Дело здесь, скорее всего, не в политических вопросах и не в государственной политике Беларуси, причины, скорее, просто структурно-экономические и демографические. Ни для кого не секрет, что привлекательность российского рынка труда снизилась для всех категорий иностранных работников после падения курса рубля в 2015 году. Это касается и белорусов, и граждан Средней Азии: стоимость труда в России по сравнению с конкурирующими странами подешевела на треть, а то и в два раза. Россиянам это менее заметно, «дома и стены помогают», но имеющим возможность сравнивать гастарбайтерам это видно очень хорошо. Это первая причина.

Вторая причина — в некоторых структурных особенностях российского рынка труда. В России сейчас на рынке труда есть серьёзные проблемы и для своих граждан, к тому же значительная часть роста занятости происходит в сфере военной промышленности и военного строительства, практически закрытой для граждан Беларуси, несмотря на все союзные отношения. Большие инвестиционные проекты, прежде всего арктические, выполняются в районах пограничных зон, куда затруднено привлечение иностранцев, в том числе граждан Беларуси.

Кроме того, и здесь мы наблюдаем аналогии с поведением трудовых мигрантов с Украины и из стран Прибалтики. В России на рынке неквалифицированного труда очень сильна ценовая конкуренция со странами Средней Азии. И это также для мигрантов низкой квалификации делает привлекательной Польшу, где нет конкуренции со Средней Азией (как в России) и с арабскими и африканскими странами (как в Западной Европе). Хотя это тоже не вечно: Польша уже начала переговоры о привлечении рабочей силы с Узбекистаном. Но сейчас для мигрантов низкой квалификации это идеальное место.

В то же время специалистам и руководителям гораздо проще реализоваться в более близкой российской языковой, технологической и управленческой культуре, и это по движению рабочей силы тоже заметно.

Поэтому в причинах этого явления я бы не стал искать политику. Но вот политические последствия могут быть. Хотя случаи отторжения не так уж редки, всё же основная масса трудовых мигрантов «заражается» страной пребывания, её пропагандой и ценностями и начинает транслировать их у себя на родине. Мы можем это регулярно наблюдать на выборах в Молдавии, когда в зависимости от того, проевропейская или пророссийская партия у власти, стараются максимально облегчить участие в выборах работникам находящимся, соответственно, в Европе и России, и максимально затруднить противоположной стороне. Другая серьёзная потенциальная проблема — обилие на рынке «гостевого» труда Польши западных украинцев, которые неизбежно войдут там в круг общения белорусских гастарбайтеров, что может стать мощным каналом трансляции националистических идей и в Беларусь, причём не в городскую интеллигенцию, а в сельскую местность и малые города.

В этой ситуации действиями России для привлечения белорусских рабочих могло бы быть открытие в рамках Союзного государства позиций на рынке труда в ВПК, военном строительстве и пограничных зонах.