клубам компенсировать потери от спонсоров за счёт телетрансляций. Кроме того, у белорусских игроков появляется возможность обратить на себя внимание скаутов российских и европейских клубов. При этом продолжение чемпионата несёт прямую угрозу здоровью болельщиков и футболистов.